АО «НПО «Электромашина» в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 03.08.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

АО «НПО «Электромашина» в годы Великой Отечественной войны

АО «Научно-производственное объединение «Электромашина» (Челябинск, входит АО «Концерн «Уралвагонзавод») – предприятие по разработке, производству и ремонту электрооборудования, электрических систем и отдельных блоков для ОПК, продукции производственно-технического назначения (в том числе для железнодорожной, пожарной техники) и продукции гражданского назначения. Перечень железнодорожной продукции включает в себя различные виды контакторов, реле, блокировок, вентилей, контроллеры машинистов, систем автоматического пожаротушения и кондиционирования.

Завод электромашин был создан 9 августа 1934 года – 85 лет назад — в Москве на базе комбината «Электрозавод», который располагался на Введенской площади. Новый завод занимался разработкой и организацией производства новых видов танкового и авиационного электрооборудования. Всего на Электромашине выпускалось 33 наименования изделий, в том числе генераторы, стартеры и коммутационные устройства.

(Здание Электрозавода в Москве)

Эвакуация
На следующий день после начала Великой Отечественной войны весь завод был переведен на казарменное положение. Все зэмовцы находились на территории завода почти круглыми сутками. Вскоре, с началом налетов вражеской авиации, в конторских помещениях были поставлены кровати, где работники завода отдыхали в перерывах между работой и дежурствами.

С началом войны резко увеличился план выпуска продукции, но все были готовы сделать даже невозможное. В первые месяцы войны завод продолжал выпускать авиационное оборудование, моторы СА-1 и СА-189, выключатели ВК и ВМ, стартеры СМА, СМТ, СМС и СТ-61.

Осенью 1941 года было решено эвакуировать завод в Челябинск, он расположился в гараже «Семьстрой» (площадью всего 5 тыс. м2) на глухой окраине города. Позднее этот гараж станет первым корпусом челябинского завода «Электромашина».

Люди трудились в тяжелых условиях. Изначально гараж не отапливался, зимой руки у рабочих прилипали к станкам, и они по очереди ходили греться в теплушку. Затем соорудили систему отопления при помощи стоящего рядом паровоза. Очень многое в судьбе Завода электромашин изменил приказ Наркома танковой промышленности от 15 августа 1944 года. В нем говорилось, что производство танкового электрооборудования усложняется из года в год, это требует изменения статуса завода. Согласно приказу, завод № 255 НКТП был переведен «в первую группу заводов по сложности производства». С этого момента на Электромашине началось планомерное строительство под конкретные цеха.

(Линия обмотки якорей в новом корпусе 1944 год)

(Линия обмотки якорей в новом корпусе)

Героический труд
Всего через 2 месяца после эвакуации Завод электромашин (в военный годы он носил номер 255) выпустил первую продукцию. 22 декабря 1941 года в неимоверно трудных условиях работы первые стартеры, принятые заказчиком, были отправлены на Челябинский тракторный завод для комплектования танков.

Большую часть коллектива завода «Электромашин» во время войны составляли женщины. Еще один источник пополнения рабочих кадров — бывшие школьники, подростки-ученики в возрасте 15-16 лет.

Планы, которые давали заводам и которые вряд ли были бы выполнимы в мирное время, никого не удивляли – это было нужно для фронта, для Победы. В 1942 году завод Электромашин получил не только задание увеличить выпуск стартеров, реле-регуляторов и генераторов, но и завершить работу по освоению нового стартера и начать его выпуск, а также выпуск реле-регулятора РРТ-30.

Согласно отчетам, в 1942 году ЗЭМ полностью выполнил государственный план-заказ: произвел почти 22 тысячи стартеров, 19 тысяч генераторов и свыше 40 тысяч реле-регуляторов. 20 января 1943 года за образцовое выполнение правительственного задания по выпуску электрооборудования для бронетанковой промышленности завод № 255 получает свою первую награду — орден Трудового Красного знамени. В том же году большая группа работников завода награждена орденами и медалями СССР.

(Дружный коллектив обмоточного цеха)

(Участок стартеров)

Еще до войны — в ноябре 1937 года — на заводе Электромашин появилась новая разработка – стартер СТ-700 для двигателя В-2. Оригинальный привод был разработан главным конструктором Завода электромашин Петром Сергеевым. Затем были ряд доработок и модификаций. Производство стартера СТ-700 после всех доработок не вызывало сложностей, и в эксплуатации он нареканий почти не имел. Стоит отметить, что этот стартер, а также генератор и реле-регулятор Завода Электромашин в 1939 году поставлялись для легендарных танков Т-34.

На основе стартера СТ-700 в 1944 году был разработан оригинальный стартер СТ-16, ставший базовым стартером и успешно использовавшийся уже после войны на новых боевых машинах, вплоть до танка Т-54. «Первое поколение стартеров – стартеров с релейно-контакторной элементной базой – самые массовые изделия, выпускавшиеся заводом Электромашин, — писал позднее в своей работе, посвященной истории танкового электрооборудования, ученый секретарь АО «НПО «Электромашина» Борис Наумович Гомберг. – Их конструкция оказалась настолько удачной, что в течение нескольких десятилетий оставалась неизменной и подвергалась лишь незначительным доработкам…»

Еще одна важная разработка времен войны (первая половина 1945 года), которая подняла на новый уровень возможности советских танков — комплект электрооборудования поворота башни танка. Система состояла из 7 изделий: мотор-генератор АБ-60, мотор поворота башни МБП-54, контроллер КБ-3 управления скоростью башни. Умформер и контроллер для этого комплекта по своей конструкции были совершенно новыми для производства завода. Привод должен был обеспечить быстрый переброс дула и плавное наведение на цель. Производства аналогичных изделий в Союзе не было.

(Стартер СТ-700)

(Агрегат механизма поворота башни АБ-60 1945 г)

(Стенд для испытания стартера 1944 год)

9 мая 1945 года
9 мая в 4 часа 15 минут по радио было передано знаменитое сообщение о капитуляции фашистской Германии. Его ждали. Все рабочие, ИТР и служащие уже через час пришли на завод. Какое было ликование! В 8 часов утра был проведен общезаводской митинг, в котором приняли участие свыше 1500 человек. Чувства гордости, восхищения, радости переполняли каждого…

Радостное известие обернулось новыми трудовыми подвигами – многие рабочие здесь же, на митинге, взяли на себя повышенные обязательства. И сдержали слово — средняя выработка в мае 1945 года превысила 150 процентов.

Большинство заводчан 9 мая приняли участие в общегородской демонстрации. До поздней ночи проходило народное гулянье. В городе на улицах выступали артисты театра, всюду устраивались танцы, допоздна показывали кино. Все завершилось праздничным салютом.

(Праздник победы на центральной площади Челябинска 9 мая 1945 года)

Дата публикации: 03.08.2020