• 30.10.2017
  • Поделиться ссылкой

Участники заседания Секции «Сварка» НП «ОПЖТ» обсудили действующие стандарты в области сварки

30 ноября 2017 года состоялось заседание Секции «Сварка» при Комитете по координации производителей в металлургическом комплексе Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». Мероприятие провел председатель Секции Аркадий Николин.

В заседании приняли участие ведущие специалисты предприятий ЗАО «ТМХ», ЗАО «Сварочная Наплавочная Компания», РУТ (МИИТ), ОАО «ТВЗ», АО «ВНИИЖТ», АО «УК «БМЗ», ОАО «МВМ» МГУПС МИИТ, АО «НИИ мостов» и др.

Открыл заседание доклад Дениса Абраменко, ведущего научного сотрудника отделения «Сварка» АО «ВНИИЖТ», о системе стандартизации и нормативных документов в области сварки применительно к железнодорожному транспорту.  Денис Абраменко огласил требования при разработке и ремонте железнодорожного подвижного состава. Докладчик также рассказал об общих документах в области сварки на железнодорожном транспорте и озвучил предложение по внесению изменений в нормативную документацию. Кроме того, Денис Абраменко провел анализ стандартов ГОСТ 33976-2016 «Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества» и ГОСТ EN 15085-2015 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов».

Более подробно остановился на сравнении вышеперечисленных стандартов в своем докладе Александр Кузнецов, главный сварщик ЗАО «ТМХ». Докладчик отметил, что оба стандарта имеют одинаковую юридическую силу на территории РФ, применения стандартов похожи, однако есть существенные различия. Важная особенность европейского стандарта заключается в более широкой области применения по способам сварки и применяемым материалам. Александр Кузнецов подчеркнул, что на основании опыта применение европейского стандарта ГОСТ EN 15085-2015 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов» было подготовлено обращение» более предпочтительно.

В ходе дискуссии, последовавшей после выступления Александра Кузнецова, участники заседания обсудили вопросы актуализации списка действующих стандартов и нормативно-технической документации в области сварки в части их использования на железнодорожном транспорте. Николай Воронин, д.т.н., профессор кафедры ТТМ и РПС (МИИТ), предложил расширить и улучшить отечественный стандарт и не ориентироваться на европейский документ. Денис Семенов, руководитель технической группы ОГС ОАО «ТВЗ», отметил, что более целесообразным будет применение ГОСТ EN 15085-2015 «Железнодорожный транспорт. Сварка железнодорожных транспортных средств и их элементов», так как изменение отечественного стандарта приведет к дополнительным затратам на производстве.

В процессе дискуссии было выдвинуто предложение о формировании единой системы подготовки специалистов в отрасли сварки.

По итогам обсуждения Аркадий Николин призвал участников обдумать и высказать свои предложения по модернизации стандартов.

Следующим важным пунктом в повестке заседания стал вопрос актуализации документов стандартизации по термитной сварке.

Николай Синельников, ведущий научный сотрудник отделения «Сварка» АО ВНИИЖТ, выступил с докладом по рассмотрению целесообразности применения ГОСТ Р 57181–2016 «Сварка рельсов термитная. Технологический процесс» и ГОСТ Р 57179–2016 «Сварка рельсов термитная. Методика испытаний и контроля качества». Докладчик провел сравнительный анализ двух стандартов и выявил следующие замечания в стандартах ГОСТ Р 57181, ГОСТ Р 57179: менее жесткие нормативные показатели к РТС по сравнению с действующими показателями на железнодорожном транспорте; наличие дефектов в сварных соединениях рельсов (ГОСТ Р 57181), что запрещено действующими документами ОАО «РЖД»; отсутствие (ГОСТ Р 57179) критериев пространственного положения сварного шва относительно соединяемых рельсов, отклонений от прямолинейности по поверхности катания и по боковой рабочей грани головки рельса в зоне стыка РТС в прямых и кривых участках железнодорожного пути.

По итогам выступления участники заседания прокомментировали положения стандартов. В процессе обсуждения было обращено внимание на то, что стандарт может быть использован на добровольной основе и жесткие требования по его контролю отсутствуют. Участники согласились с тем, что для устранения дефектов, которые присутствуют в нормативных документах, необходимо использовать современные методы контроля

По итогам дискуссии было принято решение о том, что стандарты необходимо доработать и с учетом замечаний направить на согласование в ТК45.

Пресс-релиз