Состоялось заседание Комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей в металлургическом комплексе — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 05.03.2019
  • Поделиться ссылкой
Новости объединения

Состоялось заседание Комитета НП «ОПЖТ» по координации производителей в металлургическом комплексе

В г. Москве 5 марта состоялось заседание Комитета по координации производителей в металлургическом комплексе НП «ОПЖТ».

В мероприятии приняли участие руководители и специалисты 35 организаций, включая производителей, крупных собственников вагонов, научных и исследовательских организаций, а также ОАО «РЖД», ФБУ «РС ФЖТ» и Минтранса России.

В рамках работы комитета рассмотрены результаты испытаний литых колес компании «Амстед рейл», замечания и предложения к проекту концепции первой редакции ГОСТ Р «Колеса литые колесных пар железнодорожных грузовых вагонов. Общие технические условия».

Компанией «Трансолушнз, инк.» представлена информация о технологии производства и опыте использования литых колес на железных дорогах Северно-Американского континента и в Китае.

Результаты лабораторных и полигонных испытаний свойств литых колёс были представлены АО «ВНИИЖТ». Выводы исследований качественных составляющих литых колес были озвучены в докладах представителей ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П.Бардина», РУТ (МИИТ), АО «ВНИКТИ», ООО «Центр транспортных технологий» и других компетентных участников заседания.

В ходе развернувшейся дискуссии большинством участников заседания была отмечена недостаточность базы проведённых исследований для полноценной оценки эксплуатационных свойств литых колёс и доказательства соблюдения безопасности движения поездов.

Результаты исследований не позволяют оценить эксплуатационные свойства на протяжении всего периода эксплуатации, поскольку авторами исследований не определены предельные состояния и их критерии до штатного технического обслуживания и текущего ремонта. Также не установлен срок службы и не определены показатели надёжности в части безотказности, долговечности и ремонтопригодности. В качестве существенного недостатка отмечены и представленные величины показателей, определяющих безопасность, параметры которых значительно ниже, чем действующие в Российской Федерации.

По этим и другим основаниям, в том числе по причине отсутствия должной верификации и валидации, полученные результаты испытаний не могут быть положены в основу системы требований и показателей создаваемого национального стандарта Российской Федерации.

Представителям «Трансолушнз, инк.» вместе с АО «ВНИИЖТ» и другими научными и исследовательскими организациями предложено продолжить испытания на репрезентативном количестве колёс, определить технологические меры по достижению литыми колёсами требований по безопасности, установленных ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», полнее идентифицировать риски и угрозы безопасности применительно к российским условиям эксплуатации, доказать какими свойствами изделий возможные риски локализуются, а угрозы устраняются. Также в ходе заседания неоднократно поднимался вопрос необходимости представления производителями литых колес подробного анализа (по стандартам ISO) видов и последствий отказов литых колёс в зарубежных странах, реализации корректирующих мероприятий по снижению устойчиво выявляемых отказов, характерных при литой структуре колёс, оценки результативности проведённых технологических улучшений.

Членами комитета по координации производителей в металлургическом комплексе, представителями собственников вагонов, которые одновременно являются членами Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ», сформировано более 50 замечаний и предложений, в которых в частности выявлены противоречия рассматриваемого документа законодательству Российской Федерации в сфере стандартизации, технического регулирования, технических регламентов, действующих требований по оценке соответствия и нормативов безопасности. Существенным недостатком проекта документа является применение не стандартизированных и не верифицированных методик проверки соблюдения требований и оценки соответствия условиям безопасной эксплуатации.

При поддержке представителей государственных органов и органа по оценке соответствия на заседании единогласно рекомендовано:

  • приостановить разработку ГОСТ Р «Колеса литые колесных пар железнодорожных грузовых вагонов. Общие технические условия» до получения достаточной доказательной базы на основе научно-технических исследований, подтверждающих, что уровень предлагаемых разработчиками показателей свойств литых колёс соответствует требованиям по надёжности и безопасности, применяемым в Российской Федерации;
  • расширить исследования по оценке качества литых колес в эксплуатации на весь жизненный цикл с последующей верификацией полученных результатов и стандартизировать методы испытаний на основе надлежащей валидации;
  • определить критерии и требования, предъявляемые к качественным показателям литых колес, обеспечивающие их безопасность при эксплуатации в существующих климатических зонах российской сети железных дорог, и получить доказательства, что они соответствуют принятым нормам безопасности;
  • направить в адрес разработчика АО «ВНИИЖТ» и ТК 045 замечания и предложения участников заседания к первой редакции проекта стандарта ГОСТ Р «Колеса литые колесных пар железнодорожных грузовых вагонов. Общие технические условия» для дальнейшего проведения работ в установленном порядке.

Участники заседания выразили уверенность, что реализация предложенных рекомендаций позволит обеспечить безопасность применения литых колёс в Российской Федерации.

В заключение заседания председатель Комитета по координации производителей в металлургическом комплексе НП «ОПЖТ» А.А.Шишов поблагодарил участников заседания за эффективную и профессиональную работу.

Пресс-релиз

Дата публикации: 05.03.2019