• 16.11.2017
  • Поделиться ссылкой

Повышение качества и надежности и обеспечение безопасности железнодорожных колес грузового подвижного состава колеи 1520 мм обсудили члены комитетов НП «ОПЖТ» на заседании в Выксе

16 ноября 2017 года в г. Выкса Нижегородской области, на площадке АО «Выксунский металлургический завод» (АО «Объединенная металлургическая компания»), состоялось выездное заседание комитетов НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, по координации производителей в металлургическом комплексе и по нормативно-техническому обеспечению и безопасности. Ключевыми темами мероприятия стали повышение качества, надежности и обеспечение безопасности железнодорожных колес грузового подвижного состава колеи 1520 мм.

Мероприятие прошло под председательством президента НП «ОПЖТ», старшего советника президента ОАО «РЖД», Валентина Гапановича, президента АО «ОМК» Владимира Маркина, директора АО «ВМЗ» Александра Барыкова. Модератором заседания выступил Андрей Шишов, председатель Комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей в металлургическом комплексе.

В работе заседания приняли участие представители более тридцати  предприятий грузового вагоностроения, ремонтного комплекса, операторов железнодорожного подвижного состава, специалисты ОАО «РЖД», НИИ, вузов и других организаций, а также другие компании-члены НП «ОПЖТ»: ЗАО «Трансмашхолдинг», ООО «Евразхолдинг», ОАО «ПГК», АО «СГ-Транс», «Роснано», «Амстед рейл» и многие другие.

Открыло заседание комитетов НП «ОПЖТ» выступление Валентина Гапановича, который рассказал о недавнем утверждении Правительством РФ инвестпрограммы ОАО «РЖД». «Эти цифры означают, что производителям есть где приложить свои усилия» — отметил Гапанович. Также он рассказал, что подготовленные по итогам совещания предложения будут переданы Президенту ОАО «РЖД». В конце своего приветственного слова президент НП «ОПЖТ» пригласил участников совещания в новый музей железнодорожной техники, который недавно открылся в Санкт-Петербурге.

Затем с приветственным словом к участникам встречи обратился Владимир Маркин. Президент АО «ОМК» выразил благодарность участникам мероприятия. «Нам очень важно из первых уст услышать и обсудить самые актуальные требования владельцев вагонного парка пространства 1520» — отметил Маркин.

Александр Барыков – директор АО «ВМЗ» также поприветствовал участников в Выксе и рассказал об успешном опыте сотрудничества завода с железнодорожниками.

Первым пунктом повестки рабочей встречи стало обсуждение вопроса о повышении качества, надежности и безопасности железнодорожных колес грузового подвижного состава колеи 1520 мм.

Заместитель начальника управления вагонного хозяйства по ремонту ЦДИ ОАО «РЖД» Владимир Белюгин представил структуру отцепок грузовых вагонов по неисправностям колесных пар за десять месяцев 2017 года, а также предложения по снижению повреждаемости колесных пар в эксплуатации. Он отметил, что необходимо оценить применение мирового опыта в вопросах улучшения геометрии и дополнительной лубрикации колес.

Новые технические решения в рамках повышения качества, надежности и безопасности железнодорожных колес для снижения уровня отцепок и потребности в ремонте презентовал Алексей Сухов, заведующий отделением «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ». Он рассказал, что внедрение колес из стали повышенной прочности (марки Т) привело к снижению аварийности, а также призвал собственников вагонов делиться информацией об износе с научно-исследовательскими институтами для дальнейшего повышения качества и долговечности колес.

Доклад об опыте эксплуатации на железных дорогах Северной Америки литых и цельнокатаных колес презентовал Арманд Тайллон, директор по маркетингу продукции американской Amsted Rail Company Inc. Он рассказал о разработанной и внедренной компанией программе Railytics, которая собирает и анализирует данные об износе колес и их сроке эксплуатации в различных условиях. Также Тайллон ответил на многочисленные вопросы участников совещания об американском опыте эксплуатации и обслуживания вагонов.

Далее об опыте в сфере колес как составляющих функциональной совместимости на европейских железных дорогах рассказал Кристоф Вармински глава департамента технической приемки фирмы TRANSPORTOWY DOZOR TACHNICZNY. Он рассказал о требованиях к железнодорожным колесам согласно нормативно- правовым актам Европы, а так же о характеристиках железнодорожных колес в Европе.

Особенности качества, механических свойств и сопротивления разрушению литых и цельнокатаных железнодорожных колес – тема выступления директора Института качественных сталей  «ЦНИИчермет» Георгия Филиппова. Он отметил, что основными природными проблемами литых колес является пористость и химическая неоднородность.

После обсуждения представленных докладов участники заседания приняли решение подготовить сравнительный анализ условий эксплуатации колес в тяжеловесном и скоростном совмещенном движении на железных дорогах разных стран, а так же продолжить проведение испытаний литых колес институтами ВНИИЖТ, ЦНИИчермет, РУТ (МИИТ), ВНИКТИ с целью определения их соответствия требованиям существующей нормативной документации и условиям безопасности перевозок на инфраструктуре ОАО «РЖД». По окончании проведения испытаний решено провести повторное заседание комитетов по координации производителей в металлургическом комплексе и по грузовому подвижному составу для принятия окончательного решения о возможности применения литых колес в подвижном составе на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Вторым пунктом повестки стало обсуждение подготовки производства и нормативно-технической документации к внедрению индикатора предельного износа и точечной маркировки вагонных колес.

О переходе от маркировки на цельнокатаные колеса в горячем состоянии на альтернативные виды маркировки и изготовления проточки обода колес для визуального контроля их предельного износа в эксплуатации рассказал Генеральный директор ООО «ИЦПВК» Владимир Асриянц.

О новых требованиях к кольцевой проточке и «холодной» маркировке колес в ГОСТе 10791-2011 рассказал заведующий лабораторией «Прокатные стали для подвижного состава» АО «ВНИИЖТ» Григорий Брюнчуков.

Участники заседания отметили целесообразность внесения изменений в ГОСТ 10791-2011 «Колеса цельнокатаные. Технические условия» по внедрению индикатора предельного износа и холодной маркировке. Комитету по техническому регулированию и технической безопасности было поручено направить ГОСТ 10791-2011 в ТК-45 «Железнодорожный транспорт».

Технологические проблемы реализации потребностей в индикаторе предельного износа обода колеса и точечной маркировки обрисовал Роман Голышков, начальник управления по стратегии и инвестициям АО «ВМЗ». О своем видении внедрения новых стандартов рассказал также представиль Евраз-НТМК Сергей Аввакумов. Представители металлургических компаний внесли свои конструктивные предложения и пожелания.

Директор ООО «ФИНЭКС Качество» Антон Воробьев рассказал о перспективах внедрения технологии блокчейн для управления жизненным циклом колесных пар грузовых вагонов.

Заместитель главного конструктора АО «РИТМ» и Менеджер по проектам АО «РОСНАНО» Глеб Коновалов по очереди выступили с докладами на тему радиочастотной идентификации с пассивной меткой, внедрение которых поможет в диагностике неполадок колесных пар и повышении качества обслуживания подвижного состава.

Затем участники заседания сосредоточились на обсуждении целесообразности изменения предельного значения  толщины гребня до 22 мм. В ходе дискуссии участники сошлись во мнении, что уменьшение предельного значения толщины гребня позволит сэкономить значительные средства, которые будут направлены на дальнейшую модернизацию отрасли.

С докладом об экономии владельцев подвижного состава и ОАО «РЖД» от принятия минимальной допустимой толщины гребня в эксплуатации 22 мм выступил Александр Казаков, заместитель директора ПКБ ЦВ ОАО «РЖД».

Заведующий отделением «Транспортное материаловедение» АО «ВНИИЖТ» Алексей Сухов рассказал об определении возможности изменения предельно допустимой толщины гребней колес грузовых вагонов в эксплуатации.

Участники заседания по итогам представленных докладов отметили, что для определения целесообразности корректировки геометрических параметров колесных пар необходимо проведение комплекса работ, включающих обмеры в эксплуатации колесных пар, стрелочных переводов и других элементов верхнего строения пути, обработку полученных результатов и проведение расчетов, определяющих безопасность взаимных сочетаний параметров колес и элементов верхнего строения пути. Комитету НП «ОПЖТ» по техническому регулированию и технической безопасности было поручено проработать и реализовать комплекс мероприятий по решению этого вопроса.

Завершая работу заседания, Валентин Гапанович поблагодарил его участников за активную работу. Для участников встречи была организована экскурсия по КПЦ ДЖДК на заготовительный и прессопрокатный участки, а также участок механической обработки колес для  скоростных  электропоездов «Ласточка». А так же экскурсия на Стан-5000. Металлургический комплекс стан-5000 (МКС-5000) за 5 лет работы выпустил 3,4 млн тонн толстого стального листа.  На сегодняшний день Выксунский металлургический завод поставляет трубы для «Северного потока – 2» с внутренним диаметром более 1,1 метра и толщиной стенки более 3 сантиметров с трехслойным наружным и внутренним гладкостным покрытием. Трубы выполнены из стали и рассчитаны на рабочее давление до 220 атмосфер.