Журнал «Техника железных дорог» №2 (54) май 2021

Журнал «Техника железных дорог» №2 (54) май 2021

Содержание номера:

Специальное приложение «Электровозы НЭВЗ: прошлое, настоящее будущее» (Доступно в pdf версии)

Александр Комиссаров: «У нас нет принципиальных возражений против цифровых испытаний»
Одной из ключевых задач при выводе подвижного состава и комплектующих на рынок «пространства 1520» является проведение испытаний и подтверждение их соответствия требованиям ГОСТов и техрегламентов ТР ТС, получение условных номеров клеймения. В свою очередь, для ремонтных предприятий среди важнейших процедур, подтверждающих качество их работы, – прохождение аттестации производственных участков. О результатах такой работы в 2020 году, направлениях ее цифровизации и трендах в сфере сертификации и испытаний «Технике железных дорог» рассказал руководитель ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (РС ФЖТ) Александр Комиссаров. (Доступно в pdf версии)

Метро настоящего и будущего: технологии безопасности и комфорта
Системы метрополитена являются основой городского общественного транспорта для крупных агломераций. Качество подвижного состава – один из ключевых факторов конкуренции за пассажира с автомобилем, а для эксплуатантов во главе угла стоит экономическая эффективность. Своим взглядом на текущее состояние поездов метро и перспективы их технического развития с «Техникой железных дорог» поделились представители метрополитенов и поставщиков подвижного состава. (Доступно в pdf версии)

Двигатель перемен: решения для тяги будущего от ТМХ
Важнейшим компонентом любого тягового подвижного состава является его силовая установка. Традиционные для железнодорожного транспорта дизельные двигатели еще далеко не исчерпали свой потенциал и будут востребованы как минимум 15 лет, однако время диктует новые условия. Ответственное отношение эксплуатантов железнодорожной техники к окружающей среде требует альтернативных, более экологичных и при этом энергоэффективных решений – тягу на природном газе, водороде и других видах топлива с нулевыми выбросами. АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), являясь не только лидером в производстве подвижного состава, но и одним из крупнейших центров двигателестроительных компетенций, отвечает на эти вызовы и уже сегодня создает силовые установки, которые должны открыть для железнодорожного транспорта новые горизонты развития. (Доступно в pdf версии)

О.А. Сеньковский
АС «Электронный инспектор» – главные итоги года эксплуатации

Год назад ООО «ИЦПВК» при поддержке НП «ОПЖТ» и ЦТА ОАО «РЖД» запустило цифровой проект по созданию единой информационной базы продукции железнодорожного назначения – АС «Электронный инспектор». За это время к системе подключились 14 предприятий (табл. 1), а в ее базу внесено более 140 тыс. деталей. Пока что система распространяется на некоторые комплектующие грузовых вагонов, но уже в ближайшее время планируется расширить их список, а также подключить тяговый и пассажирский подвижной состав. Внедрение электронных
паспортов качества стала важным шагом в борьбе с контрафактом железнодорожной продукции и повышении оперативности обмена информацией между производителем и потребителем. (Доступно в pdf версии)

И.А. Скок, А.Д. Кирьянов
Alstom и Bombardier Transportation: обзор состояния и перспектив в рамках слияния

В начале 2020 года завершилась сделка по поглощению французским машиностроителем Alstom железнодорожного подразделения канадской Bombardier. В результате была образована вторая в мире компания по объему выручки на рынке транспортного машиностроения: по итогам 2019 года Alstom и Bombardier Transportation занимали второе и третье место соответственно по стоимости поставленного нового подвижного состава. Такой сильный игрок был необходим европейскому региону, чтобы противостоять высокой конкуренции со стороны китайской корпорации CRRC. В 2021 году объединенная компания планирует нарастить объемы производства и выйти на новые рынки сбыта. (Доступно в печатной версии)

А.В. Зажигалкин, А.В. Киселев
Совершенствование нормативной документации железнодорожного транспорта в условиях недостаточности классификации

Построение стройного и четкого порядка разработки нормативной документации, отвечающего как современному уровню развития техники и технологий, так и потребностям организации, является неотъемлемой частью эффективной системы управления. Наиболее остро проблема создания такой системы стоит перед крупными промышленными и логистическими предприятиями, где от деятельности каждого сотрудника зависит успех всей организации. Действенным методом ее решения может стать разработка детализированной классификации. (Доступно в печатной версии)

А.А. Шкарупа
Промышленность России: итоги I квартала 2021 года

Сохраняющийся по всему миру режим ограничений, вызванный пандемией коронавируса, продолжает негативно влиять на российскую промышленность. Наибольшее падение продемонстрировали высокотехнологичные отрасли. Однако с постепенным восстановлением производства в ряде стран повысился спрос на российскую продукцию. Также положительную динамику показали некоторые сегменты производства, ориентированные на внутреннее потребление. (Доступно в печатной версии)

С.В. Иванов, А.А. Матвеев, Р.Л. Мичуров
Создание узкоколейного трамвая 71-921 «Корсар»

Ряд трамвайных систем в России – в Калининграде, Пятигорске и Евпатории – имеет ширину колеи 1000 мм. Редкость применения такой колеи обуславливает сложность нахождения поставщика для обновления парка: в указанных трамвайных системах изношенность вагонов находится на уровне 100%, а в России трамваи для такой колеи серийно не выпускали с 1937 года. В то же время создание отечественной полностью низкопольной «узкоколейной» модели позволит конкурировать с иностранными производителями и на экспортных контрактах для подобных систем в Германии, Бельгии, Сербии и Польше. На основе указанного анализа ПК ТС в 2020 году был создан двухсекционной трамвай 71-921 «Корсар». (Доступно в pdf версии)

В.В. Савченков, Д.А. Ильяшенко, Д.В. Епифанов
Маневровый тепловоз ТГМК2: основные параметры и сравнение с аналогами

В связи со множеством факторов у российских промышленных предприятий и ППЖТ на протяжении более 20 лет не было достаточных финансовых возможностей на обновление маневровой тяги. Так, если говорить о маневровой тяге малой мощности, то сегодня парк самых массовых и выпускавшихся в 1960-1990-е годы тепловозов ТГМ23 и ТГК2 составляет более 6 тыс. единиц, а его износ – 70%. С учетом действия требования ТР ТС 001/2011 списанию будет подлежать более 2 тыс. таких локомотивов. Со стороны потребителей – это в первую очередь предприятия машиностроения, пищевой, строительной и химической промышленности – есть запрос на новую эффективную, но при этом и маломощную технику. Именно для удовлетворения этого спроса на АО «Калугапутьмаш» (входит в АО «Синара – Транспортные Машины», СТМ) был создан новый тепловоз ТГМК2, получивший сертификат соответствия в 2020 году. (Доступно в печатной версии)

Т.А. Канатбаев
Оценка эффективности модернизации тепловозов ТЭ33А на газомоторном топливе на железных дорогах Казахстана

В свете мирового тренда на экологическую безопасность транспорта на первый план выходят перспективные разработки по замещению дизельного топлива природным газом – его применение экономичнее при меньшем количестве вредных выбросов. В сентябре 2020 года АО «НК «Казахстан темир жолы» и ТОО «КазТрансГаз Онимдери», руководствуясь утвержденным правительством Планом мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019-2022 годы, подписали соглашение о сотрудничестве в области применения сжиженного природного газа (СПГ) на тепловозах с газодизельными двигателями. Перевод на новый вид топлива планируется выполнить путем модернизации магистральных тепловозов серии ТЭ33А. Сейчас в Казахстане проводится комплексная оценка данного проекта. (Доступно в печатной версии)

В.О. Певзнер, Ю.С. Ромен, Е.А. Сидорова, А.И. Лисицын, Р.А. Баронайте
Влияние осевой нагрузки и состояния пути на интенсивность износа рельсов

В последние годы наметилась тенденция к усложнению условий эксплуатации железнодорожного пути. По данным ОАО «РЖД», средняя грузонапряженность на сети железных дорог с 2014 по 2019 годы ежегодно росла на 12,17%, при этом средние осевые нагрузки увеличились на 30%: с 12,97 тс в 2014 году до 16,87 тс в 2019-м. Также за этот период на 8% вырос средний вес поезда. Увеличение осевых нагрузок, а также длины и веса поездов закономерно приводит к разработке и внедрению новых локомотивов, способных реализовывать повышенные тяговые усилия. Рост силы тяги, в свою очередь, неизбежно оказывает влияние на боковой износ рельсов за счет передачи тягового момента на колесные пары и возникновения проскальзывания в точке контакта колес с рельсами. Проблемам износа рельсов посвящено большое количество теоретических и экспериментальных работ. Однако в них в недостаточной степени рассматривается вопрос влияния осевой нагрузки на интенсивность боковых износов колес и рельсов. (Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – I квартал 2021
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)

Беспилотные технологии на железнодорожном
транспорте: перспективы развития

26 февраля состоялась международная конференция по вопросу внедрения беспилотных технологий на железнодорожном транспорте, организованная НП «ОПЖТ» и Европейской ассоциацией производителей железнодорожной техники UNIFE. В мероприятии приняли участие около 200 специалистов в области производства подвижного состава, комплектующих, а также инжиниринговые компании. Докладчиками выступили представители АО «НИИАС», АО «Трансмашхолдинг», Alstom, Hitachi Rail, CAF и Molinari Rail Systems GmbH. (Доступно в pdf версии)

Общее собрание членов НП «ОПЖТ»: итоги работы и перспективные направления
31 марта в режиме видеоконференции состоялось общее собрание членов НП «ОПЖТ» под председательством президента Партнерства Валентина Гапановича. В мероприятии приняли участие 106 организаций, в том числе представители Минпромторга России, ОАО «РЖД», Ространснадзора, Союза машиностроителей России и ГО «Белорусская железная дорога» (БЖД). (Доступно в pdf версии)

Экспорт: предложения по мерам поддержки
5 апреля в рамках выставки «Иннопром. Большая промышленная неделя в Узбекистане» прошло заседание комитета по транспортному машиностроению Союза машиностроителей России под председательством главы комитета, генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Кирилла Липы. Мероприятие было посвящено расширению присутствия российских промышленных предприятий на международных рынках. (Доступно в pdf версии)

Приоритетные направления импортозамещения в транспортном машиностроении
12 апреля в Государственной Думе РФ состоялось заседание Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете по экономической политике и промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В мероприятии под председательством генерального директора АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Кирилла Липы приняли участие депутаты Госдумы, представители Минпромторга России, Союза машиностроителей России, ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и производителей подвижного состава. (Доступно в pdf версии)