Журнал «Техника железных дорог» №2 (58) май 2022

Журнал «Техника железных дорог» №2 (58) май 2022

Онлайн-версия журнала

По вопросам приобретения:

+7 (495) 690-14-26

Содержание номера:

Ситуация на рынке кассетных подшипников: проблемы и перспективы

В условиях санкций, когда зарубежные изготовители объявили об остановке поставок и прекращении деятельности в стране, в России возникла угроза дефицита кассетных подшипников, производство которых локализовано лишь частично. Такие подшипники входят в число важнейших деталей тележек для инновационных грузовых вагонов, без которых невозможно продолжать их выпуск и ремонт. Вместе с тем у промышленности и регуляторов есть возможности для адаптации к новым обстоятельствам. Своим мнением о перспективах этого сегмента рынка с «Техникой железных дорог» поделились представители отрасли и эксперты.(Доступно в pdf версии)

Влияние санкционной нагрузки на производство трамваев: работа в новых условиях

Изменения глобальной конъюнктуры отразились в том числе на рынке железнодорожного машиностроения, который исторически зависит от международного сотрудничества. Проблемы с поставками импортных комплектующих могут затруднить и замедлить, а в отдельных случаях и сделать невозможным дальнейший выпуск подвижного состава. Такая ситуация потребовала решения комплекса задач, включающего в себя поиск альтернативных поставщиков, адаптацию логистики и налаживание собственного изготовления закупавшихся компонентов. Об импортозамещении в сфере производства трамвайных вагонов и работе в новых условиях «Технике железных дорог» рассказали представители отрасли.(Доступно в pdf версии)

Стандарты зеленого машиностроения: стратегия ТМХ

Мировой тренд на устойчивое развитие и внимание к климатической повестке выдвинули новые требования к отечественным промышленным предприятиям. Государство и общество ожидают от бизнеса рационального потребления ресурсов и снижения углеродного следа производства. Крупнейший в стране производитель подвижного состава для рельсового транспорта «Трансмашхолдинг» (ТМХ) соблюдает высокие экологические стандарты, реализуя проекты по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Для достижения положительных эффектов компания работает над повышением энергоэффективности производственных процессов, проводит технологическую реструктуризацию предприятий и реализует программы, позволяющие осуществлять повторное использование ресурсов.(Доступно в pdf версии)

Общее собрание членов НП «ОПЖТ»: итоги работы и перспективные направления

17 марта 2022 года состоялось Общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». В мероприятии приняло участие более 120 представителей из 88 организаций – членов Партнерства, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – главный инженер Анатолий Храмцов, главный инженер ГО «БЖД» Сергей Новодворский, а также вице-президенты и члены Наблюдательного совета НП «ОПЖТ».(Доступно в pdf версии)

Д.Ю. Карев, Т.Г. Курыкина, С.В. Беспалько, М.В. Козлов, Т.В. Левчук

Разработка жертвенного элемента на основе аддитивных технологий для защиты пассажирского вагона от аварийных столкновений

Развитие транспортной отрасли сопряжено с риском возникновения аварий. Согласно статистике, за 2021 год на сети железнодорожных переездов произошло более 137 аварий, в которых участвовало 28 пассажирских поездов. Произошли два схода поездов с рельсов. Для повышения безопасности на железной дороге необходимы инновационные технические решения. Одной из таких разработок может стать жертвенный элемент для защиты пассажирского подвижного состава при столкновениях, изготовленный при помощи 3D-печати. Проведенное исследование демонстрирует, что технология позволяет улучшить механические характеристики изделия по сравнению с традиционными способами его производства. (Доступно в печатной версии)

О.Н. Назаров, В.Б. Савчук, Д.А. Нарежный, С.И. Петрова

Оценка влияния сокращения срока службы грузовых вагонов на состояние парка на сети

К 2020 году на рынке полувагонов сформировались признаки профицита парка вследствие замедления темпов роста погрузки и больших объемов поставок нового подвижного состава в предшествующие годы. Дополнительно ситуацию усугубило негативное влияние пандемии COVID-19 и ограничительные меры, направленные на сдерживание ее распространения. В совокупности эти факторы привели к росту незадействованного парка вагонов, снижению ставок аренды и доходности оперирования, что, в свою очередь, повлекло сокращение спроса на подвижной состав. На этом фоне возникла дискуссия о необходимости государственной поддержки отраслей, а одним из обсуждаемых инструментов стало сокращение сроков службы грузовых вагонов. В статье рассматриваются возможные последствия подобных регуляторных решений для железнодорожного транспорта и вагоностроения.(Доступно в печатной версии)

А.А. Шкарупа

Промышленность России: итоги I квартала 2022 года

Отечественная промышленность встретила санкции на волне роста. Введенные рядом стран ограничительные меры на импорт и экспорт товаров пока не оказали значимого влияния на общепромышленные показатели. В январе – марте рост относительно аналогичного периода прошлого года наблюдался в большинстве отраслей промышленности. Наибольшее падение спроса было зафиксировано на продукцию высокотехнологичных отраслей, наиболее чувствительных к нарушению производственно-логистических цепочек.(Доступно в печатной версии)

А.В. Зажигалкин, А.В. Киселев

Совершенствование нормативной документации железнодорожного транспорта: построение системы на основе модели ISO

Сегодня перед железнодорожной отраслью стоит задача построения стройного и четкого порядка разработки нормативной документации (НД), отвечающего как современному уровню развития техники и технологий, так и потребностям организаций. В предыдущих статьях мы подробно рассмотрели вопрос о недостаточности существующей классификации в железнодорожном хозяйстве, определили объекты и основные заглавные классы, а также методологию формирования дополнительной классификации продукции, процессов и услуг, используемых на железнодорожном транспорте. Заключительная статья посвящена аспектам использования нового классификатора при разработке нормативной документации, в том числе особенностям создания рабочих групп и закрепления за ними области деятельности по определенной тематике.(Доступно в печатной версии)

В.Б. Воробьев

Усиление основной площадки земляного полотна подбалластным защитным слоем для повышения пропускной способности железных дорог

Ограниченная пропускная способность многих участков сети железных дорог требует коренной реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры, для чего необходимы разработка и внедрение новых требований к технике и технологиям ремонта пути. Одним из актуальных направлений является обеспечение стабильности основной площадки земляного полотна при помощи подбалластного защитного слоя (ПЗС). Специалистами КБ «Тулажелдормаш» (входит в Группу ПТК) была разработана путевая машина для вырезки и уплотнения балласта ЩОМ-МР, внедрение которой позволит повысить эффективность работ и увеличить межремонтные сроки верхнего строения пути до 20%. Начало серийного выпуска новой техники намечено на 2024 год.(Доступно в печатной версии)

К.В. Башкиров, Д.В. Шевченко, А.Л. Ковязин, К.Н. Болотов,

Особенности проектирования и испытаний тормозных систем грузовых вагонов, разработанных по требованиям TSI. Часть 2

В 2017 году специалисты ВНИЦТТ (входит в ПАО «НПК «ОВК») по нормативам Евросоюза разработали конструкцию платформы сочлененного типа для перевозки контейнеров и съемных кузовов типа Sggrs 80’ и Sggrs(s) 80’ на колее 1435 мм. Вагон оснащен автоматическим пневматическим тормозом, имеющим индивидуальный привод на каждую тележку. В прошлой статье были подробно описаны особенности его проектирования по требованиям TSI, а также отличия по сравнению с узлами тормозных систем типовых грузовых вагонов колеи 1520 мм. Вторая часть статьи посвящена процессам выполнения расчетных исследований, изготовления опытного образца и проведения испытаний. (Доступно в печатной версии)

О.В. Глазков, В.Н. Остриров, Д.В. Репецкий

Преобразователь собственных нужд на карбиде кремния: минимизация потерь, массы и габаритов

Современные поезда метро становятся все более удобными для пассажиров: в них появляются информационные табло, USB-розетки, новое освещение салона. С развитием подвижного состава повышаются требования к источникам питания бортовой сети и электродвигателя. В частности, улучшение технико-экономических и массогабаритных показателей позволит использовать в вагонах дополнительное оборудование, скомпенсировав возникающий перегруз. Разработанный преобразователь собственных нужд (ПСН) на основе карбида кремния (SiC) в ходе испытаний подтвердил свои преимущества по ряду параметров и был запущен в серийное производство в 1 квартале 2022 года.(Доступно в печатной версии)

А.Н. Харчук

Проект скоростной фитинговой платформы: новое направление развития контейнерных перевозок

Контейнерные перевозки на протяжении нескольких лет демонстрируют рекордный рост. Наращивается объем транзита по направлению Китай – Европа: за 2021 год через страну было перевезено 1,1 млн ДФЭ. К 2027 году ОАО «РЖД» поставило цель увеличить этот показатель до 4 млн ДФЭ. Одним из способов ее достижения может стать развитие скоростных контейнерных перевозок в едином пакете движения с пассажирскими поездами. Крупнейшие железнодорожные операторы выразили заинтересованность этим направлением, однако для него необходим специализированный подвижной состав. При поддержке Минпромторга России на площадке завода «КАВАЗ» (входит в Концерн «Тракторные заводы») реализуется инвестпроект по разработке и освоению вагона-платформы, предназначенного для перевозок крупнотоннажных контейнеров по сети железных дорог колеи 1520 мм со скоростью до 140 км/ч. Внедрение новой техники позволит в два раза увеличить сроки доставки и переориентировать часть грузопотока с длительных морских и дорогостоящих авиаперевозок на ускоренные железнодорожные.(Доступно в печатной версии)

К.Ю. Чернов, А.В. Янцен

Мобильные колесотокарные решения для обточки колесных пар в автоматическом режиме

Исторически для обточки колесных пар подвижного состава без выкатки используют массивные стационарные токарные или фрезерные станки, которые устанавливаются в специально спроектированные канавы под конкретный станок. Применение мобильных станков сокращает время обточки за счет исключения маневров вагона во время ремонтных работ, так как станок сам выполняет все необходимые перемещения. Анализ этого рынка показал, что большинство решений готового оборудования производились за границей. Специалисты ООО «Новые Лазерные Технологии» разработали линейку отечественных мобильных колесотокарных станков, которые позволяют проводить обточку в автоматическом режиме при минимальном влиянии человеческого фактора. (Доступно в печатной версии)

Е.В. Павлов, А.А. Перов, А.В. Калинкин, М.В. Фомин

Внедрение ИСУПП: технологии нейронных сетей и машинного обучения для управления движением поездов

В условиях растущих требований к качеству транспортных услуг железные дороги сегодня особенно остро нуждаются в таких системах комплексного управления процессами перевозок и центрах оперативного управления транспортными коридорами, которые способны повысить эффективность их работы и тем самым усилить позиции на рынке грузовых и пассажирских перевозок. Чтобы решить эту задачу, требуется аккумулировать всю имеющуюся информацию об эксплуатационной ситуации на контролируемом полигоне в едином центре управления, где она будет использоваться для достижения основной цели – обеспечения непрерывности и безопасности перевозочного процесса. (Доступно в печатной версии)

Статистика железнодорожного машиностроения – I квартал 2022
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям. (Доступно в печатной версии)