АО МТЗ ТРАНСМАШ в годы войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 05.10.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

АО МТЗ ТРАНСМАШ в годы войны

ПОКЛОНИМСЯ  ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!

Начало войны сразу переменило все: настроение людей, их планы и надежды, мечты и даже внешний вид. Казалось, что по-иному выглядят цеха завода, хотя 22 июня 1941 года производство тормозов продолжалось, как обычно в мирное время.

Люди стояли у репродукторов, чтобы послушать правительственное сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз.

У конструктора  Валерьяна Казанцева, сына первого отечественного  изобретателя железнодорожных тормозов Ф.П.Казанцева, сразу созрел ответ: — Иду в военкомат. И когда несколько человек стали рядом, добавил: — Наше место на фронте.

Первыми ушли на фронт или в ряды народного ополчения рабочие Кобзун, Попов, Капранов, Александров, редактор многотиражки Френкель, Главный конструктор Жилин и многие другие. Всего же ушли на фронт 250 тормозников, многие не вернулись. И ежегодно на митинге 9 мая в заводском сквере у стелы с именами погибших коллектив возлагает цветы и вспоминает товарищей.  Мы  не забываем  Героев Советского Союза Цезаря Куникова, командира батальона морской пехоты, в течение 225 суток сдерживавших натиск врага. (В центре Новороссийска установлен ему памятник, а одна из площадей Москвы носит его имя) и летчика Константина Денисова, совершившего 536 боевых вылетов. Лично сбил 13 вражеских самолетов и 6 в групповых боях. Не забываем и Заслуженного изобретателя  РСФСР Тенгиза Шавгулидзе. Его имя во время войны стало легендой. В партизанских отрядах Белоруссии он творил настоящие чудеса, изобретая  различные средства борьбы с врагом из подручных материалов. Его изобретения выставлены в Музее Вооруженных сил.

 

 

На четвертый день Великой Отечественной войны, когда еще безрадостными и тревожными были сводки с переднего края битвы, в газете «Правда» появилось Обращение работниц Тормозного завода к тем, кто ушел защищать Отчизну. И сегодня нельзя без волнения читать  этот трогательный, полный  драматизма и патриотической самоотверженности  документ:

«Дорогие мужья, братья, отцы, сыновья, дорогие товарищи!

Темной ночью фашистские псы из-за угла напали на наш дом, пролили кровь невинных людей, нарушили наш мирный труд. Честь и независимость Отечества, свобода, дети, нивы, заводы, жилища в опасности. Гневом и ненавистью наливаются наши сердца при мысли об этом.

Родные  и  любимые! По призыву нашего правительства вы идете защищать Родину от коварного, жестокого врага. Нелегко оставлять свои семьи, но мы видим нас бодрыми и торжественными, смелыми и мужественными, и мы гордимся вами. Теперь, когда вся страна  поднялась как один человек, мы знаем, мы уверены, что враг будет уничтожен, разбит, что победа будет за нами.

В грозные дни боевой тревоги мы, женщины, работницы Московского тормозного завода, решили обратиться к вам, нашим дорогим мужьям, братьям,  сыновьям и товарищам, уходящим на фронт, с напутственным словом.

Дорогие бойцы и командиры Красной Армии! Смело идите в бой с врагом, защищайте нашу землю, наших детей, нашу свободу.

Вы идете на фронт, мы остаемся в тылу. Но нет у нас фронта и тыла. Все свои силы, всю свою энергию мы приложим к тому, чтобы  заменить вас на производстве, обеспечить вас всем необходимым. Понадобиться – будем работать  день и ночь, нужно будет – поможем вам с оружием в руках. Не беспокойтесь о нас, не волнуйтесь – мы полны сознанием своего долга перед отечеством, понимаем всю сложность и ответственность обстановки.

Наши работницы – фрезеровщица Шматова, сверловщица Алешина, контролер Фролова и многие другие, проводив своих мужей на фронт, работают сейчас с удвоенной энергией, выполняют план на 180-200%. Стахановским трудом  на предприятиях мы будем крепить ваши боевые успехи.

Русские женщины всегда вместе с мужьями вставали на защиту своей Родины. Во времена наполеоновского нашествия  они помогали гнать интервентов. В годы героической обороны Севастополя  женщины самоотверженно  ухаживали за ранеными  солдатами. Тысячи  женщин показали себя настоящими патриотками  во время боев с белофиннами. В нынешней   Отечественной войне жены бойцов и командиров Красной Армии  делом докажут, что они являются достойными боевыми подругами своих мужей.

Наша работница Кутузова, проводив мужа и братьев на фронт, сказала им:

        — Прощайте товарищи!  

           Вас провожая,

           Не  будем  мы  плакать, рыдать.

           Идите, родные,

           Любимы братья,                                             

           Страну от врага защищать.    

      Мы добавляем к этому: беспощадно громите врага! Бейте фашистскую сволочь! Помните, что наше дело правое, враг должен быть разбит!..»

Во время войны завод  на ходу менял профиль своей работы, перестраивался. Ему предстояло выпускать новую продукцию – снаряды, мины, механизмы для зениток. Надо было приспособить станки к их производству. И тут опять подтвердил своё название завода изобретателя. Дирекция и партийная организация объявили сбор изобретений и рационализаторских предложений. Сотни людей задумались над поставленной задачей. Буквально в два-три дня несколько сот станков и машин  были переоборудованы для изготовления военной продукции.

За годы войны завод производил продукцию для нужд фронта и тыла: корпус мины со стабилизатором (калибр 80мм), корпус мины со стабилизатором (калибр 30мм), корпус ручной гранаты (лимонка), зенитные установки со спаренными пулеметами для автомобилей «ГАЗ», корпус для снарядов РОФС («Катюша»), палец трака для таковых гусениц, отбойные пневматические  молотки, тормозное оборудование.

Завод было решено эвакуировать на станцию Шершня (Челябинская область) Южно-Уральской железной дороги. Лишь два цеха, изготавливавшие боеприпасы, остались в столице – литейный и механический.

В течение 10 дней отгрузили 187 платформ с оборудованием, отправили 3 эшелона с людьми.

Кроме новой продукции – снарядов и мин, завод выпускал и свою прежнюю – тормоза, к которым предъявлялись повышенные требования. Поезда  шли с огромным весом и невиданной длины. Повышенные требования  предъявлялись к санитарным поездам. Был  разработан трехрежимный тормоз, способный безотказно  работать в коротких, длинных пассажирских поездах и смешанных товаро-пассажирских. Он обеспечивал быструю и плавную остановку состава любой длины.   Конструкторы разработали оригинальный регулятор хода насоса, который увеличивал срок службы паровоздушных насосов и экономил много топлива, воздухомер для контрольных пунктов, проверявший плотность тормозной сети и величину утечек сжатого воздуха. Много сделали изобретатели Егорченко, Матросов, Шавгулидзе, Албегов, конструкторы Гнутов, Гринио, Разумовский, Столярихин, Жилин, Дидусенко…

В октябре – ноябре 1941 года многие сотрудники завода после смены участвовали в возведении укреплений вокруг Москвы. Агафонов, Гнутов, Сафронов, как и другие, часто  трудились при непрерывных воздушных налетах фашистских самолетов и артиллерийской стрельбе.

В короткие сроки коллектив завода разработал и наладил выпуск отбойных молотков для шахт Подмосковья. 

Большая группа тормозников была награждена  правительственными наградами, Орденами, медалями, денежными премиями. Среди них  Л.А. Гнутов, М.А. Вайнштейн, И.И. Ламунин, И.В. Пырков, Клейменов… И.Б. Задзишек и К.Т. Щекотихин стали лауреатами Государственной премии, В.А. Гринио премировало Военное министерство. ИЛИ ВСЕХ С ИНИЦИАЛАМИ, ИЛИ НИКОГО.

 

Дата публикации: 05.10.2020