Акционерное общество «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 14.09.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Акционерное общество «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» в годы Великой Отечественной войны

Рабочие Мичуринского паровозоремонтного завода (сегодня – Акционерное общество «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем»), как и весь народ, сражались на фронтах и трудились в тылу.

На фронт ушло 1489 работников завода, не вернулись 357.

В музее истории завода представлен обширный документальный материал о тех боевых годах. В разное время ушло на фронт добровольцами около 200 работников завода.

Коллектив предприятия чтит память погибших. На обелиске Славы, расположенном на территории завода, имена тех, кто ушел и не вернулся с этой страшной войны. Имена 357 заводчан золотыми буквами вписаны в героическую историю нашего завода.

22 июня 1941 рабочие ремонтно-механического цеха вышли на работу, чтобы ликвидировать образовавшуюся задолженность. Бывший в то время начальником цеха Михаил Михайлович Безделин вспоминал:

«Трудовой день начался с хорошим настроением, с шутками. Дело шло неплохо, и, выкроив свободную минуту, заглянул я в клуб, на репетицию драмкружковцев. Там встретился со своим заместителем В.А.Степановым. Он был взволнован и срывающимся голосом сказал: «Война, товарищ начальник! Сейчас по радио сообщили…»

Завод перешел на режим военного времени. Работа шла по одиннадцать часов без выходных. Над тендерным и котельным цехами были сооружены вышки заводской службы ВНОС, внутри оборудованы помещения для работников завода, переведенных на казарменное положение. На полную мощность развернуто производство боеприпасов. Оперативное руководство осуществлялось в цехах, где частично еще ремонтировались паровозы, но основное внимание было направлено на перестройку производства продукции для фронта.

Оборудование бронепоездов — дело новое. Техники Б.Г.Гвоздев и Г.А.Беляченко занимались переработкой типовых чертежей на бронепокрытие, применительно к паровозам и платформам, поданным для этой цели на завод. Инженер В.В.Захаров разрабатывал техническую документацию на вращающиеся амбразуры и установку вооружения на бронеплощадки. Ели и спали у рабочих столов.

Основная нагрузка легла на коллективы котельного и сборочного цехов. Бригада котельщиков, руководимая А.В.Свешниковым, изготавливала заготовки вращающих амбразур и фасонное гнутье броневых листов, не выходила из цеха 56 часов, пока работа не была выполнена. Бригады Щербинина и Дорохова, следуя примеру Свешникова, трудилась в цехе по 30 и более часов. Люди выполняли по три-четыре нормы за смену. Было полностью оборудовано два бронепоезда и отремонтировано четыре бронепаровоза. Позже ремонтировали и переоборудовали бронеплощадки.

Все работы по оборудованию бронепоездов, проходившие под непосредственным руководством контролем главного инженера завода Петра Тимофеевича Ярошенко, были выполнены в срок и качественно.

Из-за войны не хватало металла. В дело шло все, что только можно было использовать. Около цехов перекапывалась и просеивалась земля, перелопачивались литейные и кузнечные отвалы. Была создана бригада «закоперщиков», которая собирала всю «добычу», дробила ее под копром и доставлялась в литейные цех на переплавку. Этот коллектив возглавлял начальник отдела кадров, он же секретарь первичной парторганизации заводоуправления М.И.Ананьев.

На предприятии были созданы отряды народного ополчения и рабочий батальон.

Рабочие завода наряду с ударным выполнением основной работы собирали в фонд обороны деньги, облигации, теплые вещи. Так, на создание танковой колонны «тамбовский колхозник» и эскадрильи самолетов имени Мичурина было передано 11 миллионов рублей.

Военная обстановка усложнялась. Все тревожнее становилось на заводе, продолжавшем напряженно работать, несмотря на частые воздушные налеты, сказывался недостаток материалов, топлива, электроэнергии. Первый вражеский самолет появился в районе города 25 ноября 1941 года. Сброшенные им на завод бомбы разрушили отделение цветного литья, красный уголок котельного цеха, несколько домов на прилегающей улице. Были и жертвы. Весной 1942 года при налете на станцию Мичуринск одна бомба, к счастью неразорвавшаяся, попала в юго-западный угол основания стены тендерного цеха. Позже была повреждена часть заводской столовой.

В июле 1942 года по заводу пронеслась тягостная весть «Эвакуация». На сборы, на погрузку были отведены считанные часы. Комплектно, с необходимой технической документацией отправлялось оборудование и технологическая оснастка всех производственных отделений. Готовились в дальний путь работники завода с семьями, прихватив имущество первой необходимости и наиболее ценный личный инструмент. Последний эшелон с оборудованием и людьми отправился в Пермь 1 августа 1942 года. Кроме того, силами уезжавших и тех, кто оставался в городе, в период с 9 июля по 6 августа были отправлены 73 паровоза, 24 из которых были отремонтированы, передвижная электростанция, бронепаровоз и несколько бронеплощадок.

В Мичуринске осталось минимальное количество оборудования и 227 работников (17 инженерно-технических работников, 78 производственников, 5 человек младшего обслуживающего персонала, 42 работника охраны). Действовали частично только ремонтно-механический, силовой, сварочный и транспортный цехи. Функции начальника завода выполнял бывший начальник ремонтно-механического цеха М.М.Безделин. Занимались текущим ремонтом бронепоездов, выполняли разнообразные заказы воинских частей: изготовляли шарниры для установки зенитных пулеметов, доводили до нужного качества поршневые кольца авиационных двигателей.

Эвакуированные мичуринцы были разделены на три группы, направлявшиеся в Пермь, Новосибирск и Красноярск. Самая крупная группа влилась в коллектив Пермского паровозоремонтного завода. Вторая группа была эвакуирована в Новосибирск. На место эвакуации коллектив доставил механическое и литейное оборудование. Разместилось производство в паровозном депо станции Новосибирск-2 (Алтайский). Меньшая часть мичуринцев, сопровождавшая энергетическое оборудование, прибыла на станцию Инская, под Новосибирском. Здесь было развернуто строительство паровозоремонтных мастерских. Мичуринцам предстояло продолжить строительство и организовать отдельные цехи. Они стали фактически основными создателями и первыми руководителями зарождающегося предприятия.

Отдельным эшелоном в июле 1942 года была эвакуирована заводская кислородная станция со всем оборудованием и коллективом. По прибытии на Красноярский паровозоремонтный завод станция была восстановлена своими силами и введена раньше планового срока в эксплуатацию.

У рабочих, оставшихся в Мичуринске, дел также было немало. Когда враг стал отступать, пришел приказ – восстановить завод в Мичуринске и начать ремонт как военной техники, так и основной продукции. После окончания войны предприятие вернулось к мирному труду.

Дата публикации: 14.09.2020