• 19.12.2017
  • Поделиться ссылкой

НП «ОПЖТ» и РОСНАНО обсудили предложения компаний нанотехнологического сектора для производителей железнодорожной техники

Видео


19 декабря 2017 года в Москве состоялось совместное совещание НП «ОПЖТ» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО, посвященное перспективным разработкам компаний нанотехнологического сектора для производителей железнодорожной техники.

Совещание прошло под председательством президента НП «ОПЖТ», члена правления ОАО «РЖД», старшего советника генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» Валентина Гапановича и заместителя генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО Алексея Качая.

В работе совещания приняли участие более пятидесяти ведущих специалистов предприятий железнодорожной отрасли, среди которых представители холдинга ОАО «РЖД», представители машиностроительных предприятий и организаций, эксплуатационных и ремонтных компаний, эксперты, ученые, специалисты НИИ железнодорожного транспорта, а также представители СМИ.

В своем вступительном слове, обращенном к участникам заседания, Валентин Гапанович отметил, что российская железнодорожная отрасль нуждается в новых перспективных разработках, в основе которых лежит материальное производство и которые имеют оптимальную стоимость. «Российская железнодорожная отрасль цифровизируется, пересматривает многие подходы к содержанию технических средств и инфраструктуры, и открыта для инновационных предложений», — заявил Валентин Гапанович.

Алексей Качай, заместитель генерального директора по стратегии Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО, рассказал о принятой организацией стратегии, один из аспектов которой называют «конвейер инноваций» —  путь от лаборатории до массового производства конкурентоспособной продукции в сфере нанотехнологий.  При этом Алексей Качай отметил особое значение встречи с НП «ОПЖТ», в рамках которой Фонд получит обратную связь, обеспечивающую взаимопонимание сторон по многим вопросам, в том числе, техническим.

Руководитель направления федеральных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО Артем Рыбалко представил результаты работы организации в рамках формирования инновационной инфраструктуры Российской Федерации. Он напомнил, что Фонд инфраструктурных и образовательных программ входит в состав Группы РОСНАНО и занимается инфраструктурной деятельностью. Созданный в 2010 году, к сегодняшнему дню Фонд создал 15 наноцентров и 8 технологических инжиниринговых компаний, реализовал более 160 образовательных программ в сфере наноиндустрии и внедрил 12 региональных и 8 отраслевых программ стимулирования спроса. Только в рамках сотрудничества с ОАО «РЖД» Фонд содействует развитию таких проектов как  электростанция на основе солнечных тонкопленочных модулей на железнодорожном вокзале в г. Анапа;  светодиодное освещение объектов инфраструктуры; опоры контактной сети, армированные композитной арматурой; композитные консоли контактной сети; системы очистки ливневых и промышленных стоков.

В продолжение заседания выступил Сергей Волков менеджер по проектам ООО «Нанотехнологический центр композитов» — производственно-инжинирингового центра, решающего широкий круг задач в сфере изготовления изделий из полимерных композиционных материалов. Он рассказал о применении композитной продукции в инфраструктурных проектах железнодорожной отрасли, в частности, о разработке и изготовлении консоли контактной сети из ПКМ, разработке и изготовлении композитных опор, усилении конструкций системой  FIBARM на основе углеволокна, разработке системы водоотведения MONSTERLOT и др. Так, применение композиционных материалов в конструкции консоли позволяет отказаться от использования изоляторов за счет диэлектрических свойств стеклопластика, тогда как снижение массы упрощает монтаж, а коррозийная стойкость материала повышает долговечность.

О преимуществах технологии плазменной закалки и карбонизации технологического оборудования рассказал заместитель директора НПК «Индустриальные инновации» Эдуард Агафонов. В частности, он представил установку ручной плазменной закалки УДГЗ-200, которая допускает ручное, автоматизированное и роботизированное ведение процесса. При этом закалка не деформирует и не портит поверхностей и  часто производится в процессе финишной операции, отметил докладчик.  Например, применение плазменной закалки узлов тележки вагонов позволяет добиться снижения  износа контактных поверхностей в 10 раз для буксового проема боковины тележки и подпятника надрессорной балки.

Коммерческий директор ООО «Гален» Ильнар Халимов рассказал о композитных решениях компании для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Среди преимуществ композитных материалов он перечислил долговечность конструкции, низкие затраты на обслуживание,  защиту от ультрафиолета, диэлектрические свойства и др. Докладчик также представил примеры разработок, в которых были использованы композитные материалы: опоры контактной сети, железнодорожные платформы, шумозащитные экраны и др.

Генеральный директор ООО Научный Центр «СТК» (Группа компаний TSMGROUP) Александр Шатов рассказал об инновационных энергосберегающих материалах для строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры, в частности, о жидком наноутеплителе, в основе состава которого керамические вакуумные микросферы. Наноутеплитель подходит для использования на нестандартных поверхностях и позволяет добиться повышения теплотехнических параметров, снизить эксплуатационные расходы оборудования и др.

Об опыте применения на инфраструктурных объектах антиобледенительного покрытия «ЭПИЛАМ» рассказал генеральный директор ООО «Автостанкопром» Абдурашид Вохидов. Покрытие представляет собой наносодержащую антиобледенительную композицию с антиадгезийными и гидрофобными свойствами. Антиобледенительные свойства покрытия сохраняются до -55 градусов в течение длительного времени (до 720 часов).

Доклад «Маркировка и учет металлических узлов и агрегатов» презентовал руководитель проектов RFID проектов ООО «Технология идентификации» Глеб Коновалов. Он рассказал о вариантах маркировки, их технических особенностях и преимуществах. В частности, среди преимуществ радиометок он перечислил нетребовательность перед физическим загрязнением, возможность считываться автоматически посредством радиообмена и возможность индивидуального учета для каждого объекта.

Валентин Гапанович отметил актуальность и перспективность представленных предложений и призвал ускорить процесс работы по их внедрению в железнодорожной отрасли. Президент НП «ОПЖТ» также предложил Фонду инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО продолжить активную совместную работу в этом направлении и провести повторное совместное совещание в марте 2018 года, в ходе которого презентовать достигнутые результаты.

Пресс-релиз