Технические требования к подвижному составу и инфраструктуре железнодорожного транспорта в части шумового воздействия на окружающую среду — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 15.08.2019
  • Поделиться ссылкой
Новости объединения

Технические требования к подвижному составу и инфраструктуре железнодорожного транспорта в части шумового воздействия на окружающую среду

На площадке Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» состоялось совместное совещание Совета главных конструкторов НП «ОПЖТ» и Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» по вопросу: «О необходимости поэтапного ужесточения технических требований к подвижному составу и инфраструктуре железнодорожного транспорта в части шумового воздействия на окружающую среду».

В мероприятии приняли участие Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Людмила Круглякова, представители научных кругов и организаций-членов Партнерства.

Провел заседание председатель Совета главных конструкторов НП «ОПЖТ» Валерий Коссов.

В своем вступительном слове Валентин Гапанович акцентировал внимание участников заседания, на том, что сегодня мы обсуждаем именно подвижной состав, методы испытаний по шуму, нормативную базу и способы снижения уровня шума от подвижного состава. Так же он проинформировал о планируемом 27 августа 2019 года совместном заседании Научно-производственного совета НП «ОПЖТ» и Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники на тему: «Нормативно-техническое регулирование испытаний продукции для нужд железнодорожного транспорта». Необходимо разработать методику измерения шума и произвести замеры подвижного состава, для определения источников наибольшего шума, отметил Президент партнерства.

Вторым вступительным словом Валерий Коссов пригласил всех участников заседания принять участие 28-31 августа 2019 г. в Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо». Подводя к теме заседания, он заметил, что есть нормативная база по шуму для тепловозов, электровозов, вагонов, но нет нормативной базы на поезд в целом.

Доклад о введении поэтапного изменения технических требований в сфере экологической безопасности к подвижному составу и инфраструктуре железнодорожного транспорта сделала Людмила Круглякова заместитель начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД». Она проинформировала участников заседания, что в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» планируется кардинальное снижение уровня загрязнение окружающей среды. В рамках этого указа запланировано кардинальное снижение уровня загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах, в том числе акустического загрязнения. Для бизнеса разработаны меры стимулирования бизнеса к переходу на наилучшие доступные технологии. Сюда входят и понижающие до 0 коэффициенты к плате за негативное воздействие, и представление субсидий из федерального бюджета при реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий, и увеличение выплат за вред, нанесенный объектам окружающей среды, введение финансовых обременений за превышение установленных нормативов за пределами санитарно-защитных зон, и другие. В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» санитарно-защитные зоны должны быть установлены до 1 января 2022 года. На основании анализа обращений граждан и надзорных органов по вопросу сверхнормативного шумового влияния железнодорожного транспорта наибольшим источником шума стал подвижной состав.

Следующим проинформировал об эффективности различных методов и средств снижения шума в источнике образования и пути распространения, разработке и внедрении новых нормативов и технологий, направленных на снижение уровня шума подвижного состава Александр Шашурин доктор технических наук, декан факультета «Е» Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова. Он сообщил, что по экспертным оценкам, под действием шума железнодорожного транспорта, превышающего норму, в РФ находится 8-10 миллионов человек.  Анализируя процессы шумообразования поездов можно выделить три основные группы: шум оборудования; шум качения; аэродинамический шум. При этом методы и средства снижения шума можно разделить на две категории: в источнике образования, на пути распространения. В подвижном составе снижение шума возможно за счет малых локальных экранов, шумозащитной облицовки, демпфирования колеса и других средств. Даже когда мы снижаем отдельный источник шума, это не дает такого же снижения шума для всего подвижного состава. Так же необходимы организационно-технические мероприятия, а именно: разработка долгосрочной стратегии по снижению уровней шума от железной дороги; разработка карт шума железных дорог каждые 5 лет (по опыту европейский стран согласно Директиве 2002/49/ЕС); разработка требований к внешнему шуму поездов для различных режимов движения, отдельно для локомотивов и вагонов, различных скоростных режимов, для уже существующих подвижных составов и вновь разрабатываемых.

Пётр Суровцев ведущий научный сотрудник АО «ВНИКТИ» в своем докладе осветил вопросы нормативных требований по внешнему шуму железнодорожного подвижного состава, их контроля и обеспечения. Докладчик выделил нормативные документы, которые устанавливают требования по шуму: санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10; санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов/ Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; ГОСТ 12.2.056–81 ССБТ. Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности; ГОСТ Р 50951–96 Внешний шум магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы измерений; ГОСТ 32206–2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Внешний шум. Нормы и методы определения. Пётр Суровцев обратил внимание участников заседания на то, что нормативным показателем является допустимый, максимальный уровень звука. В свою очередь известно, что основными показателями звука являются в первую очередь уровни звукового давления в октавных полосах частот. Так же необходимо разработать единые методы измерения шума подвижного состава. Основные мероприятия, направленные на снижение шума железнодорожного подвижного состава:  улучшение рессорного подвешивания нового подвижного состава; покрытие корпусов шумозащитой; оборудование подвижного состава дисковыми тормозами; контроль за состоянием поверхности катания колес и своевременная их обточка для устранения этой поверхности неровностей.

В ходе дискуссии по обсуждению докладов высказывались мнения, что современные локомотивы соответствуют современным требованиям по шуму. Есть опыт измерения и снижения шума вагонов метро.

В заключительной речи председатель Совета главных конструкторов поблагодарил всех участников заседания и подчеркнул, что необходимо разработать методику с помощью которой можно замерить шумовые показатели автомобильной дороги и железной дороги для сравнения показателей.

Подводя итоги заседания, Валентин Гапанович предложил провести в сентябре совещание на данную тему по путевой технике и отметил, что необходимо уже сегодня, не откладывая, искать пути решения проблемы снижения шума.

Пресс-релиз

Дата публикации: 15.08.2019