Новосибирский электровозоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 15.06.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Новосибирский электровозоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны

Роль Новосибирского электровозоремонтного завода в Великую Отечественную войну переоценить сложно. Его строительство и становление пришлось на годы этого исторического события. Война изменила первоначальные планы по возведению паровозоремонтных мастерских. Они были перепроектированы под паровозоремонтный завод.

Территория под строительство завода представляла собой с южной стороны небольшой поселок, состоящий из двух бараков и десятка частных домиков с небольшими приусадебными постройками.

Усиленными темпами возводились цеха. Первыми готовыми объектами стали: механический, кузнечный, литейный, паросиловой цехи, контора, пожарное депо. Всё это было сделано в кратчайшие сроки, для того чтобы успеть принять эвакуированных людей, разместить их, разгрузить прибывшие по эвакуации оборудование, материалы, а вагоны быстро отправить для перевозки срочных грузов для нужд фронта.

В 1942 году стали прибывать эвакуированные с Донецкой, Львовской, Юго-Восточной дорог. Прибыла и главная сила — эвакуированный Мичуринский паровозоремонтный завод с опытными кадрами, командирами производства, которые привезли с собой оборудование, материалы, инструмент и т.д. Начальником мастерских был назначен бывший начальник Мичуринского завода Петр Иванович Гаврилов, главным инженером – Анатолий Семенович Фроленко.

В этом же году с Мичуринского завода прибыли работники спеццеха по выпуску боеприпасов. Это был огромный коллектив, численностью более двух тысяч человек. Но в связи с тем, что литейный цех не был еще готов, а ждать было невозможно, так как боеприпасы фронту нужны были срочно, то указанием Министерства, а также областных партийных и советских организаций спеццех был размещён в помещении депо Новосибирск-Южный (Алтайка), где он успешно проработал с 1942 по 1945 г., за что неоднократно поощрялся и был на хорошем счету.

Несмотря на то, что корпуса не были готовы, все эвакуированные рабочие, а также рабочие паровозоремонтных мастерских приступили к восстановлению и установке оборудования, изготовлению и монтажу вагранок, печей для плавки бронзы, молота, пресса, кузнечного цеха. Они установили металлообрабатывающие станки в механическом цехе, на временных площадях изготовили предметы домашнего обихода для эвакуированных, для столовой и т. д. Особенно большую помощь оказывали общественные организации города и района. Они разместили всех эвакуированных, оказали им первую помощь, организовали для рабочих магазин, помогли строительными материалами и решали многие другие жизненно важные вопросы.

Мастерские с 1942 года назывались по железнодорожному индексу ПРМ (паровозоремонтные мастерские), а с переводом их в разряд заводов стали называться ПРЗ. Вообще, завод начал выпускать товарную продукцию в 1942—1943 гг., но приказ о вводе предприятия в эксплуатацию Наркоматом не издавался (была война), и только 1 января 1944 г. вышел в свет приказ НКПС от 17.04.44 № 259/цз о вводе в эксплуатацию первой очереди строительства Новосибирского паровозоремонтного завода. Вот с этой даты и начинается летосчисление завода, то есть с 1 января 1944 года.

Многие производственные коллективы в борьбе за выживание в трудные военные годы налаживали прочные связи с селом. Показателен в этом отношении опыт паровозоремонтников. Люди, прибывшие на завод по эвакуации, не имели в запасе никаких продуктов и обеспечивались только по карточкам. Рабочие получали в день по 800 граммов хлеба, по 400 — крупы и макаронных изделий и несколько граммов мясных продуктов и жиров. ИТР, дети, неработающие жены получали ещё меньше. Столовая работала по наличию продуктов, но и тех зачастую не было. Поэтому следовало принимать решительные меры по обеспечению работающих продовольствием.

Руководство и общественные организации паровозоремонтного завода приняли решение срочно организовать сельское подсобное хозяйство. В 1943 году исполком областного Совета депутатов выделил для завода в Коченёвском районе 500 гектаров земли, помог быстро построить пять четырехквартирных бараков, два коровника, свинарник, птичник (для кур и гусей), несколько складских помещений, небольшую кузницу с мастерской. Тяговой силой в хозяйстве поначалу были только лошади. Чуть позже приобрели два колёсных трактора, автомашину, тракторные плуги, часть техники и инвентаря брали в аренду у машинно-тракторной станции.

Посевная площадь составляла 450 га, около 100 га занимали индивидуальные огороды. Сено для скота косили на колхозных лугах, пахали на лошадях, а сеяли, обрабатывали и собирали урожай вручную.

Осенью 1943 года завод ощутил результаты от подсобного хозяйства. На работающего приходилось по 50-70 килограммов картофеля, на иждивенца — 40. Уродились овощи, просо, гречиха. Улучшилось питание в столовой, овощные и мясные блюда были без карточек.

Во время войны завод ремонтировал мощные товарные паровозы серии ФД («Феликс Дзержинский»), которые взяли на себя всю тяжесть фронтовых перевозок.

Несмотря на большую роль эвакуированных, завод был новостроящимся согласно распоряжению НКПС. Строительство завода осуществлялось разными строительными организациями: с июля 1941 года по сентябрь 1943 года на объекте работал Сибирский строительно-монтажный трест НКПС; с сентября 1943 года по июнь 1945 года — стройуправление № 1 Спецпромстроя НКПС; с июня 1945 года по 31 декабря 1945 года — Сибирский строительно-монтажный трест «Сибстройпуть». После войны строительство завода продолжилось: с января 1946 года и до окончания строительства работы производились строительно-монтажным трестом «Запсибтрансстрой» («Томсктрансстрой»), а все монтажные работы по оборудованию производились силами монтажного цеха завода (мастерских). Строительство завода выполнялось по проекту, разработанному проектной конторой «Трансзаводпроект». Предприятие перешло на мирные рельсы и стало одним из самых крупных ремонтных предприятий локомотивного хозяйства в Сибири.

Дата публикации: 15.06.2020