Брянский машиностроительный завод в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 29.06.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Брянский машиностроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Страшное время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года коснулось каждого советского человека. Война изменила привычный уклад жизни людей, семей, предприятий.

Перед войной Брянский машиностроительный завод, основанный в 1873 году, носил название Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод, затем именовался «Красный Профинтерн», выпускал грузовые вагоны, платформы, паровозы различных типов, жатки, плуги, бороны, мосты, краны, трубы, прокат, литье.

С первых дней войны резко возрос выпуск продукции в цехах, работавших на оборону: значительно ускорилась сборка паровозов и вагонов. Это было крайне важно, так как в начале войны было потеряно большое количество подвижного состава и локомотивов.

Из воспоминаний:
Директор паровозостроительного завода «Красный Профинтерн Г.Д.Гогиберидзе: «Война! Одни из профинтерновцев – на фронтах, другие в народном ополчении. Каждый из оставшихся работает за двоих и троих. Потерян счет часам, забыта усталость. К станкам и верстакам стали жены и сестры ушедших, старики и подростки. А враг все ближе. Фашистские бомбы все чаще рвутся над городом. Немецкое командование стремилось захватить завод с ходу. Однако гитлеровцы просчитались. В своем высокомерии фашисты не хотели и не сумели понять, что не видать им наших предприятий, как своих ушей, не заставить советских людей работать на своих врагов. Мудрое и смелое решение партии и правительства о перебазировании промышленных предприятий из угрожаемых районов и создании на востоке страны мощного военно-промышленного потенциала на базе заложенного там в первые пятилетки фундамента индустриализации, явилось крупнейшей стратегической победой Советского государства, а эвакуацию и пуск каждого предприятия на новом месте можно было приравнять к выигранному сражению. Доставалось оно нелегко».

Эвакуация завода
В 1941 году, учитывая особое значение завода для страны, правительство отдало приказ о срочной его эвакуации в Сибирь. Несколько позже немецким фашистам удалось временно занять город Бежицу. 3а трое суток был сформирован первый эшелон в составе 34 вагонов, где вагоны и паровоз были собственного производства. В июле — октябре 1941 оборудование завода эвакуировано в Красноярск: отправлено 7550 вагонов, 15 тыс. рабочих.

Из воспоминаний:
Ветеран труда БМЗ К. Орлова:
«2 октября мы прибыли в Красноярск. На правом берегу реки Енисей в одноэтажном деревянном бараке нашёл заводоуправление. Захожу и спрашиваю: «Где же сам завод?» А мне отвечают: «Видите, на том конопляном поле забиты колышки, здесь и будет построен завод». Сибирский холодный ветер пронизывал до костей, но люди по 12-16 часов не уходили с разгрузочной площадки. Они не только разгружали, но и монтировали часть поступающего оборудования. К тому же приходилось еще сооружать для жилья землянки и бараки».

В первые месяцы завод (директор Гогиберидзе Г.Д.) выпускал 50-мм ротные минометы, затем мостовые краны грузоподъ­емностью до 75 т. В конце 1942 года завод освоил производство головок для реактивных снарядов («Катюши»). В 1943—45 выпущено 40 па­ровозов СО («Серго Орджоникидзе»), что явилось большим вкладом в развитие железнодорожного транспорта страны.

Из воспоминаний:
Бывший член комсомольско-молодёжной бригады А. Володкевич: «Трудно себе представить, откуда только брались силы. Мы не приходили домой по трое суток. Когда получали задание изготовить в течение суток 12 минометов, никто не поверил в это. Все знали: чтобы изготовить один миномет, надо 15 часов».

Во второй половине 1943 года часть оборудования была возвращена в Бежицу. В Красноярске осталось предприятие, на базе которого вырос мощный завод «Сибтяжмаш» — крупный центр машиностроения по выпуску магистральных паровозов, металлургических кранов и других машин для промышленности. За время войны в Красноярске построено и введено в эксплуатацию 15 цехов общей площадью 72 тыс. метров.

Трудовые подвиги заводчан
В 1941-м одновременно с эвакуацией оборудования продолжался выпуск продукции. Рабочие уходили на фронт. А тысячи оставшихся в городе людей, включая пенсионеров и выпускников школ, совершали свой трудовой подвиг, вставая на вахту, работали за двоих: отец за сына, сын и дочь за отца, сестра за брата, ушедших на фронт. Рабочие сутками не уходили со своих участков, в результате чего темпы сборки паровозов и вагонов превзошли довоенные уровни.

Заменив товарища, токаря «Красного Профинтерна», Валентина Улькина возглавила на предприятии движение девушек-двухсотниц, выполнявших дневное задание на 200 и более процентов. По четыре нормы в смену давал токарь механосборочного цеха Михаил Гриценко, перешедший на обслуживание трех станков, на двух из которых ранее работали его друзья, ушедшие на фронт.

Из воспоминаний:
Из письма Рудакова Б.Ф. сыну на фронт: «Дорогой сын! Много, очень много хочется сказать тебе. И о своей гордости за тебя, за славного воина. И дать совет быть бесстрашным бойцом, беспощадно разить врага. Я твердо уверен, что ты не окажешься трусом, не покроешь позором седую голову твоего отца. Мой Николай, не щади жизни. Мужественно защищай свою Родину, вскормившую и воспитавшую тебя.  Несмотря на годы, я возвратился на завод, к станку. Работаю, пока есть силы».

Особое задание – бронепоезд № 2 «За Родину»
В июле 1941 года завод получил особое задание от Государственного Комитета обороны – построить бронепоезд. Старые кадровые рабочие, те, кто строил бронепоезда в годы Гражданской войны, взялись делать стальную крепость на колёсах. Одновременно началось комплектование экипажа. В команду бронепоезда одними из первых попросились Павел Герасичкин, братья Николай и Сергей Петрунины, Сергей Никифоров, Сергей Аваков, Андрей Толкачев. Записалось вдвое больше добровольцев, чем требовалось. Сооружение бронепоезда велось день и ночь.

Из воспоминаний:
Енин А.Н. — военный комиссар особого бронепоезда № 2 «За Родину»: — «Как броня, выдержит противотанковый снаряд?».
Начальник котельного цеха завода Коновалов И.М. – «Не беспокойтесь, товарищ комиссар, броня особая. Сами варили, сами катали и сами закаляли, каждый лист опробован на полигоне. Гарантируем! Бронь не подведет, делали ведь для себя».

Когда враг стал приближаться к Брянску, материальная часть бронепоезда, вооружение, броня были срочно отправлены в Луганск. Вместе с ними уехали 75 молодых рабочих-добровольцев, составивших будущий боевой экипаж грозной машины. В начале сентября стальная крепость на колесах была готова. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза, бронеплощадок с 76-миллиметровыми орудиями, пушками, бортовыми пулеметами «Максим» в шаровых установках, бронированных платформ противовоздушной обороны с крупнокалиберными и спаренными пулеметами, бронеавтомобилей, двух железнодорожных дрезин, двух мотоциклов с колясками и другой техники.

Первое боевое крещение бронепоезд получил 25 октября на Украине в районе Дебальцево. Потом были бои под Ровеньками, на участке железной дороги Новочеркасск — Шахтная. Внезапные налеты, мощный огонь наводили ужас на фашистов. Враги охотились за бронепоездом. Они выводили из строя пути. Вели обстрел из тяжелой артиллерии. Бомбили с самолетов. Экипаж с честью выходил из самых трудных положений.

В феврале 1942 года о героических подвигах бронепоезда № 2 «За Родину!» было рассказано в киноочерке, вошедшем в «Боевой киносборник» № 19. Однако 15 июня 1942 года произошло непоправимое. На бронепоезд фашисты бросили сразу несколько десятков бомбардировщиков. Один за другим они пикировали и сбрасывали бомбы.

Тяжелая бомба попала в тендер, паровоз вышел из строя. Потерял маневренность. Тут же взорвались тяжелая площадка и площадка противовоздушной обороны. Загорелись контрольные платформы. На них стали рваться запасные комплекты снарядов. Окутанный дымом и огнем, экипаж бронепоезда продолжал героически сражаться. На искореженный и обожженный бронепоезд, который уже не мог двигаться, вести огонь, самолеты врага продолжали делать налеты, бомбили и обстреливали его из пулеметов. Команде бронепоезда уцелеть не удалось.

В центре Донбасса на одной из станций стоит сейчас стальной памятник, под которым лежат герои-добровольцы бронепоезда «За Родину!» — бывшие рабочие Брянского завода. На территории Брянского машиностроительного завода также установлен памятник, который воздвигли по проекту архитектора В. Теребуховского в 1966 году. На трехгранном бетонном, с мраморной крошкой постаменте высотой четыре с половиной метра высится орудийная башня бронепоезда. Макет башни выполнен из листовой стали. «Работникам завода, героически сражавшимся с врагом в годы Великой Отечественной войны в составе бронепоезда № 2 «За Родину!», построенного брянскими машиностроителями». «Никто не забыт и ничто не забыто», «За нашу Советскую Родину», — гласят надписи на боковых гранях постамента. В годы Великой Отечественной войны дивизион из трех бронепоездов в составе 21-й армии совершал боевые действия в Белоруссии, а затем на Украине.

Партизанский отряд имени Виноградова А.И.
Уже в первые дни войны из рабочих Брянского машиностроительного завода было сформировано боевое соединение – истребительный отряд. В нём насчитывалось 512 человек: 115 коммунистов и 87 комсомольцев. Командиром отряда был назначен начальник машиносборочного цеха № 5 Виноградов А.И., потомственный металлист, пользовавшийся большим авторитетом у рабочих. Почти два с половиной месяца отряд поддерживал в городе общественный порядок, вел борьбу с диверсантами и шпионами. Затем перебазировались в лес, где организовали место стоянки, оборудовали склады с продовольствием, вели боевую учебу. Отряд наносил ощутимые удары по врагу. После гибели попавшего в засаду 26 июля 1942 года Виноградова А.И. отряд стал носить его имя.

Из воспоминаний:
Командир разведподразделения 330-й советской дивизии Тульского пролетариата М. Розин: «С прискорбием узнали мы о тяжелых потерях отряда, о гибели его командира Виноградова, и все мы склонили головы в память об этом боевом командире. Не знали мы его лично, но люди виноградовского отряда своей волей и преданностью всегда были у нас, разведчиков, примером больших патриотов. У таких людей был большой командир – человек сердца».

За годы боевой деятельности партизаны активно занимались диверсионной работой. Еë актуальность объяснялась подготовкой к битве на Курской дуге. Главной задачей партизанского движения стала парализация движения железнодорожного транспорта. Принимались также меры к недопущению формирования в лесах групп власовцев, полицаев и других предателей Родины. Партизаны совершали налеты на тылы отступающих гитлеровских частей. Вели борьбу с поджигателями. Не позволяли оккупантам угонять в Германию советских людей и скот.

На рассвете 17 сентября 1943 года виноградовцы соединились в Дятьковском районе с частями Красной Армии. Из боевого рапорта Центральному штабу: В результате боев и диверсионной работы за время с 8 октября 1941 года по 16 сентября 1943 года спущено под откос 123 ж/д эшелона врага, уничтожено свыше трех тысяч захватчиков и около двух тысяч автомашин, 13 самолетов, 8 мостов, 31 км линий связи и ряд других вражеских коммуникаций.

Родина высоко оценила патриотический подвиг партизан. А.И. Виноградов был награжден орденом Ленина, Красного Знамени, медалью «Партизан Великой Отечественной войны» 1 степени. Орденами Красного Знамени были отмечены П.А. Корявченков, В.П. Дурнев, П.А. Рыжков, Красной Звезды — Т.Ф. Шпадырев, Л.П. Журавлев, И. Г. Борисенков, медалями «За отвагу» — С.П. Ремизов, Г.А. Мирошкин, В. Козлов и многие другие.

Восстановление завода
В годы войны завод был почти полностью разрушен. После освобождения Бежицы (9 ноября 1925 года Постановлением Президиума ВЦИК Бежица отнесена к категории городов Брянской губернии; 15 февраля 1936 года постановлением ЦИК СССР город Бежица и станция Болва переименованы в Орджоникидзеград; 17 сентября 1943 года Приказом Верховного Главнокомандующего городу Орджоникидзеграду возвращено старое название Бежица. От немецко-фашистских захватчиков (еще во время войны) завод начал восстанавливаться и одновременно выпускал продукцию для фронта.

В 1943 году на завод вернулись кадровые рабочие, в том числе знатные сталевары К.Я. Локтюхов, Г.С. Кучевинов и другие.

Они, несмотря на преклонный возраст, одними из первых пришли на завод и заявили, что у них найдутся силы, чтобы потрудиться на восстановлении родного предприятия. Бежичане и жители Брянска принялись разбирать завалы, взяв в руки ломы, лопаты, кувалды. На первых порах никто не заявлял о своей профессии: слесари, токари, сталевары, формовщики, мастера, инженеры – все делали одну работу: расчистку территории.

В течение пятнадцати дней коллективы энергетиков и механиков под руководством инженеров Романчикова и Тупицына для возрождающейся электростанции отыскали и восстановили разбитые двигатель и генератор. Завод и часть города получили необходимое количество электроэнергии. 23 октября 1943 года над Бежицей разнесся новый басовитый заводской гудок, возвестивший о возрождении завода. Параллельно велись работы по установке механического и сталелитейного оборудования, а в начале ноября пустили чугунолитейную вагранку.

15 декабря Государственный Комитет обороны вынес решение об ускорении восстановления предприятия. В этот же день первую плавку дала и мартеновская печь. Из выступления А. Савельева в день первой плавки от имени старых рабочих и партизан: «Больше двух лет думал об этом дне. Думал и бил фрицев. Чтобы он, этот день, настал».

Один за другим оживали цехи локомотивостроения, краностроения, кузнечно-прессовый, кислородный, модельный. Люди не только ждали скорой победы над врагом, но и старались своим трудом приблизить эту победу. Через год — в сентябре 1944 года — завод уже занял третье место в соревновании между предприятиями Наркомтяжмаша. По заданию последнего изготовили опытный мотовоз узкой колеи «М-1». Скорость он развивал пока малую — 33 километра в час, так как питали его два автомобильных двигателя. Это был первый для восстановленного завода заказ железнодорожников.

Помимо заводских дел машиностроители оказывали помощь в восстановлении гражданских объектов Бежицы и Брянска.

Железный флагман Брянщины, имевший за плечами 70-летний возраст, вновь обретал былую мощь и силу.

В июле 1945 года на конференцию в Потсдам делегацию СССР во главе с председателем СНК И.В.Сталиным доставил паровоз СО17-1613. Он был построен на средства бойцов и командиров паровозной колонны № 7 в Красноярске, куда завод был эвакуирован в первые месяцы войны.

1 ноября этого же года было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о восстановлении 15 крупнейших и старейших русских городов, в том числе Брянска, что существенно улучшило снабжение строительными материалами и оборудованием. Восстановление завода набирало темпы. В конце года заводу было поручено освоить выпуск паровозных тендеров, а в декабре 1946-го в еще полуразрушенных цехах был построен новый мощный паровоз серии Л №1001 «Победа».

(На фото участники изготовления первого послевоенного паровоза)

© АО «ТМХ», АО  «УК «БМЗ»
Источник информации: www.ukbmz.ru www.tmholding.ru

Дата публикации: 29.06.2020