Новочеркасский электровозостроительный завод в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 20.04.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Новочеркасский электровозостроительный завод в годы Великой Отечественной войны

Все для фронта, все для победы!

Воскресенье, 22 июня 1941 года в Новочеркасск весть о начале войны.

Сотни работников Новочеркасского паровозостроительного завода (НПЗ) были призваны в Красную Армию. Многие уходили добровольцами. Из 600 локомотивостроителей, ушедших на фронт, 226 отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.

Еще в 1938 году НПЗ был подчинен наркомату вооружений и стал «номерным заводом» (завод № 352 НКВ). Его возглавил военный инженер, полковник артиллерии В.И.Баринов. В сжатые сроки шло перепрофилирование производства. С Пермского военного завода в Новочеркасск было завезено оборудование, прибыли специалисты – «пушкари». К концу 1938 года завод начал выпуск зенитных установок ЗУ-4 и 122-мм полевых пушек МЛ-19 и  МЛ-22, а в мае 1939 года Красная Армия впервые испытала новочеркасские пушки, которые любовно называли «Аннушками».

К началу 1941 года на заводе № 352 работало более 6 тысяч человек. Это были высококвалифицированные специалисты и разнорабочие. С первых же дней войны завод перешел на военный режим работы – 10-часовые смены, строжайшая дисциплина. В цехах НПЗ выпускали полевые пушки и вели ремонт техники, пришедшей с фронта, — танков, минометов, «самоходок». Потом завод был эвакуирован. Заводское оборудование грузили на железнодорожные платформы, рабочие с семьями ехали в «теплушках». Их ждал далекий Воткинск – завод № 235, где за годы войны выпущено 52 тысячи противотанковых орудий разных калибров и миллион снарядов и авиабомб.

Всего же за годы войны на Воткинском предприятии было выпущено 52 тысячи противотанковых орудий разных калибров и миллион снарядов и авиабомб. А в Новочеркасске, на оставшемся оборудовании продолжался выпуск минометов, которые считались лучшими на фронте и «дали прикурить» немцам под Сталинградом. Две с лишним тысячи новочеркасских минометов спасли жизнь тысячам наших бойцов.

Из воспоминаний

Ольга Филипповна Илларионова (труженица тыла, бывшая работница завода): «1 октября 1941 года наш первый эшелон тронулся на Урал. Как выехали мы — так начали немцы нас бомбить. Почти до самого Сталинграда нас всю дорогу бомбили, все время налетали. А на станции Двойной так бомбили, что горело все! Когда добрались до Воткинска, то всех работоспособных повели на завод устраивать работать, а матери остались с детьми. Мы приехали к выстроенным баракам с квартирами. Квартиры сделали большие, так как семьи были большие, по 12 — 14 человек селили на одну площадь – в одну квартиру. Детей, кто был повзрослей, устроили табельщицами. А взрослых, даже инвалидов, ставили за станки работать. В цехе в три этажа краны ходят, шум, гам, цех громадный. Я ученицей недели две побыла, выучилась работать. У пушки есть ствол, через который проходит снаряд, вот я и делала этот ствол. В этом стволе нарезается винтовая резьба. И вот эту винтовую резьбу в стволе для прохода снаряда я и нарезала. Вначале мы делали пушки диаметром 45 мм, но мало мы на ней проработали, потому что она не пробивала броню у немецких танков. Поэтому быстренько переделали наше оборудование на производство пушек с диаметром 76 мм.

Идет война народная

Враг наступал по всем направлениям. Еще в июле 1941 года на заводе был сформирован отряд народного ополчения, комиссаром стал председатель профкома НПЗ М.Дегтярев, а командиром – главный инженер А.Кечеджи. И именно он 21 ноября 1941 года, после взятия Ростова, остановил продвижение немцев в районе хутора Мишкин. Бойцы истребительного батальона заставили отступить передовые части врага. Погибли сотни ополченцев. Среди них первостроитель НПЗ, один из первых комсомольских лидеров Новочеркасска Семен Лучина, легендарный Марат, как его называли. Подвиг новочеркасских ополченцев на 8 месяцев отсрочил оккупацию города. За это время паровозостроительный завод подготовили к эвакуации.

Летом 1942 года Новочеркасск был взят немецкими войсками, но полностью уничтожить завод врагу не удалось. Немцы наладили на нем ремонт своей техники, но заводчане не сдались. Они организовали группу сопротивления, и возглавил её Даниил Кезин, которая позже соединилась с подпольщиками, возглавляемыми Петром Даниловым, учителем школы № 9. Ежеминутно рискуя жизнью, подпольщики вели агитацию среди рабочих, саботировали работу завода, распространяли сводки информбюро, осуществляли диверсии на дорогах. Благодаря этой группе паровозостроительный завод был освобожден от захватчиков за три дня до того, как в город вошли наши части. 8 февраля 1943 года группа подпольщиков обезвредила охрану завода и не дала немцам возможность при отступлении взорвать предприятие. Первый красный флаг взвился над Новочеркасским паровозостроительным заводом. А 13 февраля после 204 дней оккупации Новочеркасск был освобождён!

Из воспоминаний

Антонина Викторовна Скоковая (бывшая работница завода): «Еще задолго до 13 февраля мы почувствовали, что у фашистов, которые расположились в Соцгороде, что-то случилось. Они стали быстро собираться. Появились белые замаскированные машины. Только и слышно было: «Сталинград, Сталинград…». Мы все время прислушивались, с надеждой смотрели на небо, не появятся ли наши самолеты? Хотя бы скорее пришли наши! Все яснее и яснее слышался гул орудий. И вот на рассвете 13 февраля все стихло. Мы вылезли из подвала и вдруг увидели, что навстречу идет наш советский солдат. Что было в эту минуту! Слезы, радость, рукопожатия, возгласы, приветствия были слышны повсюду… Тут же, не сговариваясь, люди пошли к заводу. Настроение было такое, что хоть сию минуту бы в цеха и за дело. В этот день мы впервые после долгих месяцев оккупации посмотрели друг на друга, осмотрелись вокруг. Такое впечатление было, что взошло очень яркое солнце».

Александр Федорович Вологин (участник освобождения Новочеркасска, бывший директор Дворца культуры НЭВЗа): «Особенно запомнились дома в Соцгороде, смотревшие пустыми глазницами окон. Но настроение было радостным, люди выходили из своих квартир на улицу, не оглядываясь, не боясь. Общую радостную картину дополняли мальчишки. Теперь им нечего было бояться. Они высыпали на улицу, как воробьи, не отходили от здания школы, в которой расположился наш полк. Все им было интересно. Как молоды мы были тогда! Мне — 20 лет. Но за плечами уже был не один десяток километров тяжелого фронта».

 

И снова бой, кровавый бой

Из воспоминаний

Иван Ильич Придворов (бывший работник завода): «Шел суровый 1942 год. Враг двигался на Сталинград. Перед бойцами Донского фронт стояла задача – перерезать врагу путь на Сталинград. Для этого нужно было форсировать Дон и прорвать оборону противника, продвинуться в сторону дороги. Поздно ночью началась переправа. Немцы даже не подозревали, что здесь Дон особенно широкий. Тем более неожиданным было наше появление на берегу в самом тылу противника. Я служил в артиллерии. Воспользовавшись паникой фашистов, советские бойцы прорвали оборону и продвинулись на 8 километров в сторону дороги, захватили ее. Но положение было очень серьезным: с трех сторон наши части были окружены врагом, а позади – Дон. Первый день прошел без особых происшествий. Враг угрожал сбросить наши части в Дон. Все чувствовали, что предстоит жаркий бой, и готовились к нему. А утром все началось. Гитлеровцы бросили авиацию. Налет длился 4 часа, и сразу после этого на горизонте показались танки. Их около 70, а у нас — семь артиллеристских орудий. В самом начале боя погиб командир нашего орудия, и командование принял на себя я. Все ближе и ближе подходили танки. Справа по ним ударила батарея из пяти орудий, и сразу запылало несколько вражеских машин. Фашисты насели на правый фланг, решив уничтожить батарею. Один за другим пылали танки. Были потери и среди артиллеристов. Умолкли одно за другим три орудия, а враг все наседал. Наконец, враг отступил, оставив на поле сражения 18 подбитых машин. Победа была достигнута ценой жизни многих товарищей. Но задание было выполнено…»

Этот День Победы!

Как ждали этого дня. Еще тогда 22 июня 1941 года, когда обрушилась на страну весть – война люди верили – придет день победы. Но дорога к нему была длинной. Долгих 1418 дней и ночей шли солдаты и офицеры, приближая день Победы. И среди воинов, шагавших по брусчатке Красной площади, были и те, кто потом ударно трудился на НЭВЗе.

Обелиск в заводском парке

Весной 1975 года комсомольцы НЭВЗа устраивали в парке субботники – готовили площадку для памятника в честь 30-летия Победы. Инициаторами создания выступили работники инструментального цеха, предложившие в нерабочее время работать, собирая деньги на памятник. Этот почин поддержали все заводчане. Работали дружно, с энтузиазмом.

И вот 8 мая 1975 года собрались ветераны, работники завода, школьники на торжественный митинг. Окутанный белым полотнищем вознесся в небо обелиск. Застыли в почетном карауле солдаты.

Обращаясь к собравшимся, директор НЭВЗа, Герой Социалистического Труда Г.А.Бердичевский сказал: «Мы помним всех, кто погиб, защищая Родину. Секретаря комсомольской организации завода Анатолия Горобца, обрубщика Никиту Завалко, термиста Василия Рыжова, токаря Григория Кононова, литейщика Александра Герасимова, Героя Советского Союза Ивана Клещева и многих других, отдавших свои жизни и геройски погибших. Светлая память о них будет вечно храниться в наших сердцах».

 

 

 

 

Право открытия памятника было предоставлено участникам Парада Победы Н.Ф.Овчинникову и М.П.Мясищеву.

Даешь новочеркасский электровоз!

Отзвучали залпы Великой Победы. Страна залечивала раны, нанесенные жестокой кровопролитной войной, восстанавливала разрушенное народное хозяйство. А это требовало увеличения пропускной способности железных дорог. Значительно возросли объемы перевозок, но паровозы с этой задачей не справлялись. Необходим был перевод магистралей на электрическую тягу и, следовательно, производство электровозов повышенной мощности.

Народным Комиссариатомэлектрической промышленности было принято решение — строить электровозы в Новочеркасске! 24 ноября 1945 года Новочеркасский Паровозстрой стал НЭВЗом. Директором назначили Б.А.Баштеева, главным инженером – Б.А.Прибса, главным конструктором – Б.В.Суслова, а экономистом – С.Б.Кулешова.

Строили новые корпуса, устанавливали новое оборудование, а главное – готовили кадры! В 1946 году открылся электромеханический техникум – заводу нужны грамотные рабочие и техники. Со всего Советского Союза в Новочеркасск приезжали специалисты — так создавался костяк славного трудового коллектива НЭВЗа. На заводе работали 2500 человек, каждый четвертый – ударник или стахановец.

В цехе, название которого звучало еще непривычно – электровозосборочный, появился кузов электровоза ВЛ22М с № 185, который начали делать на заводе «Динамо» в самом начале войны. И вот уже новочеркасские специалисты доводят его «до ума». Все в диковинку — высоковольтное оборудование, множество приборов и аппаратов И множество технических вопросов, на которые с готовностью отвечали представители московского завода.

 

 

В конце апреля 1947 года был выпущен первый Новочеркасский электровоз. Так начиналась новая страница истории завода.

Источник: http://www.tmholding.ru/about_us/great_war/nevz/

Дата публикации: 20.04.2020