Ижсталь в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 27.07.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Ижсталь в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война не застала врасплох ижевских металлургов. С первых же её дней все цехи были переведены на работу на военный лад. Перед металлургами стояла задача: увеличить производство стали для оружия, танков, самолетов и другой боевой техники. И хотя многие заводчане ушли на фронт, оставшиеся в тылу мобилизовались на ударный труд, выпускали металл во все возрастающем объеме. В третьем томе «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945 гг.»» говорится:

«Увеличивали выпуск металла, и в первую очередь высококачественного, не только металлургические гиганты, оснащенные новейшим оборудованием, но и старейшие заводы Урала: Нижне-Тагильский, Чусовской, Ашинский, Уфалейский, Ижевский и другие. На этих заводах умельцы варили превосходную сталь специальных марок, выпускали прокат сложных профилей, делали холодную протяжку марочных сталей».

В первый же год войны выпуск продукции был увеличен на 15-20%. Более 200 организационно-технических мероприятий было направлено на наращивание действующих мощностей, на освоение специальных марок сталей и профилей проката, организацию новых производств.

Электромартеновцы досрочно освоили новую мартеновскую печь, вошедшую в эксплуатацию 20 марта 1941 г., за два месяца до войны приступили к проектированию новой, третьей мартеновской печи.

В предвоенные годы было построено десять цехов. Завод стал крупной базой по производству высококачественной стали. Возглавлял Ижевский металлургический завод с 1940 по 1943 год замечательный специалист И.А.Остроушко, который немало сделал для развития предприятия и был награжден за достигнутые успехи орденом Ленина (впоследствии Иван Афанасьевич был отозван в распоряжение Наркомата вооружения).

«Все для фронта — все для Победы!» Под этим девизом день и ночь трудился весь коллектив.

В июле 1941 г. сталевары перешли на скоростную работу, плавки выдавались на полтора-два часа раньше жестких графиков. Инициаторами скоростного сталеварения были Леонид Александрович Тебеньков, Алексей Андреевич Масленников, Матвей Михайлович Горбунов, Александр Григорьевич Лыков, Александр Павлович, Ульянов, Алексей Яковлевич Оглезнев, Константин Денисович Алемасов, мастера Алексей Ильич Елгашин, Петр Иванович Липин, Сергей Федорович Шатунов, Андрей Михайлович Наговицын, Николай Николаевич Глазырин, Алексей Феофанович Кармишкин.

На завод пришли пенсионеры, женщины, молодежь. В новомартеновском перешли на разливочные краны коммунисты Екатерина Харитонова и Прасковья Чижова, в кузнице работали на горизонтально-ковочном молоте Мария Мошкина, Маниса Индрисова, Мария Кузнецова, выполняя нормы на 120-130%. Пенсионеры Абрам Боков и Иван Титов не усидели дома, пришли учить молодежь и в то же время перевыполняли нормы ковки на четырехтонном молоте.

На железнодорожном транспорте женщины работали помощниками машинистов, не считаясь со временем и отдыхом – по двенадцать часов, а иногда и целыми сутками.

Кузнец Алексей Иванович Блинов, отковавший коленчатый вал для самолета АНТ-25, на котором Валерий Чкалов перелетел через Северный полюс в Америку, до Великой Отечественной работал мастером, затем перешел в бригаду кузнецов и стал ковать поковки для военных изделий. В этом же цехе Андрей Михайлович Степанов, еще в 1939 г. награжденный орденом Ленина, выдавал ежедневно по две нормы, а иногда и больше.

В 1941 г. пришел в цех молодой рабочий Тихон Степанович Пономарев. Он работал подручным кузнеца, перевыполняя нормы ковки почти в два раза, а потом стал кузнецом, руководителем бригады, был удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР.

Ижевский металлургический завод обеспечивал металлом десятки заводов стрелкового и авиационного вооружения, артиллерийские и авиационные заводы и предприятия других отраслей промышленности, которые быстро наращивали мощность и увеличивали выпуск продукции, осваивали много видов вооружения, а это требовало новых марок стали, десятки специальных малотоннажных партий сортового проката, поковок, ленты, проволоки. Сорок тысяч наименований металлопродукции выпускал металлургический завод накануне войны. А теперь, когда начался массовый выпуск новых видов оружия, эта цифра значительно умножилась.

Особенно возросли трудности, как и на других заводах Урала, когда немецко-фашистские войска временно захватили западные районы и юг, дававшие стране две трети довоенного производства металла. Металлурги стремились быстрее перестроить работу в соответствии с возросшими требованиями военного времени.

(На фото Кузнечный цех, 40-ы годы)

В сентябре-октябре 1941 г. производство металла на заводе возросло на тысячи тонн. Обновлялось оборудование, строились новые агрегаты, прокатные станы, усовершенствовались кузнечные молоты. Кабинет директора завода И.А.Остроушко превратился в штаб выработки новых производств военной продукции. Вместе с ним действовали главный технолог завода М.М.Гуревич, секретарь парткома Ф.Р.Козлов, начальники цехов Г.АСтепанов, В.Е.Ланько, Д.Ф.Савельев, С.В.Ургалкин, Г.И.Деревянко, К.С.Абаимов, многие специалисты.

В первый же год Отечественной войны волочильщики увеличили выпуск проволоки и калибровки более чем на 1000 тонн. Она шла для танков, самолетов, артиллерии, в автоматические винтовки и другие виды оружия.

Завод стал основным поставщиком сердечниковой проволоки, которая шла на боеприпасы стрелкового оружия. Цех выпускал ее ежемесячно более 600 тонн, что составляло около 40% от общего количества выпускаемой цехом проволоки и калибровки.

Много шло пружинной проволоки для автоматического оружия, к качеству которой предъявлялись высокие требования.

В конце 1941 г. заводу был выдан новый заказ от авиационной промышленности. Для штамповки редукторного вала и шестерен нужен был пятитонный молот. Своими силами изготовили такой молот всего за три месяца. Спроектировали его инженеры В.П.Рисе, А.А.Акулов, К.Н.Анисимов, 3.Г.Ложкин. Авиационный заказ был выполнен в установленные сроки. На другом участке кузнецы заменили устаревший молот новой горизонтально-ковочной машиной и производительность была увеличена более чем в 20 раз.

В затруднительное положение поставил сталеплавильщиков срочный заказ на поковки для орудийных систем. Такие поковки делались обычно из стали, изготовленной в кислых мартеновских печах, которые отличались от основных печей тем, что подина была выложена из динасового кирпича. По техническим условиям на имеющихся в заводе мартенах такую сталь сварить нельзя. К нам такие слитки из кислой стали поступали с Мотовилихинского завода. По дороге через Свердловск они часто задерживались. Решили выходить из положения своими силами. Опытные мастера сталеварения П.Ф.Зайцев, Н.Н.Заболотских, старший мастер огнеупорного цеха И.Е.Хохлов и другие специалисты успешно перестроили основную печь на кислую. Оружие из этой стали громило врагов уже в боях на подступах к Москве.

Поковки для орудийных систем в первую очередь отправлялись заказчику самолетом или поездом – настолько важна была эта продукция. А когда с увеличением заказов, печь № 2 перестала справляться с заданиями, сталевары нового и старого мартенов освоили выплавку орудийной стали в основных печах.

В июле 1941 г. на Ковровском заводе приступили к освоению пистолета-пулемета Шпагина (ППШ). Пружинную ленту для этого изделия решили делать на металлургическом, в Ижевске. По сути, надо было создавать новое производство. Это дело возглавили опытный грамотный инженер Г.И.Деревянко, техническим руководителем стал зам. начальника научно-исследовательской лаборатории С.А.Сунцов. Двадцать суток не выходили из завода, спали на раскладушках в цехе по 2—3 часа. Было проведено множество опытов, отладка технологии, массовый выпуск пружин для нового автомата и звеньев пулеметных лент был полностью освоен в середине сентября. Был создан цех холодной штамповки, где под руководством В.М.Андрюкова был разработан более прогрессивный технологический процесс изготовления звеньев пулеметных лент. Новый заказ был успешно освоен. Ижевские металлурги полностью обеспечивали лентой, пружинами и пулеметными лентами оборонные и другие заводы.

Особая ответственность в грозные дни битвы под Москвой легла на ижевских кузнецов. Эвакуированные на Урал заводы пока еще только налаживали производство авиапоковок на новом месте. Знатные кузнецы А. Степанов, А. Блинов, А. Мельников на 13-тонном молоте и 5-тонном молоте свободной ковки повысили производительность труда в два раза. Выполняя заказы для фронта, каждый старался уложиться в самые короткие сроки, немыслимые в прежнее мирное время.

Комсомольско-молодежная бригада А.М.Сабурова досрочно освоила ответственный заказ на поковки для прославленных «катюш» и новых самолетов, за что коллективу было присвоено почетное звание – «фронтовая».

В первый год войны развернулось движение за звание фронтовой бригады. С такой инициативой вышел сталевар мартеновской печи № 3 Л.А.Тебеньков. Десятки коллективов включились в это движение – металлурги решили работать по-фронтовому, действовать в труде, как в бою. Прибавка в металле благодаря этому соревнованию уже в октябре 1941 г. составила более 3-х тысяч тонн. Замечательно работали инициаторы-коллективы бригад Л.А.Тебенькова и М.Н.Горбунова. Они ежедневно выдавали по 7-10 тонн металла сверх плана. Этим коллективам первым было присвоено звание «Фронтовая бригада». Заглядывая вперед скажем, что Леонид Тебеньков в 1944 г. награжден орденом Ленина, а после войны был удостоен еще одного ордена Ленина.

Число комсомольско-молодежных и фронтовых бригад ежегодно росло, в 1943 г. их было 26, а в 1945 г. – более 300.

(На фото Фронтовая комсомольско-молодежная бригада Г.Гильмутдинова, 1942 г.)

Трудно доставались успехи мартеновцам. Цех был построен в начале века, все трудоемкие работы выполнялись вручную. В таких условиях сталевары проявляли мужество, стойкий характер, чтобы заставить печи работать с полной отдачей.

Как вспоминает один из ветеранов труда завода, работавший тогда начальником старомартеновского цеха К.М.Гуськов, в одной из мартеновских печей во время плавки разрушилась часть задней стенки. Что значит остановить печь на ремонт в то время, когда на фронте шли ожесточенные бои? Это потерять сотни тонн металла. Агрегат решили отремонтировать в горячем состоянии, однако, на заводе не оказалось специального огнеупорного кирпича. И хотя раньше такого не применяли, использовали для этой цели динасовый кирпич. Горячую стенку восстановили за несколько часов. Задание было выполнено в срок.

Новомартеновцы вели борьбу за скоростные тяжеловесные плавки и довели вес одной плавки до 40 тонн. Сталевары 21 цеха на электропечах проектной мощности 12 тонн давали плавки по 15-18 тонн. Ижевские металлурги не прерывали своей работы ни днем, ни ночью. Многие заводы-заказчики из всей поставляемой им стали, выделяли ижевскую.

В «Истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» говорится:

«В феврале 1943 г. Центральный Комитет партии поручил Ижевскому металлургическому заводу выплавить легированную сталь для нужд авиационной промышленности, подчеркнув особую важность этого задания. Основная трудность заключалась в том, что данная марка стали выплавлялась в электропечах. Коллектив инженеров и рабочих, возглавляемых директором завода, заместителем народного комиссара вооружения В.Н.Новиковым, провел большую работу по изменению технологии выплавки и добился получения нужной стали для выпуска самолетов, танков, орудий, автоматов, снарядов».

После разгрома немцев под Москвой на завод стали поступать трофеи — разбитые танки, орудия, бронемашины. Для ускорения их разделки установили новый копер, пресс-пакет, внедрили автогенную резку. Это позволило заметно улучшить обеспечение шихтой сталеплавильные цехи. Возглавил работу копрового цеха опытный металлург К.И.Попов.

(На фото фрезеровщик Г.З.Сухих, 1943 г.)

Четкий рабочий ритм цехов во многом зависел и от работы «Блюминга», построенного в 1934 г. Была построена третья методическая печь, установлен второй мостовой кран — было сделано все, чтобы увеличить производительность стана в тяжелых военных условиях. В декабре 1944 г. исполнилось 10 лет со дня пуска «Блюминга» в эксплуатацию. За годы войны выпуск проката здесь увеличился на 33%, производительность труда поднялась на 18%. За достигнутые успехи в обеспечении промышленности металлом, в связи с 10-летием цеха 20, коллектив был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР. Была отмечена наградами большая группа прокатчиков, среди них старшие операторы Ахат Ахметшин, А.А.Крылов, И.Я.Ласков, М.А.Тукмачев, С.А.Гондарев, ставший впоследствии Героем Социалистического Труда; мастер М.А.Дорофеев, А.А.Козлов, начальники смены Ф.И.Кузнецов, Н.А.Стробыкин, старший мастер И.А.Шиляев, начальник цеха С.П.Краев – всего 42 передовика и новатора производства.

Большие трудности были в сортопрокатном цехе: оборудование было изношено, много ручного труда, но, тем не менее, прокат выдавался в срок, задания перевыполнялись. В годы войны силами ремонтно-механического цеха и с помощью специалистов других цехов всего за 2 месяца был построен стан «400». Запуск его позволил увеличить производство проката почти в 2 раза. Таким же образом был построен стан «270». Большую помощь в этом оказали В.Н.Новиков и Д.Ф.Устинов.

В начале февраля 1943 г. в Ижевске был проведен сбор средств на танковую колонну «Ижевский рабочий». Металлурги внесли 3389 тыс. руб. – почти четверть всех средств, собранных трудящимися города. Заводские комсомольцы сотни рублей собрали на эскадрилью самолетов имени комсомола Удмуртии. Сортопрокатчики цеха 14 выступили с патриотическим призывом ко всем трудящимся завода – каждый месяц отчислять в фонд обороны однодневный заработок. Это обращение поддержали не только металлурги, но и все трудящиеся Удмуртии.

Фронт и тыл получали от ижевских металлургов металла столько, сколько было нужно. Огромные трудности переживал завод. Не хватало нужных материалов – выход находили, чугун заменяли коксом, углем, организовали огнеупорное производство. Смело решали технические вопросы специалисты М.М.Гуревич, А.М.Свистунов, М.И.Бажанов, И.А.Остроушко, С.К.Медведев, К.И.Гуськов, С.Ф.Шатунов и многие другие.

— Каждый удар кузнечного молота – удар по врагу, — говорил кузнец И.А.Сабуров.

Коллектив его бригады, как и бригады Кунгурова, Минабутдинова, Шальнева вырабатывали от 150 до 250%.

По-скоростному, сокращая длительность плавок на час-полтора, работали сталевары Красноперов, Оглезнев, Дудин, Котин и др. Ежедневно выдавали по 10-20 тонн сверхпланового металла. Самоотверженно трудились коллективы цехов, руководимые Степановым, Савельевым, Деревянко, Ургалкиным, Абаимовым, Володиным и другими специалистами.

(На фото Е.И.Чигвинцев, сталевар-стахановец цеха № 22, октябрь 1943 г.)

В 1943 г. на завод стали приходить молодые рабочие, окончившие школу ФЗО. Так появился в бригаде известного Александра Ульянова Алексей Соловьев. Пошел по стопам своего учителя, а порой и обгонял его. Вместе с ним проходили становление А.Новоселов, Е.Петров, Е.Сопрыкин, Е.Цыгвинцев, М.Зеятдинов, Л.Корепанов – воспитанники военного времени, ставшие отличными мастерами своего дела впоследствии в мирной жизни.

Шла к завершению Великая Отечественная война. Наша армия вела наступление по всему советско-германскому фронту, гнала врага. Завод набирал темпы. В то время его возглавил замечательный хозяйственник, руководивший до этого рядом крупных заводов, инженер-металлург, бывший кузнец и литейщик С.К.Медведев, отличавшийся беззаветной преданностью делу. В канун 26 годовщины Октября пустили в эксплуатацию новую мартеновскую печь. В сталеволочильном цехе установили дополнительный стан с удлиненной станиной. Расширили травильное отделение, почти в два раза увеличили скорости волочения на действующем оборудовании. Выпуск проволоки и калибровки еще больше возрос, а количество рабочих при этом сократилось. В прокатном цехе смонтировали новый стан, в кузнечном – вступил в строй еще один пресс.

Впервые в стране применили новый способ – рекуперативный подогрев газа в печах, оборудованных инжекционными горелками.

Ижевские металлурги внесли особый и очень весомый вклад в Победу.

(На фото 80-тонная мартеновская печь построена в 1943 г.)

© ПАО «МЕЧЕЛ»

Дата публикации: 27.07.2020