Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №4 (36)

Ноябрь 2016
Журнал НП ОПЖТ «Техника железных дорог» №4 (36)

М. Р. Нигматулин

Мониторинг ситуации в промышленности: III квартал 2016 года

Ключевая тенденция, определяющая ситуацию в российской промышленности во второй половине 2016 года, – постепенное восстановление экономического и промышленного роста в стране. Об этом свидетельствуют квартальные результаты индексов ИПЕМ. Темпы роста индекса ИПЕМ-производство находятся на стабильно высоких уровнях. Показатель спроса по итогу квартала также вышел в положительную зону приростов. Драйверами роста выступают добывающий и низкотехнологичный сектора экономики. Положительными признаками можно считать стабилизацию на валютном рынке, а также рост цен на энергоносители. Продолжающийся инвестиционный процесс в отдельных высоко- и среднетехнологичных отраслях промышленности не позволяет этим секторам глубоко просесть по итогам отчетного периода. В статье приведен обзор текущей ситуации в промышленности по итогу III квартала 2016 года на основании индексов, разработанных ИПЕМ. (Доступно в печатной версии)

С. С. Закиров, В. А. Матросов, Е. В. Матвеева

Положение городского электрического транспорта в России

В статье дан глубокий анализ состояния ГЭТ в России (инфраструктура, подвижной состав, экономика), рассматриваются причины бедственного положения городского электрического транспорта в городах. (Доступно в печатной версии)

Е. А. Самойлов, Д. В. Чудиновских

Построение комплексных систем общественного транспорта в городах и агломерациях России и в ряде стран мира

Перепланировка транспортных потоков города – сложный и дорогостоящий процесс, поэтому от выбранной стратегии зависит результат, а также образ будущего города. Российские города фактически не используют опыт, накопленный как внутри нашей страны, так и во многих городах мира за последние полвека. Результатом этого становится повторение типичных ошибок, уже имевших место в мировой практике. России необходим Центр компетенций по развитию систем городского общественного транспорта, который выработал бы типовые решения для городов и масштабировал их. В статье предлагается последовательность мероприятий по формированию нового сегмента экономики. (Доступно в печатной версии)

Я. К. Хардер

Развитие единой транспортной системы в мире. Успешный опыт Сингапура

По сравнению с индивидуальным общественный транспорт обладает некоторыми недостатками: скорость, комфорт и гибкость. Тем не менее у последнего существует хороший потенциал для создания синергии между разными видами общественного транспорта с целью достижения максимальных характеристик. На основе исследуемых данных по скорости движения автобусов, рельсового транспорта, логистики пересадок можно сказать, что возможность для создания единой транспортной системы, которая будет обладать рядом достоинств по сравнению с индивидуальным транспортом, есть. В данной статье рассмотрены основные предпосылки для развития единой транспортной системы в крупных городах мира. Приведены существующие программы разработки различных концепций разработки единой транспортной системы. Рассмотрен успешный опыт Сингапура в разрезе развития транспортной системы до 2030 года. (Доступно в печатной версии)

Статистика

Статистические показатели основаны на официальных данных федеральных органов исполнительной власти, скорректированных по данным ОАО «РЖД» и производителей. Даны основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – производственные показатели локомотивов и вагонов. Экономические показатели представлены информацией: сколько отгружено товаров собственного производства предприятиями транспортного машиностроения, выполнено работ и услуг собственными силами. (Доступно в печатной версии)

Е. Н. Розенберг

Московское центральное кольцо: инновационные решения

Во время встречи с президентом России президент ОАО «РЖД» подвел первые итоги работы Московского центрального кольца (МЦК). Новая транспортная структура столицы начала работать в режиме коммерческой эксплуатации. В статье рассказывается о новейших технологиях управления движением поездов на Московском центральном кольце. Автоматизированные системы обеспечивают бессветофорное движение с подвижными блок-участками. Большое внимание уделено вопросам обеспечения безопасности движения поездов, в том числе и кибербезопасности. Система управления движением на МЦК является элементом интеллектуальной системы управления на железнодорожном транспорте и цифровой железной дороги. (Доступно в печатной версии)

А. А. Галенко

Применение тягового линейного электропривода (ТЛЭП) в транспортных системах различного назначения В последнее время в мире наблюдается бурный рост облегченных автоматизированных транспортных систем, предназначенных для перевозки устойчивого пассажиропотока, а также создания грузовых автоматизированных транспортных систем локального назначения.

Статья посвящена проблемам применения тягового линейного электропривода в различных типах транспортных средств. Рассмотрены результаты экспериментальных работ, проведенных в ОАО ИНЦ «ТЭМП». Предложены возможные варианты применения ТЛЭП в транспортных системах. (Доступно в печатной версии)

А. С. Гультяев

Модернизация трамвая ЛМ-68М и создание новой модели 71-301

В начале 2015 года в Санкт-Петербурге встал вопрос о трамвайном обслуживании Васильевского острова на время ремонта Тучкова моста, на время ремонта сохранение трамвайного движения по мосту не планировалось. СПб ГУП «Горэлектротранс» приняло решение о сохранении движения на участке от Тучкова моста, при этом подвижной состав должен был быть исключительно челночного типа (из-за невозможности организации разворотного кольца возле Тучкова моста). Опыт эксплуатации челночных маршрутов у СПб ГУП «Горэлектротранс» уже был, поэтому первоначально планировалось использовать уже имевшиеся в наличии вагоны модели 71-631-02 производства ФГУП «УКВЗ им. С.М. Кирова». Но из-за возникших проблем с сочленением в ходе обкатки этих вагонов при прохождении кривых малого радиуса было принято решение использовать двухсторонние 4-осные вагоны, способные ездить в составе челночного поезда по системе многих единиц (СМЕ). Часть вагонов было решено создать путем модернизации трамваев ЛМ-68М. В статье рассмотрена глубокая модернизация трамваев модели ЛМ-68М и создание нового трамвая 71-301. Приведены сравнительные фотографии вагонов ЛМ-68М до и после модернизации. Описаны особенности конструкции трамваев ЛМ-68М3 и 71-301. (Доступно в печатной версии)

О. В. Слепов, Н. Л. Дружкова

71-633 – новая модель низкопольного трамвайного вагона

В статье представлена новая модель шестиосного, трехсекционного, низкопольного трамвайного вагона «УКВЗ им. С.М. Кирова» 71-633. Дано описание конструктивных особенностей новой модели. Рассмотрены технические решения для обеспечения максимальной безопасности, комфортности, доступности и ремонтопригодности трамвая. Представлены основные технические характеристики вагона. Обозначены основные направления развития трамвайного производства. (Доступно в печатной версии)

Я. С. Ватулин, Д. А. Потахов, Е. А. Потахов

Моделирование потери устойчивости свободно стоящих стреловых самоходных кранов

В статье приведены результаты численного эксперимента, выполненного в среде специализированного функционала Simulation и Motion программного комплекса SolidWorks, по исследованию процесса обрыва грузового каната, и по исследованию явления балансирования опорного устройства стреловых самоходных кранов (ССК) в процессе вращения поворотной платформы крана на заданный угол. Установлена качественная картина влияния ударного взаимодействия аутригера с опорной плитой при вращении платформы на режим нагружения крановой рамы. Результаты моделирования позволяют определить безопасные участки ядра опирания гарантированной устойчивости ССК. (Доступно в печатной версии)

Ю.В. Голов

Повышение эффективности тяги локомотивов на примере электровоза 2ЭС5

Современные локомотивы, поступающие на сеть железных дорог ОАО «РЖД», отличаются высоким уровнем компьютеризации и автоматизации. Однако программное обеспечение, установленное на локомотивах, искусственно ограничивает возможности новой техники и не учитывает условия эксплуатации, не позволяя, таким образом, реализовывать подвижным составом заявляемые параметры. ПКБ CT ОАО «РЖД» совместно с производителем осуществили «тонкую настройку» нового электровоза 2ЭС5, что позволило раскрыть его конструктивные характеристики, кроме того, подобный опыт может послужить отправной точкой для разработки нового программного обеспечения для вновь построенных локомотивов. (Доступно в печатной версии)

М. Ю. Чевычелова, А. Г. Зайцев

120 лет главному транспортному вузу России

В сентябре 2016 года ведущий транспортный вуз страны – Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II (МИИТ) – отметил свое 120-летие. Как именно создавался и развивался МИИТ сквозь века? Что позволило ему стать одним из ведущих транспортных вузов мира? Об этом – в исторической статье. (Доступно в pdf)

Е. И. Третьяков, А. Б. Конохов, С. Н. Баранов, В. А. Матвеева

Муромтепловоз. Век в железнодорожной отрасли

Своим рождением ОАО «Муромтепловоз» обязано предпринимательской деятельности двух выдающихся промышленников – Карла Федоровича и Николая Карловича фон Мекков, отца и сына, заложивших 100 лет назад паровозоремонтные мастерские. О зарождении Муромских паровозоремонтных мастерских, паровозоремонтном заводе им. Ф.Э. Дзержинского, тепловозостроении и текущем положении векового завода – в исторической статье.(Доступно в pdf)

Передовые технологии на InnoTrans 2016

Выставка InnoTrans 2016, созданная 20 лет назад, с 20 по 23 сентября в 11-й раз собрала на своей площадке в Берлине ведущих представителей международного сообщества. Первое свое участие Россия приняла 10 лет назад, а в 2008 году представила англоязычный отраслевой журнал Railway Equipment, пятый номер которого гости выставки могли держать в своих руках. В этот раз InnoTrans прошла под знаком перехода к цифровым технологиям на рельсовом транспорте и упрочнения позиций на глобальном рынке Китая. Размах выставки все более впечатляет, продолжая свой рост и не оставляя посетителям никаких шансов осмотреть все экспонаты за отведенные дни. О мировых железнодорожных трендах, новинках, компонентах подвижного состава, средствах управления и диагностики, основных игроках рынка – в статье. (Доступно в pdf)

Посещение предприятий Bombardier Transportation в Китае

С 24 по 28 октября 2016 год на предприятиях Bombardier Transportation в Китае состоялся выездной семинар, организованный для российской делегации НП «ОПЖТ». Цель – изучение особенностей производства подвижного состава, подходов к локализации и применения стандартов IRIS. В статье рассказывается о производственных площадках, трендах Китая в ВСМ и железнодорожной отрасли в целом. (Доступно в pdf)

Дата публикации: 24.11.2016