АО «Тулажелдормаш» в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 01.06.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

АО «Тулажелдормаш» в годы Великой Отечественной войны

В 1930 году паровозоремонтные мастерские, основанные в 1869 году, были переоборудованы и преобразованы в механический завод. На заводе был налажен выпуск средств малой механизации, дренажных машин, путевых стругов и шпалоотрывателей для обслуживания и ремонта путей. Коллектив конструкторского бюро при разработке путевых машин уже в то время отличался своей новизной технических решений и имел успех не только в стране, но и за рубежом.

С началом Великой Отечественной войны на заводе был организован истребительный батальон, который защищал Тулу. В октябре 1941 года линия фронта приблизилась к Туле и завод был эвакуирован в Ташкент и Златоуст, где для фронта выпускались боеприпасы: мины и путеразрушители. На мощностях завода производились водомаслогрейки. Конструкция из двух котлов позволяла держать горючую смесь теплой для быстрого запуска танков и самолетов в зимнее время. Завод пробыл в эвакуации несколько месяцев, а с 1942 года началась разработка, а затем и производство противоминных тралов ПТ-3 для танков Т-34. Аналогичной техники не было у немцев, а у англичан подобные тралы появились лишь к концу войны. Это изобретение спасло жизни многих советских солдат и было удостоено государственных наград.

Сразу же после войны завод начал выпуск новых электробалластировочных машин ЭЛБ-1 и ЭЛБ-3, грузоподъемных кранов, вагонных замедлителей и… топоров. Этот инструмент был очень востребован во время послевоенного восстановления страны.

Завод не забывает свою славную историю и вклад в Великую Победу. Ветераны войны всегда почётные гости на всех мероприятиях завода, делятся воспоминаниями и принимают активное участие в жизни предприятия. В 2015 году совместно с руководством области Тульским отделением Московской железной дороги был восстановлен бронепоезд № 13 «Тульский рабочий», в армии его звали просто «Туляк». Он защищал подступы к городу и прикрывал железнодорожную станцию Тула-1 от авианалетов, подвозил продовольствие по единственной сохранившейся в руках Красной армии железнодорожной ветке. После того, как враг был отброшен, «Туляк» воевал на Юго-Западном фронте. Сегодня это экспонат Музея военной истории Тульского края.

АО «Тулажелдормаш» совместно с тульским отделением Российского военно-исторического общества провело работы по восстановлению бронепоезда № 16, который в начале войны оборонял родной город, а затем защищал Смоленск, где и был повреждён в бою. Бронепоезд № 16 экспонируется в тульском парке «Патриот».

Труженик тыла, ветеран труда Людмила Черкасова* встретила войну 14-летней девочкой в родной деревне Тургенево Чернского района Тульской области, а победу отпраздновала уже работницей завода «Тулажелдормаш», где трудилась до выхода на заслуженный отдых.

В результате стремительного наступления немецких войск в 1941 году Тургенево осенью оказалось в оккупации. По соседним лесам пробирались к своим выходившие из окружений красноармейцы. Люда Фролова (такова её девичья фамилия) жила с бабушкой. Их дом стоял на окраине деревни, ближе всех к лесу, где в небольшой избушке лесника останавливались для ночёвки шедшие к укатившейся в сторону Москвы линии фронта советские бойцы. Без припасов, оборванные и голодные. Люда носила им еду, которую готовила бабушка. Кормили тем, что имели сами. Иногда помогали и некоторые из тех, кто знал об этом в деревне. Так, председатель колхоза передавала бабушке муку, чтобы можно было выпечь больше хлеба для красноармейцев. Но в основном, вспоминает Людмила Васильевна, жители в период нескольких месяцев оккупации между собой не общались, стараясь без крайней необходимости дома не покидать.

Потом был декабрь – и первая значимая победа Красной армии, одержанная в битве за Москву. Фашистов из деревни прогнали, однако фронт надолго остановился у Оки, столкнувшись с хорошо подготовленной обороной противника. Деревня Тургенево была освобождена, но оказалась в прифронтовой полосе, недалеко от передовой. В местной средней школе организовали полевой госпиталь. Люда пришла и предложила свою помощь. Всю зиму 1941–1942 гг. ухаживала за ранеными: попить, покормить, поправить лежанку, что-то под головой, что не нужно – вынести, что надо – принести.

«Все лежали на полу, мы подкладывали им солому вместо матрасов. Под головой у кого что имелось – вещь-мешок или шинель», – рассказывает ветеран.

Советские войска наступали, раненых было много. Их привозили и увозили в тыловые госпитали обычно ночью, когда затихали бои и в воздухе не было вражеской авиации.

Весной жителей из прифронтовой полосы эвакуировали. Подростков Чернского района отправили в Новосибирск, где они учились в школе и осваивали разные рабочие профессии. Людмила там сильно заболела – климат оказался слишком жёстким для ослабленного организма. В 1944 году её отправили в Тулу, где она и поступила работать на завод. Слабую здоровьем девчушку взяли в бухгалтерию, где она была сначала бухгалтером, а позже, уже в зрелом возрасте, стала экономистом.

Люда Фролова пришла на завод «Тулажелдормаш», работники которого принимали самое активное участие в знаменитой героической обороне Тулы, 45 дней находившейся под ударами врага. Рабочие предприятия организовали истребительный батальон, участвовавший в боях за город, вступали в ряды регулярной армии и бились с фашистами до Победы. На стоящем сегодня у заводской проходной обелиске увековечена память 81 заводчанина, погибшего на фронтах Великой Отечественной.

Предлагаем посмотреть видеоролик, подготовленный АО «Тулажелдормаш» и приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: https://yadi.sk/i/L0_GOnDjN_ANLA

*Материал об Л. Черкасовой был опубликован в газете «Гудок» № 78 от 30.04.2020 г., авторы: Игнат Вьюгин, Сафие Эмирова

Дата публикации: 01.06.2020