Уралвагонзавод в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 13.04.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Уралвагонзавод в годы Великой Отечественной войны

Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» — один из основных игроков на современном рынке грузового подвижного состава на «пространстве 1520», единственный в России производитель танков. Всего с конвейеров предприятия сошло более 1 000 000 единиц железнодорожной техники и 100 000 бронемашин. В годы Великой Отечественной войны Уралвагонзавод стал основным производителем танков Т-34. Перепрофилировать производство с подвижного состава на спецтехнику в 1941 году удалось в рекордно короткие сроки — всего за два месяца!

Строительство Уралвагонзавода началось в 1931 году в системе Урало-Кузбасского военно-промышленного центра. А уже 11 октября 1936 года с конвейера сошли первые большегрузные вагоны. Именно этот день считается днём рождения предприятия. За пять предвоенных лет в Нижнем Тагиле изготовили 35 400 платформ, полувагонов (гондол) и крытых вагонов. Это в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия СССР за годы первой и второй пятилеток.

Это был завод с поточно-конвейерным принципом производства замкнутого цикла, с мощной металлургической базой, энергетическим хозяйством и выгодным географическим расположением, поэтому неудивительно, что УВЗ был выбран центром для производства танков Т-34. Именно поэтому сюда в 1941 году в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району были эвакуированы 12 предприятий, в том числе Харьковский завод № 183, Харьковский тракторный завод и Мариупольский металлургический. В августе 1941 года по решению Государственного комитета обороны на базе УВЗ и прибывших предприятий создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна (УТЗ). Вагоностроительное КБ отправилось на Алтай.

Уже в декабре 1941 года на фронт ушел первый эшелон из 25 танков  Т-34. На полную мощность Уральский танковый заработал в 1942-м. В первом квартале было собрано 440 танков, а начиная с мая с заводского конвейера Т-34 сходил каждые 30 минут. С 1 июня 1942-го пущен конвейер в бронекорпусном производстве. Началась работа по созданию поточных линий для механической обработки деталей и узлов и в других цехах предприятия. К концу войны их было 150.

Сборочных цех, 1942 год

Под руководством главного конструктора Александра Морозова на Уральском танковом шла работа по улучшению и упрощению конструкции танка. В производство внедрялись самые прогрессивные для того времени технологии, например, автоматическая сварка бронекорпусов под слоем флюса. Ее разработали и применили на УТЗ сотрудники эвакуированного киевского института сварки Патона. Сам Евгений Оскарович руководил работами по созданию в Нижнем Тагиле целого комплекса автоматов разного типа и назначения.

Руководство УТЗ

На сварочных аппаратах, по воспоминаниям Патона, работали «студент театрального техникума, учитель математики из сельской школы, колхозный чабан из Дагестана, хлопковод из Бухары, художник из украинского городка, много молодых девушек… Впервые появившись в цехе, они жались друг к другу, с испугом смотрели на краны, проносившиеся над головами огромные туши танков, затыкали уши и даже плакали». Часто молодым ребятам приходилось подставлять под ноги ящики, чтобы они могли достать до пульта станка. И таких работников на УТЗ было немало. Документа говорят. Что на 1 января 1945 года на заводе работали 24 937 человек, из них 4000 — подростки от 8 до 18 лет.

Подростки в механическом цехе

При этом очень напряжённые сменные задания коллектив предприятия не только выполнял, но и перевыполнял. Здесь зародилось и к февралю 1942 года оформилось движение «тысячников». Оно быстро распространилось по всей стране. К концу войны число ударников производства на УТЗ составляло 84 процента от общего числа работающих. Широкое распространение получили комсомольско-молодежные, фронтовые и гвардейские бригады.

В январе 1944 года Уральский танковый завод без остановки конвейера полностью перешел на производство новой мощной модификации Т-34. Это был танк Т-34-85 с более мощной 85-мм пушкой. Именно Т-34-85 признан и союзниками, и противниками лучшим средним танком Второй мировой войны.

Т-34-85 на испытаниях

При этом на предприятии делали и другие изделия для фронта. Здесь выпускались авиабомбы, артиллерийские артпередки, детали для реактивных самоходных установок «Катюша» и бронекорпуса для самолётов Ил-2.

Однако наибольший вклад Уральского танкового завода № 183 имени Коминтерна в Победу связан с производством Т-34. Практически каждый второй танк Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера в Нижнем Тагиле. Всего за годы войны на площадях УТЗ было собрано более 25 000 легендарных бронемашин. Это больше, чем на всех вместе взятых заводах Германии, где изготовили 21 625 танков.

В 1946 году на предприятии возобновилось изготовление железнодорожной техники. И до сегодняшнего дня создание грузового подвижного состава и бронемашин является двумя равнозначными производственными направлениями Уралвагонзавода.

Дата публикации: 13.04.2020