Научно-производственный совет НП «ОПЖТ» обсудил применение композитных материалов в ответственных конструкциях железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 08.11.2019
  • Поделиться ссылкой
Новости объединения

Научно-производственный совет НП «ОПЖТ» обсудил применение композитных материалов в ответственных конструкциях железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава

На площадке Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» 7 ноября 2019 года состоялось заседание Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» на тему: «Применение композитных материалов в ответственных конструкциях железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава». Мероприятие прошло под председательством заместителя Председателя коллегии ВПК РФ Олега Бочкарева, президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича и исполнительного директора Объединения юридических лиц «Союз производителей композитов, председателя ТК 497 «Композиты, конструкции и изделия из них» Сергея Ветохина.

В заседании Совета приняли участие вице-президенты, члены Наблюдательного совета НП «ОПЖТ» Альберт Костромин, Владимир Матюшин и Олег Сеньковский, а также руководители и технические специалисты ведущих предприятий железнодорожной отрасли.

Заместитель Председателя коллегии ВПК РФ Олег Бочкарев подчеркнул необходимость внедрения в инфраструктуру железных дорог композитных материалов, решений и конструкций. По его мнению, несмотря на несколько увеличенные изначальные затраты, композитные решения выигрывают на жизненном цикле конструкции. Было также акцентировано внимание на том, что процесс внедрения композитных материалов идет сложно из-за пробелов в нормативной базе.

Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович рассказал о реальной потребности использования композитных материалов в строительстве подвижного состава и мостовых конструкциях. Особую актуальность представляет строительство пешеходных мостов из композитов в целях предотвращения травматизма на железнодорожных путях. При этом в работе по внедрению композитов целесообразно использовать механизм «регуляторной гильотины».

Сессию докладов открыло выступление Андрея Лисицына, директора Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре – филиала ОАО «РЖД», с докладом о перспективах внедрения композитных материалов в путевом хозяйстве. Он отметил, что, в соответствии с задачами Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года предусмотрено увеличение скоростей движения поездов и нагрузки на ось. Для обеспечения этих требований необходима реализация инновационных решений, в частности, применение современных полимерных композиционных материалов. Докладчик рассказал о применении композитных материалов для обустройства изолирующих стыков, устройства пешеходных настилов, железнодорожного пути (шпалы, переводные брусья) и мостов (брусья, плиты). Также об использовании композиционного материала при строительстве пешеходных мостов и шумозащитных экранов и при изготовлении элементов промежуточных рельсовых скреплений.

О нормативном обеспечении применения конструкций из полимерных композитах в мостостроении рассказал Александр Бейвель, главный специалист ООО «НИИ МИГС», представитель ТК 497. В своём выступлении докладчик сообщил, что на современном этапе разработана система нормативных документов, которая позволяет осуществлять три вида технологических операций с композитными конструкциями: проектирование, строительство, обследование. Основной задачей в настоящее время является практическое применение разработанных норм с накоплением данных по проектированию, строительству и эксплуатации полимерных композитных мостов и труб с целью корректировки действующих положений и разработки новых нормативных документов.

С докладом об опыте эксплуатации композиционных материалов в инженерных сооружения ОАО «РЖД» выступил заместитель начальника отдела Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Александр Минаев. В рамках доклада были представлены преимущества и особенности применения композитов, а также даны рекомендации по использованию перспективных материалов.

Выступление управляющего директора НПП «АпАТэК» Вячеслава Ермакова было посвящено технико-экономическому обоснованию применения композитных пролетных строений на железнодорожных мостах. Он представил участникам заседания развернутые расчеты по внедрению пролетных строений из композитных материалов и основные преимущества композитов в сравнении с традиционными строительными материалами (сталь и железобетон).

Об опыте эксплуатации автомобильного моста из композитных материалов доложил заведующий кафедры «МОСТЫ» ФГБОУ ВО СГУПС Андрей Яшнов. По его словам, наблюдения показали, что после пяти лет эксплуатации мост находится в хорошем состоянии.

Начальник управления реализации технической политики АО «Концерн «Уралвагонзавод» Дмитрий Головченков рассказал об опыте разработки и использования элементов железнодорожного подвижного состава из композитных материалов. Выступление касалось испытания вагона-хоппера с кузовом из композитного материала. Так же докладчик рассказал об особенностях и перспективах применения композитных материалов в вагоностроении.

В продолжение заседания выступил коммерческий директор АО «РТ-Химкомпозит» Петр Яременко. Он подробно рассказал о разработках в области полимерных композиционных материалах для подвижного состава и инфраструктуры, а также об их преимуществах.

О возможности применения композиционных материалов в железнодорожной отрасли доложил заместитель директора научного центра «Рельсы, сварка, транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ» Алексей Борц. Докладчик предложил использовать композитные материалы, включающие в себя органопластику, углепластики и стеклопластики для внутренней отделки подвижного состава, как конструкционные материалы кузовов и отдельных деталей, а также конструкционные элементы объектов инфраструктуры.

Сессию докладов завершила руководитель направления ООО «Нанотехнологический центр композитов» Анна Костенко с докладом о преимуществах и технологии применения системы внешнего армирования на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД».

Подводя итоги заседания, участники договорились совместными усилиями исключать пробелы в номативно-правовой базе, а также сформировать предложения по стимулированию применения композиционных материалов в области инфраструктуры и подвижного состава.

Пресс-релиз

Дата публикации: 08.11.2019