Людиновский тепловозостроительный завод в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 07.09.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Людиновский тепловозостроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Для города Людиново Калужской области война началась налетами вражеской авиации. Первая бомба, сброшенная на город ночью 10 июля 1941 года, попала в детские ясли. Погибли спокойно спавшие дети и взрослые.

С первых же дней войны заводское производство переходит на выпуск оборонной продукции, а коллектив – на военное положение. Внутри завода и вокруг него были сделаны бомбоубежища. Но круглосуточная напряженная работа всё чаще прерывалась воем сирен воздушной тревоги.

В очередную бомбежку была разрушена заводская электростанция, а затем часть корпусов котельного цеха, трансформаторные подстанции, часть паросиловой котельной. Работать в таких условиях становилось опасным, да и фронт подходил всё ближе. Людиновский локомобильный завод, одно из старейших машиностроительных предприятий, оказался под угрозой захвата гитлеровскими войсками.

2 августа 1941 года в Москве был подписан приказ об эвакуации завода в глубокий тыл. Оборудование основного производства направлялось в город Сызрань. Сюда же должны были выехать многие квалифицированные рабочие, техники и инженеры. На базе эвакуированного оборудования в Сызрани намечалось строительство нового локомобильного завода.

В Людинове демонтаж оборудования и его погрузка на железнодорожные платформы шли днем и ночью. Работали, не выходя из цехов по несколько суток. Эвакуацией руководил лично Павел Иванович Аброскин. Его заместителем по эвакуации был назначен А.И.Бычков, бывший до этого главным инженером завода.

5 августа был отправлен первый эшелон во главе с А.М.Востровым, а 15-го он уже прибыл в Сызрань. Эшелон был нагружен в основном строительными материалами и оборудованием.

Рабочие отдела капитального строительства во главе с его начальником Александром Михайловичем Востровым спешили, чтобы на новом месте подготовить площадки и платформы, обеспечить оперативную разгрузку следующих за ними эшелонов. Вслед за первым сюда стали прибывать и остальные эшелоны. Они следовали друг за другом с интервалом в одни сутки.

17 сентября из Людинова ушел 38-й, последний железнодорожный состав. В город Сызрань прибыло в общей сложности 1820 вагонов и платформ. Вместе с оборудованием к волжским берегам приехали также 1362 локомобилестроителя, а вместе с членами семей — 4063 человека.

Люди знали, что впереди их ожидают трудности, тяжело было расставаться с родным городом, с родным домом. Но они также понимали, что нужно как можно быстрее включиться в активную трудовую деятельность, давать продукцию для фронта, и никакие невзгоды их не страшили.

В середине сентября в Сызрань прибыл директор завода П.И. Аброскин, вслед за ним — бригада Харьковского отделения Гипротяжмаша во главе с инженером Гуриным. Xарьковским проектировщикам предстояло осуществить изыскательские работы, составить проект и генсмету завода, возрождаемого в Сызрани.

Положение эвакуированных было очень тяжелое. Основным питанием являлся хлеб. Его выдавали по карточкам, килограмм на человека в день. Добрым словом вспоминают старейшего производственника, людиновца Григория Михайловича Калинина. Он руководил организацией питания и снабжением, распределял предметы первой необходимости. Пользовался уважением и руководитель разгрузки эшелонов Николай Николаевич Колпаков.

Цех № 1, литейный и кузнечный цеха расположились в здании ремонтно-тракторного завода, что в восьми километрах от города. Основное оборудование выгружалось и располагалось под открытым небом, на железнодорожной ветке в двух километрах от вокзала. На первых порах работа велась вручную, так как не было ни кранов, ни других подходящих технических средств, а вагоны требовалось возвращать немедленно. В разгрузке оборудования участвовали и стар, и млад.

«Жизнь держалась коллективным трудом, — пишет в своих воспоминаниях Александр Иванович Бычков. — Надо было немедленно построить нужный фронту завод. Только в этом мы видели спасение…»

…Зима, лютые морозы. На западе идут ожесточенные бои. Враг подходит к Москве. Здесь, в Сызрани, тоже ведется бой за завод, продукцию, которая так необходима фронту. Строительство предприятия не прекращается ни на час.

Многие квалифицированные металлисты, инженерно-технические работники на время становились землекопами, каменщиками, грузчиками. Мастер литейного цеха Тарасов работал бригадиром землекопов, председатель заводского комитета профсоюза Ларин — мастером по строительству. Начальник столярно-модельного цеха Сиворонов возглавлял строительную бригаду из конструкторов и технологов. Начальник конструкторского бюро отдела главного механика Дедков возглавил бригаду каменщиков из работников отдела, которая за три дня сложила кирпичные стены трансформаторной будки.

Работники завода сами добывали известь, песок из местных карьеров, сами заготавливали лес, делали гвозди. Осенью пришли на строительство плоты леса. Чтобы спасти лес от замерзания и не сорвать строительство, рабочие, стоя по пояс в ледяной воде, вытаскивали бревна.

Поистине героическим и творческим был труд монтажников. Оборудование начинали монтировать, когда стены цехов только возводились. В одном из будущих цехов под открытым небом за шесть с половиной месяцев был смонтирован 700-тонный пресс. Инженер-литейщик Хачикян в условиях кустарной мастерской отлил до 20 тонн бронзовой отливки, необходимой для пресса. При монтаже применялись примитивные подъемные средства (до войны этот пресс на заводе монтировали около двух лет). Лучший шеф-монтер завода инженер Михаил Александрович Посылкин, будучи ответственным за монтаж пресса, больной, позволил увезти себя на квартиру лишь после того, как на прессе установили последнюю тяжелую деталь. Месяц спустя Михаил Александрович умер от туберкулеза.

В конце 1942 года коллектив завода получил первую высокую награду: ему было вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

В связи с освобождением Советской Армией обширных районов нашей страны в 1944 году перед коллективом завода встала ответственная задача. Для восстановления разрушенного хозяйства в освобожденных районах крайне необходимы были передвижные сельскохозяйственные локомобили. Коллектив завода стал осваивать их выпуск. В августе начальник сборочно-испытательного цеха Хотеев, его заместитель Соловьев, мастер сборки Зыбин с группой студентов машиностроительного техникума собрали первые четыре локомобиля. План первого квартала 1945 года по выпуску локомобилей завод перевыполнил вдвое, 35 локомобилей из выпущенных сверх плана были направлены в подарок братской Украине. В связи с этим 4 апреля на заводе состоялся многолюдный митинг, на котором коллективу завода как победителю во Всесоюзном социалистическом соревновании было вручено переходящее Красное Знамя ВЦСПС и Наркомтяжмаша.

11 июля 1945 года за успешное выполнение заданий правительства коллектив предприятия был награжден орденом Трудового Красного Знамени и ему передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны…

Людиновский локомобильный завод стал основой современного завода «Тяжмаш» в Сызрани.

Дата публикации: 07.09.2020