Журнал «Техника железных дорог» №1 (57) февраль 2022

Журнал «Техника железных дорог» №1 (57) февраль 2022

Специальное приложение «20 лет ТМХ: от кризиса к «Индустрии 4.0.» (Доступно в pdf версии)

Тренды на рынке фитинговых платформ: рост спроса и конкуренции

Увеличение объемов контейнерных перевозок в 2021 году повлекло за собой быстрый рост доли фитинговых платформ в структуре производства подвижного состава. Все больше операторов ищут свою нишу в перспективном направлении. О намерениях войти в топ-3 игроков на рынке контейнерных перевозок заявляло ПАО «ПГК», в то время как АО «ФГК» вышло из сегмента крытых вагонов, сконцентрировав внимание на развитии скоростных контейнерных маршрутов. Для них была разработана специальная фитинговая платформа. Предприятия, ранее специализировавшиеся на выпуске других типов подвижного состава, начинают перепрофилировать мощности и разрабатывать новые модели платформ. Своим мнением о дальнейших перспективах рынка производства фитинговых платформ с «Техникой железных дорог» поделились производители и операторы подвижного состава. (Доступно в pdf версии)

Решения ТМХ для транспортной системы городов: технологии комфорта и безопасности

Развитие общественного городского транспорта сегодня стало глобальным общемировым трендом. Создавая сеть интермодальных пассажирских перевозок, Москва сделала ставку на рельсовый транспорт – самый быстрый, надежный и экологичный. Интеграция метрополитена, электропоездов Московского железнодорожного транспортного узла, включая Московские центральные диаметры (МЦД), и другого наземного транспорта обеспечила практически бесшовное передвижение между пунктами назначения. Ключевую роль в этом сыграл подвижной состав, уровень комфорта и безопасности которого соответствует самым высоким требованиям. Поставленные крупнейшей в России машиностроительной компанией «Трансмашхолдинг» (ТМХ) современные поезда метро, электропоезда «Иволга» и трамваи изменили облик города, став транспортными символами столицы. (Доступно в pdf версии)

А.А. Шкарупа

Промышленность России: итоги 2021 года

Одним из главных факторов, оказавших воздействие на промышленность мира и России в 2021 году, стало постепенное смягчение ограничительных мер, предпринятых в связи с пандемией COVID -19. В результате показатели спроса в России достигли уровня докризисного 2019 года, а производство продемонстрировало положительную динамику. Рост наблюдается в большинстве отраслей промышленности за исключением высокотехнологичного сектора, где на протяжении всего года фиксировалось сокращение продаж автомобилей из-за дефицита отдельных импортных комплектующих. (Доступно в печатной версии)

И.А. Скок

Обзор рынка аккумуляторных батарей для железнодорожного подвижного состава

Общемировой тренд на развитие экологически чистого транспорта подталкивает производителей подвижного состава к поиску альтернативных источников энергии для тяги. Ведущие машиностроительные компании, такие как Stadler, Progress Rail, Wabtec, Alstom, CRRC, ведут разработки поездов с новыми энергоносителями, в том числе на аккумуляторных батареях. В статье рассмотрены основные виды литий-ионных аккумуляторных батарей, их ключевые характеристики и перспективы применения на российских железных дорогах. (Доступно в печатной версии)

С.В. Тяпаев, А.С. Вепринцев

Экспортный потенциал буксовых подшипников российского производства

Для обеспечения условий устойчивого роста экспорта отечественной промышленной продукции была разработана и утверждена Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2017 года №1878-р). Согласно документу, при базовом сценарии в 2025 году необходимо выйти на уровень объема экспорта в 1 190 млн долл. Для достижения целевых показателей в первую очередь необходимо определить сегменты машиностроения с высоким экспортным потенциалом. Одно из перспективных направлений – производство железнодорожных буксовых подшипников. Их поставки на мировые рынки возможны при условии выполнения требований к изготовлению и контролю качества деталей на регламентируемом техническом уровне страны-импортера. (Доступно в печатной версии)

М.Ю. Вдовенко, М.Д. Зотов, В.А. Мельников

Устройство для регистрации данных телеметрии тягового электродвигателя: предпосылки создания и особенности диагностики

Надежность и эксплуатационные показатели локомотивов с электрической передачей мощности во многом зависят от технического состояния их электрических машин. В условиях постоянно увеличивающейся массы поезда, сложных погодных условий и больших межремонтных пробегов

остро встает вопрос заблаговременного выявления отказов тяговых электродвигателей и оценки их остаточного ресурса для недопущения отказа локомотива на линии. Для решения этих задач был разработан программно-аппаратный комплекс, который позволит повысить точность диагностики. Результаты тестирования опытных образцов демонстрируют, что внедрение устройства позволит заблаговременно выявлять ряд предотказных состояний тягового электродвигателя. (Доступно в печатной версии)

К.В. Башкиров, Д.В. Шевченко, А.Л. Ковязин, К.Н. Болотов,

Особенности проектирования и испытаний тормозных систем грузовых вагонов, разработанных по требованиям TSI. Часть 1

Для обеспечения отечественного железнодорожного транспорта более современным подвижным составом и освоения новых рынков сбыта вагоностроительные предприятия реализуют комплекс мероприятий по диверсификации своего производства. Зарубежный рынок становится все более привлекательным для реализации продукции, что связано со стимулирующими мерами поддержки Министерства промышленности и торговли РФ в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», а также сложившейся конъюнктурой, вызванной курсом валют. К экспортируемому подвижному составу и отдельным его элементам предъявляются дополнительные требования, зачастую несвойственные для моделей, серийно изготавливаемых на российских предприятиях. Специалистами ВНИЦТТ была разработана тормозная система грузовых вагонов, соответствующая стандартам Евросоюза. (Доступно в печатной версии)

Д.И. Прохор, Д.В. Котяев, А.Г. Воронков

Модернизация тепловозов 2ТЭ116У и ТЭМ18ДМ для работы по газодизельному циклу

Необходимость использования природного газа в качестве моторного топлива для железнодорожной техники диктуют современные векторы развития, в частности снижение эксплуатационных расходов и экологической нагрузки на окружающую среду. Уменьшение эксплуатационных расходов локомотива позволит повысить его лимитную стоимость, что положительно скажется на доле инновационного оборудования в его составе и на привлекательности газомоторных локомотивов. Снижение выбросов вредных веществ и парниковых газов в ходе эксплуатации транспорта является не только залогом экологического равновесия, но и средством получения конкурентных преимуществ при перевозке грузов и пассажиров. (Доступно в печатной версии)

Е.А. Дудоров, В.В. Кудюкин, К.А. Котова, И.Г. Жиденко

Робототехнические комплексы для обслуживания подвижного состава

Сегодня российским железным дорогам необходимо отвечать новым технологическим вызовам – увеличивать интенсивность пассажиро- и грузоперевозок при сохранении управляемости технологическими процессами и требуемого уровня безопасности. Цифровизация, автоматизация и роботизация становятся незаменимыми инструментами трансформации. Одним из таких решений является робототехнический комплекс (РТК), предназначенный для обеспечения бесперебойного функционирования сортировочных станций. Разработка способна выполнять автоматизированный отпуск тормозов, а также функции расцепки железнодорожных вагонов, транспортируемых в составе на горках роспуска. (Доступно в печатной версии)

К. фон Диест, В.О. Моисеенко

Новые пути старых дорог: технология высокоскоростной шлифовки рельсов

Рельсы на путях городского общественного транспорта подвержены появлению различных повреждений, вызванных транспортными нагрузками, резким ускорением и торможением подвижного состава. Образующиеся дефекты увеличивают уровень шума от проходящих поездов, что становится серьезной проблемой для пассажиров и жителей районов, через которые пролегают транспортные линии. Кроме того, деформация материала рельсов приводит к преждевременной и дорогостоящей процедуре их замены. В качестве экономической альтернативы реактивной стратегии технического обслуживания была разработана профилактическая обработка рельсов, основанная на технологии высокоскоростной шлифовки. (Доступно в печатной версии)

В. А. Ульянов

Внедрение многофункциональных решений для ремонта и строительства путевой инфраструктуры

В условиях растущей грузонапряженности железнодорожной сети актуальным направлением разработок становится поиск эффективных решений для обслуживания инфраструктуры. Традиционные технологии ремонта и содержания пути устарели, имеют высокую стоимость, низкую производительность и не отвечают современным требованиям безопасности персонала. Для достижения максимального экономического эффекта необходимо внедрять многофункциональные машины, способные заменять сразу несколько видов техники и сокращать количество ручного труда. В I квартале 2022 года в опытную эксплуатацию поступят новые машины МПВ и РУ-700, спроектированные для решения поставленных задач. (Доступно в печатной версии)

Р.С. Коновалюк, Л.Г. Абрамова

Робототехника для путевых работ. Переход на малолюдные технологии

Значительная часть технологий, традиционно применявшихся для обслуживания железнодорожной инфраструктуры, устарела и требует инновационных решений. Основная задача разработчиков – сократить тяжелый физический труд и повысить уровень безопасности при проведении путевых работ, увеличив показатели производительности и эффективности. Использование многофункциональной робототехники позволит автоматизировать часть операций и перейти к содержанию и ремонту пути с минимальными трудозатратами, получив экономический и социальный эффект за счет вывода персонала из опасной зоны. Модульный принцип построения изделий на базовых носителях дает возможность применять сквозные методики и формировать новый технологический уклад ремонта и содержания объектов инфраструктуры. Сейчас роботизированные комплексы проходят опытную эксплуатацию на сети, по результатам которой будет принято решение о тиражировании разработки. (Доступно в печатной версии)

И.А. Скок, А.Д. Кирьянов

Железнодорожное машиностроение России в 2021 году: тенденции и прогнозы

Прошедший год ознаменовался очередными вызовами для отечественных производителей в отрасли железнодорожного машиностроения. К основным причинам, негативно повлиявшим на рынок подвижного состава, можно отнести продолжавшуюся пандемию COVID-19 и рост цен на металлы. Тем не менее, производители научились реагировать на проявления кризиса, используя меры государственной поддержки, федеральные программы, а также различные инструменты кредитования. Вопреки обстоятельствам продолжилась разработка новых моделей подвижного состава, отвечающих современным запросам в части эксплуатационных характеристик, безопасности и экологичности. (Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – IV квартал 2021
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)