Рынок вагоностроения: конкуренция обострилась, но временно — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 05.12.2018
  • Поделиться ссылкой
Новости предприятий

Рынок вагоностроения: конкуренция обострилась, но временно

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2018 году конкуренция на рынке производства грузовых вагонов в России продолжила обостряться. Однако в следующем году на фоне спада спроса на новые вагоны ИПЕМ ожидает увеличение доли на рынке у крупнейших вагоностроителей.

ИПЕМ провел исследование уровня монопольной концентрации на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана (далее – индекс HHI, об индексе – см. справочную информацию) на вагоностроительном рынке России, а также оценил распределение долей его участников в 2018 году. Аналогичное исследование Институт выполнял в 2017 году.

Как ИПЕМ отмечал ранее, по итогам 2018 года будет произведено около 65-67 тысяч вагонов (+12-15% к 2017 году) при суммарном объеме инвестиций не менее 192 млрд руб. с НДС. Индекс HHI по рынку вагоностроения по итогам 3-х кварталов продолжил снижение и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 13%. Такое значение индекса является минимальным за последние 4 года и свидетельствует о приближении к среднему уровню конкуренции в отрасли. Лидерами по увеличению доли на рынке за 3 квартала 2018 года к аналогичному периоду 2017 года стали АО «Рузхиммаш» (+4,7 п.п., +2,9 тыс. вагонов к аналогичному периоду прошлого года), ОАО «Завод металлоконструкций» (+2,1 п.п., +1,5. тыс. вагонов) и АО «Алтайвагон» (+1,6 п.п., +1,8 тыс. вагонов). Доли крупнейших производителей грузовых вагонов — АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) и ПАО «НПК Объединенная вагонная компания» (ОВК) — в последние годы двигались разнонаправленными трендами и к концу 2018 года практически сравнялись на уровне 25-30%.

В сфере производства полувагонов по итогам 3-х кварталов 2018 года индекс HHI сократился по сравнению с тремя кварталами 2017 года на 21% и является самым низким более чем за 5 лет. В то же время конкуренция в данном сегменте продолжает оставаться на низком уровне (высокий уровень монопольной концентрации). Доли УВЗ и ОВК сокращаются. Так, по оценкам ИПЕМ, по итогам 3-х кварталов доля ОВК на рынке снизилась до 26,9% (-14,9 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), доля УВЗ — до 39,5% (-0,7 п.п.).

В производстве крытых вагонов индекс HHI по итогам 3-х кварталов 2018 года сократился на 32% по сравнению с тремя кварталами 2017 года. Это также является самым низким значением индекса в сегменте более чем за последние 5 лет. Сегмент отличает низкий уровень конкуренции (высокий уровень монопольной концентрации), при этом он существенно ниже, чем на рынке полувагонов. В этом году в сегменте сменился лидер: по данным ИПЕМ, наибольшую долю на рынке занимает теперь АО «Алтайвагон» — 49% (+23,7 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Существенно сократилось присутствие на рынке ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», бывшего крупнейшим игроком в сегменте в 2015-2017 годах, до 16 % (-49,9 п.п.), при этом заметно выросла доля ОВК (+17,5 п.п. до 26%)

В то же время на рынке производства цистерн по итогам 3-х кварталов 2018 года индекс HHI вырос на 48% к аналогичному периоду прошлого года. Данный сегмент имеет схожий уровень конкуренции со сферой производства крытых вагонов. Однако АО «Рузхиммаш» (входит в RM Rail), как и в 2016-м году, занимает доминирующее положение (56%, +37 п.п. и +0,9 тыс. вагонов по итогам 3-х кварталов 2018 года к аналогичному периоду прошлого года), в то время как на рынке крытых вагонов доминирующий игрок в 2018 году отсутствует. Значительно сократилась доля УВЗ до 5% (-25 п.п.), доля ОВК после резкого роста 2015-2016 годов стабилизировалась в интервале 30-40%.

«Наблюдаемый с начала 2017 года значительный рост ставок операторов обеспечил рост спроса на грузовые вагоны и, как результат, возобновление производства подвижного состава на предприятиях, которые ранее его существенно снизили или вовсе отказались от производства, — указал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. — В то же время в 2019 году мы уже ожидаем перенасыщения рынка, снижения выпуска грузовых вагонов до 58-62 тысяч единиц и возобновление тренда на снижение конкуренции в отрасли».

* ИПЕМ член НП «Объединения производителей железнодорожной техники»

Источник: http://www.ipem.ru/news/ipem/1629.html

Пресс-релиз

Дата публикации: 05.12.2018