Метровагонмаш в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 06.04.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Метровагонмаш в годы Великой Отечественной войны

Начало военных действий
22 июня 1941 года без объявления войны немецкие самолеты пересекли границы Советского Союза и провели бомбардировку нескольких городов. Сразу после сообщения народного комиссара иностранных дел Вячеслава Молотова о начале военных действий на территории Мытищинского вагоностроительного завода был проведен многолюдный митинг. Заводчане массово приходили на призывные пункты и добровольно записывались в ряды фронтовиков.

Производство вагонов метро и трамваев было остановлено, завод перестраивался под работу в условиях военного времени. Строились бомбоубежища, создавались противопожарные звенья для борьбы с зажигательными бомбами, были предприняты меры для охраны завода и отражения воздушных налетов, в целях экономии сокращено потребление угля. На смену заводчанам-фронтовикам пришли их родственники, жены и дети, к станкам возвратились пенсионеры. Еще одним источником кадрового пополнения стала местная допризывная молодежь – подростки на заводе составляли около 20% всех станочников.

Июнь 1941
В конце июня 1941 года Мытищинский вагоностроительный завод получил правительственное задание на выпуск военной продукции и был передан в Наркомат вооружения как военный завод № 592. Началось производство корпусов для авиабомб, снарядов, платформ для зенитно-артиллерийских систем. В октябре 1941 года, в начале битвы за Москву, Государственный Комитет Обороны СССР принял решение перебазировать из Москвы и Московской области в глубокий тыл страны все основные предприятия, производящие боевую технику, вооружение и боеприпасы. Мытищинский завод № 592 был эвакуирован на Урал, в поселок Усть-Катав, расположенный в западной части Челябинской области на реке Юрюзань. В короткие сроки было демонтировано оборудование, отобраны инструмент, оснастка и, самое главное, люди, обладающие необходимой квалификацией. Работа по эвакуации завода проводилась круглосуточно. При этом предприятие продолжало производить для фронта противотанковые ежи.

По 11 часов в смену
На месте эвакуированного завода, согласно распоряжению Правительства, было организовано производство продукции для фронта – бронеколпаков, противотанковых металлических ежей для укрепления оборонительных рубежей, корпусов гранат, снарядов, организован ремонт боевой техники. Производство сохранило свое подчинение Наркомату вооружения СССР и основному заводу № 592. Работники трудились по 11 часов в смену, стараясь изготовить как можно больше продукции для фронта, добивались рекордных выработок. Несмотря на ежедневные налеты вражеской авиации, завод
не прерывал производственного режима ни на один час, работал в две смены. К началу контрнаступления советских войск под Москвой завод приступил к штамповке минометных опорных плит и сборке зенитных бронепоездов для частей, охранявших подступы к столице.

Март 1942
Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой и контрнаступления советских войск вызвали большой расход боеприпасов. В марте 1942 года завод получил срочный заказ на производство корпусов и отдельных деталей для реактивных снарядов. Объемы новых заказов потребовали увеличения производственных мощностей и оборудования. В апреле 1942 года ГКО СССР принял решение о возврате оборудования, эвакуированного на Урал.

Октябрь 1942
Завод наращивает мощности, выполняя военные заказы на изготовление боевой техники для фронта. В октябре 1942 года Наркомат танковой промышленности обязал в самые короткие сроки создать и освоить производство самоходно-артиллерийских установок (СУ). На заводе было создано особое конструкторское бюро, которое возглавил конструктор боевых гусеничных машин Николай Александрович Астров, и налажено их серийное производство. В конце 1942 года силами молодежи в неурочное время был построен сверхплановый бронепоезд «Мытищинский комсомолец», который прямо с завода ушел на фронт.

 

Передовой коллектив
К 1944 году заводчане закрепили свои позиции передового коллектива, работая организованно и слаженно, наращивая темпы и объемы выпуска боевой техники, основу которой составляли СУ-76. За регулярное перевыполнение производственных планов переходящее трудовое Знамя КГО СССР закрепилось за работниками и было оставлено заводу на вечное хранение. За систематическое обеспечение фронта боевой техникой многих заводчан отметили высокими правительственными наградами.

Боевые подвиги
Немало героических страниц вписали работники завода в историю страны за годы Великой Отечественной войны. В составе действующих армий, будучи пехотинцами, артиллеристами, танкистами, летчиками, связистами, саперами, моряками, медицинскими работниками, они мужественно сражались за Москву, Сталинград, в битве на Курской дуге, освобождали Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Австрию, штурмовали Рейхстаг. За боевые подвиги около 3 тысяч заводчан были награждены орденами и медалями, пятерым – А.И. Егорову, А.И. Кадомцеву (посмертно), И.И. Лезжову, С.М. Романову, М.И. Толмачёву (посмертно) присвоено высокое звание Герой Советского Союза. Более 800 человек не вернулись с полей сражений, погибли в боях или пропали без вести. В их честь на территории завода возведен мемориальный комплекс.

9 мая 1945
9 мая 1945 года заводской гудок, молчавший четыре года, призвал всех на центральную заводскую площадь. Победа! В августе-сентябре на завод начали возвращаться демобилизованные воины-фронтовики. Многие их них снова включились в трудовую деятельность. 16 сентября Мытищинский вагоностроительный завод за образцовое выполнение заданий для фронта был награжден орденом Отечественной войны I степени.

 

 

 

 

 

 

 

Источник: АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Дата публикации: 06.04.2020