Урал АТИ в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 31.08.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Урал АТИ в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны из европейской части СССР в город Асбест были эвакуированы: Ленинградский асбестовый завод, Егорьевский завод «Тормозная лента» и Ярославский асбестовый завод.

(На фото «Пропитка тормозной ленты», Урал АТИ)

Первыми прибыли в августе 1941 года 66 специалистов и оборудование из Ленинграда, в ноябре 45 специалистов и оборудование из Егорьевска, и к концу года 6 специалистов и оборудование из Ярославля.

Прибывшим заводам город предоставил Дворец Культуры – самое лучшее здание в городе, построенное в 1931 году, недостроенное здание Дома Союзов и депо узкоколейной железной дороги. В этих трёх объектах сразу по приезду начался монтаж оборудования.

(На фото «Отжим пропитанной тормозной ленты», Урал АТИ)

Работы велись днём и ночью приехавшими специалистами, попутно обучались вновь принятые работники. Дело осложнялось тем, что помещения абсолютно не были приспособлены для производства. Попутно приходилось вести строительные работы, решать проблемы с транспортом, отоплением, электроснабжением, питанием, жильём и массу других.

Героическими усилиями уже к октябрю была получена продукция: нить, шнур, набивки. Сначала участки работали как самостоятельные подразделения. К февралю 1942 года были образованы два завода: «Тормозная лента» (1 уч. – ДК, 2 уч. – ДС) – директор Елисеев П. Н. и асбестовый завод (депо уз. ж.д.) – директор Пойзнер М.С.

(На фото «Изготовление сальниковой набивки», Урал АТИ)

Заводы работали круглосуточно, без выходных. Смена длилась по 12 часов. Тяжело было не только людям. Сохранился документ, где на заседании Исполкома в мае 1942 года директору Елисееву сделали внушение за то, что из 25 лошадей в живых осталось 11. Постепенно, невзирая на голод и холод, набиралась опыта молодёжь. Уже 8 сентября 1941 года состоялось первое партийное собрание. С первых дней партийная организация не только взяла руководство коллективами, но и вдохновляла на трудовые подвиги. Активную помощь в этом оказывали комсомольская и профсоюзная организации. Были созданы трудовые фронтовые бригады. «Всё для фронта, всё для победы» — вот лозунг тех дней.

Появились первые стахановцы – передовики, сначала это были приехавшие работники, но скоро и набравшая опыта молодёжь. О них часто писали в «Асбестовском рабочем». Лучшие награждались вымпелами с изображением знаменитого снайпера Л. Павлюченко, а лучший цех — копией картины «Седой Урал куёт победу».

В 1942 году списочный состав уже составлял 890 человек и завод прочно встал на ноги. Был освоен в основном весь ассортимент продукции эвакуированных заводов, в том числе и армполотна, одного из важнейших стратегических материалов. Дисками сцепления и тормозной лентой, произведёнными на заводах, оснащались все танки, в том числе и легендарный Т–34. Так и работали два завода, каждый со своей структурой, а фактически один, но с двумя названиями.

(На фото «Изготовление дисков сцепления для танков», Урал АТИ)

10 октября 1942 года Народный комиссариат резиновой промышленности СССР издал приказ № 97 об организации Уральского завода асбестовых технических изделий. Эта дата и стала днём рождения нашего завода. Директором был назначен П.Н.Елисеев – бывший директор Егорьевского завода «Тормозная лента». Проблем и задач хватало, и решать их нужно было срочно, этого требовали время и обстановка. Так в 1943 году сумели снять острую проблему с паронитом, оборудование для которого вывезли из блокадного Ленинграда только в конце 1942 года. Освоение производства и выпуск первого паронита стали большой победой трудящихся завода.

В ноябре 1943 года заводу было впервые присвоено переходящее Красное знамя ГКО за первое место среди предприятий отрасли. Заводчане твёрдо держали слово – не отдавать Знамя никому до полной победы над врагом, и они своё слово сдержали. Знамя удерживал завод 17 месяцев подряд. В итоге знамя ГКО было передано заводу на вечное хранение, ставшее священной реликвией. Его выносят и стоят в карауле лучшие люди.

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» был награждён 421 труженик завода. Этот указ можно считать главным итогом работы завода в годы войны.

За время войны с завода на фронт ушло 250 человек. В 1976 году на заводе был построен и открыт мемориал в память о заводчанах, ушедших и не вернувшихся с войны. На памятной стеле – 49 имён погибших в боях, пропавших без вести, умерших от ран.

В 1975 году к 30–летию Победы составили списки всех участников войны, работавших на заводе. На тот период их было 153 человека. Все они достойно трудились и участвовали в патриотическом воспитании молодёжи.

Валентина Сергеевна Юдакина (1923 – 1996)

Участник Великой Отечественной войны. На фронт ушла с завода в 1942 году. Воевала в Карелии и в Ленинграде. Сержант. Мастер авиавооружений.

Работала на заводе с 1945 по 1968 год.

Награды: медаль «За победу над Германией», медаль «Материнства», юбилейные медали.

 

Геннадий Николаевич Тартышев (1925 – 2015)

Участник Великой Отечественной войны.

Старший сержант. Командир орудия танка Т-34.

Сражался в Прибалтике. Ранен, контужен.

Служил до 1950 года.

Награды: Орден Славы 3 степени, орден Отечественной войны, медали.

На заводе работал с 1950 до 1986 года начальником котельной. Награждён Орденом «Знак Почёта».

© В.Н.Рубцов, директор музея Боевой и Трудовой Славы «Урал АТИ»

 

Дата публикации: 31.08.2020