ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 10.08.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» в годы Великой Отечественной войны

История ФГУП «НАМИ», старейшего в стране научно-исследовательского института в области автомобилестроения, началась в ноябре 1918 года с организации Научной автомобильной лаборатории (НАЛ). Руководителем Лаборатории стал инициатор ее создания, один из основателей отечественной школы двигателестроения Н.Р.Брилинг. С первых дней своего образования Лаборатория со штатом в 6 человек была ориентирована на проведение испытательных, научно-исследовательских, экспериментально-конструкторских работ в области двигателестроения, в т.ч. автомобилестроения, авиационного и тракторного моторостроения. В марте 1921 года НАЛ, в которой работали уже 86 человек, была преобразована в Научно-автомоторный институт – НАМИ. Институт участвует в создании моделей аэросаней, разрабатывает тракторные и авиационные двигатели, агрегаты для комбайнов, работая по прямым указаниям руководства страны. В 1927 году конструкторами Института был спроектирован первый советский легковой малолитражный автомобиль НАМИ-1. Институт становится кузницей кадров для автомобильной, авиационной и тракторной отрасли. В 1930 году на базе отдела авиационных моторов НАМИ был образован самостоятельный Институт авиационных моторов. Годом позже, когда профильным направлением работы НАМИ стало тракторостроение, он получил новое название – Научно-исследовательский автотракторный институт – НАТИ (Институт будет так называться до 1946 года). В 1933 году НАТИ (НАМИ), в штате которого уже более 700 человек, переехал в Лихоборы, в новые корпуса на улице Автомоторной.

Именно здесь коллектив Института встретил начало Великой Отечественной войны. По сложившейся традиции в летние выходные дни Институт организовывал для сотрудников поездки по историческим местам Подмосковья или просто на природу, в лес, к воде. На воскресный день 22 июня 1941 года был запланирован отъезд детей в пионерский лагерь, расположенный в деревне Бородино. Вместе с родителями провожали ребят на отдых и руководители НАТИ: директор И.Ф.Толкунов, секретарь партийной организации В.М.Нуждин, председатель профкома завода опытных конструкций (подразделение Института) Я.Г.Зильберберг, представители комсомола и др. После напутственных слов руководителей НАТИ колонна автобусов с детьми двинулась к Можайскому шоссе. А родители и все провожавшие детей долго не расходились, смотря вслед удалявшимся автобусам. Неожиданно по радио раздался знакомый всем голос диктора Радиокомитета Ю.Б.Левитана.

Главный диктор «всех радиостанций Советского Союза» объявил, что в 12 часов дня будет передаваться важное правительственное сообщение. Ровно в полдень Председатель Совета Народных Комиссаров В.М.Молотов зачитал заявление правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР и обратился к гражданам Советского Союза с призывом встать на защиту Родины. Сразу после сообщения руководители Института собрались на совещание в кабинете директора И.Ф.Толкунова. Его заместитель по научной работе Б.И.Гостев, парторг В.М.Нуждин, директор завода опытных конструкций З.А.Симонян, главный механик М.Т.Лазарев, начальник штаба МПВО К.М.Чаплыгин, начальник секретной части М.И.Садовников, начальник планового отдела И.А.Поляков, начальник ВОХР В.М.Папирник, начальник отдела кадров Г.И.Шведов, начальник АХО А.А.Штыков до позднего вечера обсуждали вопросы жизни Института в условиях военного времени. На повестке дня стояли вопросы подготовки укрытий на случай бомбежек, светомаскировки и камуфляжа объектов, ликвидации очагов поражения в случае налета вражеской авиации и многие другие. Утром 23 июня состоялся общеинститутский митинг, на котором все выступающие гневно осуждали нападение фашистских захватчиков, многие подавали заявления об отправке их на фронт добровольцами.

С первых дней войны Институт приобрел суровый военный вид: потухшие огни в ночное время, зашторенные окна, камуфлированные здания, усиленная охрана жизненно важных объектов: электроподстанции, водонапорной башни, складов с горючими и смазочными веществами. 3 июля после выступления по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В.Сталина в НАТИ состоялся митинг, по окончании которого коммунисты и беспартийные, молодые и пожилые люди подавали заявления о зачислении их в народное ополчение, истребительные батальоны, коммунистические отряды; юноши и девушки, не достигшие 18-летнего возраста, – в летные училища.

В числе ушедших в народное ополчение и истребительные батальоны были Г.Г.Ананьев, И.И.Гольдблат, А.Ф.Голиков, Т.М.Ермишин, Н.Д.Еремин, A.M.Камашин, А.С.Лозарь, О.А.Митрофанов, Г.Д.Смирнов, З.М.Фраткин, И.С.Хвощев, И.И.Гершман, И.Б.Слонимер, И.С.Шейн. Совсем юные, которым не исполнилось еще и восемнадцати, поступили в летные училища: Г.А.Зеленов, В.Д.Кудиков, А.Я.Борзяков, И.В.Евстигнеев, Н.И.Кузмичев, Е.П.Поводырев, И.Е.Фокин и многие другие. На выполнение особых заданий добровольно ушли как в тыл врага, так и во фронтовую полосу М.И.Бржезовский, Г.И.Шведов, Ф.А.Ермаков, К.М.Чаплыгин и беспартийные большевики М.А.Пахолков, С.М.Раткевич, И.И.Раткевич, совсем юный В.М.Седых и другие коммунисты.

В середине июля были определены основные задачи Института по первоочередным производственным вопросам: об экономии жидкотопливных ресурсов, переводе автомобильного транспорта и тракторного парка народного хозяйства на твердое и газообразное топливо. Разработанные к тому времени газогенераторные установки и аппаратура для перевода автомобиля на сжиженный и сжатый газ были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к серийному производству. За очень короткий срок тысячи автомобилей и тракторов переведены на твердое и газообразное топливо для обеспечения нужд народного хозяйства. Эти мероприятия высвободили для армии значительные ресурсы жидкого топлива, обеспечив работу автотранспорта в тылу и тракторов в сельском хозяйстве на местных топливах. Группа конструкторов во главе с Г.А.Сонкиным была откомандирована для налаживания выпуска принятых к производству вездеходов конструкции Института на Московском и Горьковском автозаводах. Руководство отдела металлов переключило часть коллектива на освоение заводами разработанного в НАТИ центробежного метода отливки гильз тракторных двигателей, дающих большую экономию металла и кокса. Коллектив тракторного отдела во главе с В.Я.Слонимским приступил к созданию новой конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к серийному производству на Харьковском тракторном заводе, перебазированном на Алтайский тракторный завод, где работники Института вместе с коллективом завода налаживали производство этих бронетракторов.

Завод опытных конструкций практически полностью перешел на выпуск военной продукции. Литейный цех начал производить корпуса ручных гранат Ф-1 («лимонки»). По заданию ГКО с 1 июля 1941 года коллектив опытного завода, несмотря на то, что его оборудование не было приспособлено для массового и серийного производства, начал осваивать очень важный элемент нового реактивного оружия – среднюю часть снаряда для «Катюши». Сложную задачу – разработку технологии производства на обычных токарных станках ТН-16, ТН-20, ДИП-200 – блестяще и в кратчайшие сроки первыми решили технологи под руководством Л.И.Красильщика и В.А.Марунова. Но осознание долга, желание в кратчайшие сроки сделать все возможное для освоения производства снарядов для «Катюши» позволили сделать невозможное. Радостно было у всех на душе, как приятно было смотреть друг другу в глаза, когда представитель НАТИ А.И.Бодров сообщал о том, что продукция принята с хорошей оценкой. Отправленная первая партия обеспечила только один залп одной установки, но таких предприятий в то время было много. Темпы производства продукции быстро росли. Все имеющееся оборудование было запущено в работу и останавливалось только во время коротких перерывов на обед или по причине вынужденного ремонта. Пересменка происходила на ходу. Работали по 12 часов в смену, а в воскресный день – по 18 часов. К станкам были поставлены все, кто раньше работал токарем, сверловщиком, шлифовщиком и т. д.

(На фото снаряды для реактивной артиллерийской установки «Катюша»)

Ветераны завода П.М.Ильин, П.С.Кислов, А.Н.Герасев, А.И.Грязнов, Б.Николаев, И.Д.Колесников, В.А.Уласевич и другие оказывали новичкам всяческую помощь. Сменил кульман на станок и инженерно-технический персонал: М.И.Лысов, А.В.Воробьев, Б.И.Иванов, Е.Н.Нарский и Э.З.Спежаков, добровольно ушедший в истребительный батальон, где погиб. К концу августа 1941 года завод уже давал не десятки, а сотни снарядов для «Катюш». Это был результат труда многих специалистов. В их числе – инструментальщики Д.А.Журжалин и Г.А.Награльян, готовящие режущий и мерительный инструменты, ремонтники П.А.Шалимов и А.А.Амоскин, снабженцы, доставляющие все необходимые материалы, металловеды И.И.Прокофьева и А.Г.Ликутина, обеспечивающие механические испытания и анализ образцов металлов. Группа инженеров – Н.И.Коротоношко, Б.М.Тихомиров, Е.Г.Попов – была направлена на один из московских заводов, где вместе с коллективом предприятия были разработаны, построены и испытаны образцы пусковых установок «Катюш» на автомобилях и тракторах.

Но положение на фронте все осложнялось. Радио приносило тревожные вести. Враг рвался к Москве со стороны Малого Ярославца, Волоколамска, Рогачева. Требовались огромные усилия для того, чтобы остановить врага, не дать ему возможность захватить столицу нашей Родины. Гитлер хвастливо заявил на весь мир, что 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве он будет принимать парад немецких войск. И стар и млад шли на строительство оборонительных рубежей столицы, сотни людей посылал Институт на эти работы, не нарушая графика выпуска боеприпасов. Трудиться приходилось, не считаясь со временем: днем – в цеху, ночью – дежурить на территории НАТИ, ликвидируя очаги поражения после воздушных налетов. Для обороны НАТИ был создан отряд из 40 человек, который проходил обязательную специальную подготовку во внерабочее время.

За короткий срок жители Лихоборского микрорайона, куда входил Институт, соорудили первую очередь оборонительного рубежа протяженностью около 5 км, начало которого было у станции второго поста Октябрьской железной дороги до Ленинградского шоссе. На этом участке построили около 1000 м противотанковых рвов, установили около 2500 м надолбов и ежей, соорудили завалы и более 5000 м проволочных заграждений, построили 21 укрепленную пулеметную точку и 7 орудийных (одна – дальнобойная, находилась на территории Института).

Но обстановка на фронте все осложнялась. К 16 октября 1941 года советскими войсками были оставлены города Клин, Солнечногорск, бои развернулись на 41-м километре Ленинградского шоссе. Поставка материалов и высококачественных труб, из которых точили снаряды для «Катюши», шла с большими перебоями. Учитывая трудности обеспечения материалами и по ряду других причин Институт получил указание перебазироваться в город Мелекесс (ныне Димитровград). Больше месяца продолжался демонтаж оборудования. Вместе с оборудованием были эвакуированы и сотрудники. Об этом событии повествует памятная доска, установленная к 60-летию Великой Победы. Эстакада, с которой с 10 по 16 октября 1941 года шла погрузка эвакуируемой техники Института, – знаменательное место для всех сотрудников НАМИ.

В городе Мелекессе для Института были выделены школа и фитинговый завод, где весьма трудно было организовать выпуск продукции. Однако ценой больших усилий коллектива института, местных партийных и советских организаций были созданы литейный и механический цеха, в которых наладили литье и обработку корпусов 76-мм снарядов. К 1 мая 1942 года была выпущена первая партия снарядов и отправлена на один из полигонов на испытание. Так коллектив НАТИ начал оказывать непосредственную помощь фронту. Выпуск изделий в дальнейшем увеличивался из месяца в месяц. После эвакуации Института из Москвы на площадях завода были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов.

В начале декабря 1941 года на подступах к Москве состоялось историческое сражение. Советские войска разгромили врага, оставившего на поле боя многочисленную военную технику и транспортные средства. В это время из оставшейся небольшой группы сотрудников Института был организован Московский филиал НАТИ, директором которого назначен Л.Ф.Киселев. Много труда и энергии было вложено сотрудниками филиала в восстановление литейного цеха и организацию литья корпусов ручных гранат Ф-1

20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Предполагалось вооружать тракторы 45-мм танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий. Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства, поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. В первых числах августа 1941 года в НАТИ построили четыре различных образца бронетракторов с 45-мм пушками на базе 1ТМВ, СТЗ-З, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный). После кратковременных сравнительных испытаний для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-З. Толщина брони составляла 10–25 мм. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет ДТ или ДП. В серийном производстве на ХТЗ машина получила индекс ХТЗ-16.

В 1941 году при постановке на производство в НАТИ были разработаны чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Оппозитный двухцилиндровый двигатель имел рабочий объем 746 см3 при степени сжатия 5,5 развивал максимальную мощность 22 л.с. Расход топлива – 7 л на 100 км пути. В феврале 1942 года директором Института был назначен А.Г.Вовк с местом пребывания в Москве. Именно ему и было поручено готовить Институт к реэвакуации. Перед Институтом возник серьезный вопрос о восстановлении трофейной немецкой техники. В феврале 1942 года в НАТИ под руководством Ф.П.Фомина создали комплексную группу, которая была призвана решить следующие задачи: осуществление непосредственной связи с заводами и участие в их работе по восстановлению трофейных машин; составление чертежей на основные детали восстанавливаемых автомобилей, тягачей, тракторов и мотоциклов; разработка технических условий на ремонт, испытание и приемку машин; проведение исследований и экспериментальных работ в этом направлении и замена дефектных агрегатов электрооборудования, карбюрации и аппаратуры отечественными изделиями; разработка основного типажа машин, подлежащих восстановлению.

После вывода мастерских (ремонтной базы войсковой части) с территории опытного завода Института потребовались значительные усилия всего коллектива для его восстановления. Приказом Народного Комиссариата среднего машиностроения № М-107 от 25 апреля 1942 года НАТИ был восстановлен в Москве, а в Мелекессе создан филиал НАТИ. В конце 1942 года в соответствии с решением вышестоящих организаций филиал был ликвидирован, а литейный завод, обеспеченный литейным и механическим оборудованием и необходимыми кадрами, был передан Ульяновскому заводу. В течение апреля–июня 1942 года большинство сотрудников Института были возвращены в Москву. Бездействовавшее из-за отсутствия площадей оборудование было также возвращено в столицу.

В июле 1942 года Институту было дано новое задание – освоение литья мин М-82. Заданная программа потребовала большого числа рабочих, которых в Москве в то время не было, но военная обстановка не могла с этим считаться, а требовала постоянного увеличения выпуска боеприпасов. Решением соответствующих организаций был решен вопрос о приеме на работу по выпуску военной продукции несовершеннолетних, начиная с пятнадцатилетнего возраста. Так был создан цех по обработке мин. За станки встали подростки Нина Горина, Римма Дубровская, Рая Абрамова, Настя Шатилова, Дуся Лукьянцева, Маша Юдичева, Тамара Морозова, Нина Субботина, Тамара Юрасова, Лида Родионова, Оля Тихонкова, Валя Сапунов, Паша Самошин, Герман Гребенников и др. План выпуска мин при активном участии работников отдела металлов увеличивался.

(На фото снаряд М-82)

Группа во главе с Б.И.Гостевым и П.И.Степиным разработала новый метод литья мин в кокиль без последующего отжига. Данный метод был принят в массовое производство и рекомендован для внедрения на всех предприятиях Советского Союза. Внедрение метода дало стране значительную экономию столь дорогостоящей в то время электроэнергии и металла и высвобождение до 50 процентов рабочей силы. За эту работу Б.И.Гостев и П.И.Степин были удостоены Сталинской премии.

В связи с изменением военной обстановки в конце 1943 года Институт был освобожден от выпуска военной продукции и в 1944 году перешел на научно-исследовательскую и экспериментально-конструкторскую работу. К этому времени НАТИ была проведена большая работа по подготовке и внедрению на вновь строящемся Липецком тракторном заводе трактора новой конструкции с дизель-мотором КД-35, разработанной в институте. В 1944 году были проведены испытания опытных образцов тракторов «Кировец-35», изготовленных на заводе опытных конструкций Института, и в 1945 году Липецкий тракторный завод приступил к массовому его выпуску.

В мае 1945 года враг был повержен. Миллионы советских людей стали жертвами фашизма, лучшие люди НАТИ сложили головы за светлое будущее. В их числе – И.С.Хвощев, Г.Д.Смирнов, Г.А.Зеленов, Г.И.Шведов, М.А.Пахолков, братья А. и Л. Штыковы, братья Б. и Ф. Алешины, С.М.Ершов, С.И.Нартов, И.М.Комаров, братья А. и Н. Сермягины, В.Д.Кудиков, А.Я.Лагода и многие другие. Светлая память героям! Их имена увековечены на мемориале, который был торжественно открыт на территории Института 8 мая 1960 года к 15-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Дата публикации: 10.08.2020