• 31.10.2017
  • Поделиться ссылкой

Международная научно-производственная конференция «Сварка на железнодорожном транспорте» состоялась в Твери

24 октября 2017 года в г. Тверь на площадке ОАО «Тверской  вагоностроительный  завод» под председательством старшего советника президента ОАО «РЖД», президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича состоялась Международная научно-производственная конференция «Сварка на железнодорожном транспорте». В состав президиума конференции вошли Андрей Соловей, генеральный директор ОАО «ТВЗ», и Аркадий Николин, руководитель секции «Сварка» НП «ОПЖТ», также выступивший модератором мероприятия.

В работе конференции приняли участие более ста ведущих специалистов в области сварочного производства, среди которых руководители 14 предприятий транспортного машиностроения и ремонтных предприятий, 57 заместителей директоров, главных сварщиков и начальников отделов сварки; представители научного сообщества — сотрудники  ВУЗов, транспортных НИИ и испытательных центров.

Кроме того, в конференции приняли участие представители Международного института сварки, Российского научно-технического сварочного общества, Национального Агентства Контроля и сварки (НАКС), немецкого холдинга DVS, объединяющего европейские сварочные институты, ОАО «РЖД», органов государственной власти и производственных фирм, представители научного сообщества. В состав участников конференции также вошли Владимир Шнейдмюллер, вице-президент, член наблюдательного совета НП «ОПЖТ», технический директор ЗАО «Трансмашхолдинг», и Олег Сеньковский, вице-президент, член наблюдательного совета НП «ОПЖТ», первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД».

Открыла конференцию торжественная церемония вручения грамот от Союза машиностроителей России за активное участие в работе Тверского регионального отделения. Валентин Гапанович, вице-президент ОООР «СоюзМаш России», вручил грамоту за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие Тверского регионального отделения Союза машиностроителей России генеральному директору ОАО «ТВЗ» Андрею Соловью.  Почетные грамоты за многолетний добросовестный труд и личный вклад в развитие Тверского регионального отделения Союза машиностроителей России также были вручены начальнику управления внешних связей ОАО «ТВЗ» Наталье Магеря и начальнику отдела стандартизации и систем менеджмента качества ОАО «ТВЗ» Константину Татарницеву.

Затем с приветственным словом к участникам мероприятия обратился Валентин Гапанович. Отметив основные аспекты развития и достижения современного сварочного производства в России, президент НП «ОПЖТ» подчеркнул, что, несмотря на широкую линейку применяемых сварочных технологий, на железнодорожном транспорте до недавнего времени отсутствовала системная работа по обсуждению проблем сварочного производства и обмену опытом.

«Перед железнодорожным комплексом стоят серьезные задачи в области сварочного производства, основные из которых — повышение профессионального уровня рабочего и инженерного персонала, повышение стабильности в качестве сварочных работ, обеспечение координации в управлении качеством сварочных процессов при проектировании, изготовлении и ремонте объектов железнодорожного транспорта, развитие комплекса нормативно-технической документации», — заявил Валентин Гапанович и отметил, что решение этих задач позволит существенно сократить затраты на ремонт как подвижного состава, так и путей, а также стимулировать инновационное развитие отрасли.

Именно с целью сконцентрировать производственный и научный потенциал отрасли для системного решения этих задач и обмена опытом в области сварочного комплекса на площадке НП «ОПЖТ» создана секция «Сварка», подчеркнул Валентин Гапанович и призвал участников конференции к активной работе.

Таким образом, главными темами конференции стали проблемы сварки на железнодорожном транспорте, предложения науки, производителей железнодорожной техники и организаций, специализирующихся на поставках услуг по сварке для железнодорожного транспорта по вопросам совершенствования нормативно-технической документации, технологий аттестации и добровольной сертификации в области сварочных технологий.

Первый доклад – о направлении развития технологии сварочного производства ОАО «Центросвармаш» и ОАО «ТВЗ» – представил главный сварщик ОАО «ТВЗ» Владимир Мешков. Он рассказал о развитии сварочного производства на предприятии за последние 10 лет, в течение которых заводу удалось существенно преобразиться в части всех применяемых технологий, в том числе, и сварочных. Докладчик отметил, что техническое перевооружение коснулось нескольких головных цехов завода и теперь они оснащены современным сварочным оборудованием для роботизированной сварки, плазменной сварки, лазерной и контактно-точечной сварки и др. Затем Владимир Мешков подробно рассказал об особенностях каждого типа сварочного оборудования.

Докладчик также коснулся вопросов гармонизации нормативно-технической документации по вопросам сварки — ГОСТ 33976-2016 и ГОСТ EN 15085-2015. Он отметил существование препятствий для дальнейшего развития сварочного производства в виде расхождений в документах относительно технологий применения современных видов сварки, в частности, контактной и лазерной сварки, ориентации ГОСТ 33976-2016 на российский рынок и др. Валентин Гапанович, в свою очередь, дал поручение рассмотреть вопрос актуализации  ГОСТ 33976-2016 на очередном заседании ТК 45.

О системе мониторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom и опыте ее применения на ОАО «Центрсвармаш» рассказали генеральный директор ООО «Эллой» Михаил Сорокин и главный сварщик ОАО «Центросвармаш»  Дмитрий Снегирев. Разработанная в России, система WeldTelecom объединяет парк сварочной техники в единую сеть и позволяет проводить мониторинг состояния оборудования в режиме онлайн, дистанционно разгружать режимы сварки, фиксировать нарушения технологии сварки и др., заявили докладчики. В перспективе разработчики намерены добиться введения единых электронных пропусков сварщиков, действующих в рамках системы. WeldTelecom также позволяет документировать все параметры сварки и, в случае возникновении сбоя, анализировать характер ошибки.

Участники конференции отметили положительный инновационный опыт внедрения системы мо­ниторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom на производстве ОАО «Центросвармаш». Также было принято решение рекомендовать предпри­ятиям-членам НП «ОПЖТ» рассмотреть возможность внедрения данного технического решения на своем производстве для мони­торинга сварочных процессов.

О деятельности Международного института сварки в России и за рубежом и деятельности Российского научно-технического сварочного общества (РНТСО) рассказала вице-президент РНТСО Надежда Волкова. Докладчик поделилась опытом решения актуальных проблем сварочного комплекса на международной арене и рассказала об истории и задачах Международного института сварки. В частности, организация ориентирована на международный обмен научной и технической информацией, распространение теоретических и практических знаний, отчетов о состоянии современного сварочного производства. Цель института — создание глобальной гармонизированной системы обучения квалифицированного персонала и его сертификации, а также системы сертификации сварочных производств, основанной на соблюдении требований стандартов серии ISO 3834. Кроме того, при институте работают профессиональные комиссии, куда также приглашаются и российские специалисты. РНТСО, в свою очередь — основной представитель России в Международном институте сварки, отметила докладчик и также рассказала об основных аспектах работы российской организации. По окончании выступления Надежды Фроловой Валентин Гапанович предложил НП «ОПЖТ» заключить с РНТСО соглашение о сотрудничестве.

Директор GSI SLV Baltikum, европейский инспектор по сварке Ханс Георг Гросс выступил с докладом о международной системе сертификации сварочного производства. В первую очередь, докладчик передал приветствие участникам собрания от президента Европейской Федерации сварки Криса Иди, поддержал инициативу проведения международной конференции по сварке в железнодорожном комплексе и подчеркнул необходимость этого мероприятия для развития международного сотрудничества. Также эксперт рассказал об основных аспектах европейского стандарта по сварке EN 15085:2008, о процессе сертификации в соответствии с ним, а также отметил необходимость гармонизации российской и международной нормативно-технической документации по сварке для эффективного развития отрасли.

Екатерина Кузнецова, начальник сектора сварки, наплавки и шлифовки рельсов Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», рассмотрела проблемные вопросы и перспективные направления развития сварки в путевом хозяйстве России. Среди главных проблем сварки Екатерина Кузнецова отметила образование смятия в зоне сварных стыков в зоне контактной сварки, выкрашивание на поверхности катания и выкрашивание на рабочей выкружке. «За последние пять лет зафиксировано 358 изломов рельс, и 30% из них приходятся именно на долю сварных стыков», — подчеркнула докладчик и призвала участников отрасли искать причины образования дефектов. На этом фоне, с точки зрения эксперта, среди первоочередных направлений в области рельсосварочного производства – разработка единой нормативной документации в области сварки рельсов, включая СТО РЖД «Правила допуска организаций к выполнению работ по термитной и контактной сварке рельсов», внедрение системы добровольной сертификации в области рельсосварочного производства, внедрение инновационных технологий сварки и ремонта головки рельса.

Начальник сектора лазерной сварки ООО НТО «ИРЭ-Полюс» Николай Грезев и генеральный директор НИИ мостов Евгений Монастырев представили лазерное оборудование для сварки ООО НТО «ИРЭ-Полюс» для предприятий железнодорожной отрасли. Рассказав о преимуществах лазерного типа сварки, эксперты презентовали результаты испытаний мостовой конструкции с применением данной технологии.

Принципы роботизации сварки деталей тележек подвижного состава представил руководитель отдела сварочного оборудования ЗАО «ЭПФ Судотехнология» Антон Нагорный. Эксперт рассказал о необходимости требований к производителю роботизированной сварочной системы, таких как подтвержденный опыт в реализации проектов, высокий уровень компетенции, компоненты сварочной системы от одного производителя. Компетентность интегратора оборудования также подтверждают наличие собственного технического центра, контракт жизненного цикла и выполнение 3D симуляции, заявил Антон Нагорный.

Директор Технологического института РУТ (МИИТ), доктор технических наук, профессор, Вадим Фроловрассказал о целях, задачах и принципах работы отраслевого научно-производственного центра компетенции «РУТСВАРКА». В частности, организация призвана решать вопросы стратегического развития и координации вопросов сварки во всех отраслях российской промышленности, объединять и систематизировать результаты функциональных и прикладных исследований в вопросах сварки, совершенствовать технологии и аппаратуру, выполнять заказы на уникальные технологии и создание системы обучения кадров.

В завершении международной научно-производственной конференции ее участники признали позитивный опыт проведения мероприятия и призвали НП «ОПЖТ» организовать встречи в данном формате ежегодно. Валентин Гапанович, в свою очередь, поблагодарил участников за положительные отзывы, содержательные выступления и плодотворную работу.

По итогам конференции участники НП «ОПЖТ» приняли ряд протокольных решений. Среди прочего было решено до 30 ноября 2017 года провести на площадке Партнерства совещание по определе­нию целесообразности использования в работе ГОСТ EN 15085 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транс­портных средств и их элементов с привлечением специалистов НАКС», а также провести совещание секции «Сварка» по актуализации состава нормативно-технической документации в области сварки при проектировании, изготовлении и ремонте конструкций железно­дорожного подвижного состава.

Продолжила программу конференции экскурсия по производственным площадкам ОАО «ТВЗ» – единственного в России предприятия по созданию различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги для скоростей движения до 200 км/ч. Завод специализируется на выпуске одно- и двухэтажных пассажирских вагонов, вагонов для международного сообщения, различных типов грузовых вагонов и вагонов спецназначения, тележек для подвижного состава магистральных железных дорог, а также электропоездов нового поколения, участвует в производстве вагонов метро и низкопольных трамваев.

Участники конференции посетили участок сборки и сварки рам тележек вагонов, где ознакомились с оборудованием для роботизированной и полуавтоматической сварки, а также участки сборки и сварки кузовов вагонов метро, крыш и кузовов двухэтажных вагонов, где увидели установку для автоматической сварки трехпродольных швов. Затем гости посетили холодно-прессовой цех завода, где им было презентовано современное оборудование для лазерной резки и гибки. В рамно-кузовном цехе предприятия делегация посетила участок сборки-сварки боковых стен вагонов, где увидела оборудование для плазменной сварки.

Затем состоялась экскурсия по производственным площадкам предприятия ОАО «Центросвармаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») — крупнейшего российского производителя сварных металлоконструкций. Гости посетили участок сборки и сварки боковых стен двухэтажных вагонов и боковых стен вагонов метро, где увидели работу оборудования для лазерной сварки и резки фирмы TTM. Специалисты также увидели новое оборудование для лазерной сварки секций боковин вагонов метро ООО НТО «ИРЭ-Полюс» и оценили работу системы мониторинга и контроля сварочных процессов WeldTelecom.

Завершила деловую программу участников конференции экскурсия по производственным площадкам ОАО «РИТМ» Тверское производство тормозной аппаратуры — предприятия, занимающегося разработкой и производством тормозного оборудования для железнодорожного транспорта.

Пресс-релиз