Заводы ЕПК в годы Великой Отечественной войны — Объединение производителей железнодорожной техники
  • 20.07.2020
  • Поделиться ссылкой
В годы войны

Заводы ЕПК в годы Великой Отечественной войны

(г. Москва, Монумент заводчанам 1-ГПЗ, погибшим во время ВОВ)

ЕПК-новые технологии
Одной из задач индустриализации в СССР стало создание собственной машиностроительной отрасли. И одним из первых предприятий, построенных в марте 1932 года в Москве, стал 1 ГПЗ – первый Государственный подшипниковый завод. Переход на шариковые и роликовые подшипники имел огромное значение.

Накануне Великой отечественной войны ГПЗ-1 успешно развивался, постоянно увеличивал объем производства подшипников, улучшая их качество.

Весть о нападении фашистской Германии на нашу страну всколыхнуло весь коллектив. Вместе со всем советским народом на защиту Родины встали и москвичи. Таганский район Москвы сформировал 13-й истребительский батальон, куда вошло 1600 добровольцев с ГПЗ-1.

В ночь на 23 июля 1941 года фашистская авиация совершила массированный налет на Москву. Одним из главных объектов нападения был ГПЗ-1. Воздушные пираты пытались уничтожить завод. За время налета они сбросили на его территорию 1500 фугасных и зажигательных бомб. В результате налета заводу был причинен немалый ущерб, но он продолжал работать и выпускать продукцию. Государственная правительственная комиссия приняла решение о рассредоточении подшипникового производства и оборудования 1 ГПЗ в восточные районы СССР – Саратов, Куйбышев.

В суровую зиму 1941–1942 гг. появились первые московские «двухсотники», «трехсотники», «тысячники» — те, кто выполнял за смену две, и даже 10 норм. В их числе были и работники ГПЗ-1: А.Герасимов, председатель цехкома механосборочного цеха, и И.Мишин, старейший производственник. На завод вернулись ветераны труда, пенсионеры. Старая гвардия рабочего класса шла туда, где было особенно трудно, делала все, чтобы приблизить победу над врагом.

(Работники ГПЗ-1)

В результате сокрушительного разгрома фашистских войск под Москвой в конце 1941 года – начале 1942 года враг был отброшен от столицы на сотни километров. Эвакуированные москвичи стали постепенно возвращаться в столицу. 8 февраля 1942 г. Государственный комитет обороны вынес решение возобновить подшипниковое производство в Москве на ГПЗ-1.

С мая 1942 года на ГПЗ-1 начался планомерный выпуск подшипников. Темпы выпуска продукции нарастали с каждым месяцем. В тяжелых условиях жили подшипниковцы. Не хватало продовольствия, одежды, топлива. И все же рабочие собирали деньги, теплые вещи и отправляли их на фронт, тем, кто защищал Родину.

Более 6 тыс. заводчан участвовали в защите страны в годы Великой Отечественной войны. Многие удостоены правительственных наград, среди них есть Герои Советского Союза.

Герои Советского Союза И.Ф.Голубин (вверху), П.ИРоманов (внизу), Е.И.Балашов, И.ИБочаров (слева-направо), полный кавалер ордена «Слава» И.И.Паршутин (крайний справа)

ЕПК Самара

(г. Самара, Монумент заводчанам ГПЗ-4, погибшим во время ВОВ)

«Точка 4» — как в годы Великой Отечественной войны шифровался стратегический объект оборонного значения 4 ГПЗ.
В июле 1941 года было принято решение об эвакуации Первого Государственного подшипникового завода из Москвы в город Куйбышев (ныне Самара).

В сентябре 1941 года на территории Линдова городка, где ранее располагалась конно-артиллерийская бригада, началось создание цехов и участков, монтаж оборудования. 4 ГПЗ создавался практически на пустом месте. На площадке в 90 гектар располагалось около сотни барачных домов. Строительные работы проходили в тяжелейших условиях: не хватало электроэнергии, не было инструмента, для обогрева жгли костры. Не было кранов – разгружали станки вручную, тащили их на стальных листах юзом; не влезал пресс по высоте в бывшую конюшню – копали напрямик; не было щебня для бетона – били булыжник молотками… Труженики тыла, не жалея здоровья и сил, преодолевали все трудности. Общая мысль объединяла людей: «Все для фронта, все для победы!»

(4-ГПЗ во время Великой Отечественной войны)

21 ноября 1941 года из незавершенного производства подшипников 1 ГПЗ в Куйбышеве собрали первую партию подшипников — три тысячи штук. В ноябре на Куйбышевский аэродром приземлился транспортный самолет, прилетевший с Урала. На него погрузили несколько ящиков с черной жирной маркировкой: «Куйбышевский подшипниковый завод». В ящиках находились тщательно смазанные и упакованные три тысячи трудоемких подшипников – первый вклад коллектива 4 ГПЗ в оборону страны.

(4-ГПЗ во время Великой Отечественной войны)

К концу декабря 1941 года самолеты, дежурившие на Куйбышевском аэродроме, вывезли более шестидесяти тысяч подшипников. Но это была капля в море. На завод приезжали представители оборонных предприятий с одним и тем же требованием: «Отгружайте подшипники!» Каждую изготовленную партию подшипников из цехов 4 ГПЗ после приемки военного представителя направляли прямо на аэродром.

Государственный план, утвержденный заводу на 1942 год, предусматривал, что с каждым месяцем выпуск подшипников должен круто возрастать. За 1942 год было выпущено 10,4 млн подшипников. Потребность промышленности в подшипниках для выпуска боевой техники была полностью обеспечена.

Советское правительство пристально следило за становлением на новом месте подшипникового завода. За успешную работу в августе 1942 года 4 ГПЗ впервые завоевал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Всю войну и первое послевоенное десятилетие директором завода был Яков Соломонович Юсим. Он запомнился современникам как прекрасный инженер, мудрый руководитель и сердечный человек, старавшийся в это тяжелое время позаботиться о своих работниках. Ни днем ни ночью не прекращалась работа.

Жили скудно, впроголодь. Суп варили из половины хлебного пайка, вторую половину съедали так. Одежды и обуви не было. В ходу были «юсимовки» — обувь на деревянной подошве с брезентовым верхом, по которой легко было вычислить подшипниковцев, идущих на завод. Свое название эта импровизированная обувь получила по фамилии директора предприятия. Как и талоны на суп, которые выдавали сверх продуктовых карточек в качестве поощрения за ударную работу.

2 февраля 1943 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик наградил 4 ГПЗ грамотой и орденом Ленина, 143 человека были представлены к правительственным наградам.

За годы войны 4 ГПЗ выпустил пятьдесят миллионов изделий, предназначенных в первую очередь для нужд оборонной промышленности. Куйбышевские подшипники устанавливались на танках, самолетах, автомашинах, в артиллерийских орудиях, на кораблях и подводных лодках, на них работали сотни тысяч станков на предприятиях, производящих военную технику.

Около 5 тысяч подшипниковцев – тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в годы ВОВ». Сотни работников завода сражались на фронтах войны, в т.ч. слесарь инструментального цеха Иван Ледаков, который получил звание Героя Советского Союза. Поступил на завод в 1942 году и через несколько месяцев ушел на фронт. После ранения он вновь вернулся на родное предприятие, где работал до 1959 года, пока были силы. В мирное время на заводе трудились 4 Героя Советского Союза.

(И.М.Ледаков, Н.И.Колычев, Н.И.Дружинин, А.Л.Казачков)

ЕПК Саратов

(г. Саратов, Монумент заводчанам ГПЗ-3, погибшим во время ВОВ)

Первые подшипники были собраны в экспериментальном цехе саратовского завода 11 февраля 1941 года. Становление предприятия (в те годы — ГПЗ-3) пришлось на годы Великой Отечественной войны.

Через 26 дней после начала ВОВ в Саратов прибыли первые эшелоны с оборудованием и специалистами спешно эвакуированного московского ГПЗ-1. Оборудование монтировалось в невиданном темпе: уже через три недели круглосуточной работы были запущены все основные цеха и произведена первая партия танковых подшипников. В течение полугода ГПЗ-3 было единственным в стране предприятием, выпускавшим подшипники для военной техники.

«Всё для фронта, всё для победы!» — с этими словами заводчане засыпали и просыпались, работали по 12-18 часов в день, порой ночевали прямо в цехах. Трудились на износ, старались задержаться после смены, перевыполнить норму, насколько это было возможно. Не хватало самого необходимого, но страшнее всего, конечно, были налеты вражеской авиации. 26 работников завода погибли при бомбардировках предприятия в 1942 году.

Родина высоко оценила вклад ГПЗ-3 в победу: в августе 1944 года коллектив предприятия был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Из 1369 заводчан, ушедших на фронт, 103 человека не вернулись с полей сражений. В знак вечной памяти о погибших в годы войны 8 мая 1975 года в заводском сквере был торжественно открыт архитектурный ансамбль, на мемориальных плитах которого высечены имена погибших.

В музее истории предприятия есть экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.

Каждый год накануне Дня Победы около заводского мемориала проходит памятный митинг, завершает который церемония возложения цветов. Ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла получают поздравления и подарки.

(г. Саратов Церемония возложения цветов)

 

Дата публикации: 20.07.2020