Журнал «Техника железных дорог» №4 (60) ноябрь 2022

Ноябрь 2022
Журнал «Техника железных дорог» №4 (60) ноябрь 2022

По вопросам приобретения:
+7 (495) 690-14-26
vestnik@ipem.ru

Содержание номера:

Технологии Интернета вещей на железнодорожном подвижном составе: практика и перспективы
Стремительное освоение информационных и коммуникационных технологий превращает Интернет вещей (Internet of Things, IoT) из теоретической концепции создания сети передачи данных между физическими объектами в осязаемые технические решения и открывает новые возможности в обеспечении безопасного и бесперебойного движения железнодорожного транспорта. Технологии IoT позволяют контролировать передвижение и местонахождение локомотивов и вагонов, отслеживать состояние компонентов техники с помощью датчиков и эффективнее планировать техобслуживание, а также предотвращать аварийные ситуации, связанные с человеческим фактором, в частности оценивать уровень усталости машиниста. Однако внедрение таких решений только начинается, и какие из них получат широкое применение, еще предстоит выяснить в процессе эксплуатации. О современном уровне развития этой сферы и наиболее перспективных направлениях своим мнением поделились производители подвижного состава и разработчики технических решений, связанных с реализацией IoT.

Заводская гарантия качества: ТМХ развивает новые компетенции по ремонту и сервису локомотивов
Качество и надежность работы локомотива – одни из ключевых составляющих бесперебойного процесса железнодорожных перевозок. Являясь крупнейшим в России производителем тягового подвижного состава, АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) непрерывно работает над улучшением характеристик каждой новой выпущенной машины. Однако не менее важно обеспечить исправное техническое состояние на протяжении всего периода ее эксплуатации. Для этого холдинг создает на своих площадках новые центры компетенций, предлагая заказчикам услуги по ремонту и сервису локомотивов напрямую от производителя. Новая идеология обслуживания потребовала серьезной технической подготовки производства и выстраивания новых схем взаимодействия, результатом которых стало повышение надежности ремонтируемых локомотивов.

Актуальные вопросы стандартизации в железнодорожном машиностроении
С 12 по 14 октября 2022 года делегация Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» под руководством президента ОПЖТ Валентина Гапановича приняла участие в ряде мероприятий, приуроченных к Всемирному дню стандартизации.

А.Н. Синев
Аспекты обновления пассажирского пригородного подвижного состава

Наличие исправного и годного по сроку службы подвижного состава – неотъемлемая обязанность перевозчика и непременное условие осуществления пригородных пассажирских перевозок в субъектах Российской Федерации. В условиях дефицита финансирования проблема ресурсного обеспечения обновления парка подвижного состава становится основной и первоочередной. В статье рассматриваются правовые, организационные и экономические аспекты этого вопроса.

А.М. Фридберг
Влияние вибрации на взаимодействие колеса с рельсом
Для объяснения процессов, происходящих в системе «колесо-рельс», предложена новая гипотеза, по которой на взаимодействие их поверхностных слоев существенно влияет вибрация вдоль площадки контакта тел. Ползучесть колеса, появляющаяся благодаря вибрации, может эффективно использоваться в работе машин и механизмов. Так, испытания модернизированной колесной пары показали, что дифференциальное вращение свободно одетых на ступицы ободов происходило за счет ползучести. Десять лет натурных испытаний продемонстрировали, что такое решение дает возможность увеличить срок эксплуатации колесной пары в 4–5 раз.

В.А. Гапанович
Факторы износа в системе «колесо-рельс»: проблемы и решения

Проблемам износа и взаимодействия в системе «колесо-рельс» посвящены сотни статей в научно-технических изданиях, опубликованы десятки докторских и кандидатских диссертаций, проведены многочисленные конференции. Вместе с тем проблематика взаимодействия в системе «колесо-рельс» остается актуальной и в настоящее время. В статье рассматриваются наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на процесс износа и, как следствие, эксплуатационный ресурс рельсов и колесных пар подвижного состава.

П.И. Щербинин
Цифровизация производства на отечественном программном обеспечении. Опыт «ПК Транспортные системы»

Перед производителями железнодорожной техники стоит задача импортозамещения как узлов и агрегатов, так и программного обеспечения (ПО) в ключевых информационных системах. В статье рассмотрен опыт компании ООО «ПК Транспортные системы» (ПК ТС), которая заменила зарубежную систему проектирования и сегодня производит современный городской электротранспорт, полагаясь на отечественные цифровые решения.

Новый продукт ИПЕМ — мониторинг основных показателей и тенденций в железнодорожной отрасли
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представляет новый информационно-аналитический продукт «Мониторинг основных показателей и тенденций в железнодорожной отрасли». Мониторинг состоит из блоков, отвечающих потребностям всех участников рынка. Каждый блок содержит прогнозы развития отрасли по основным направлениям на следующий квартал.

Л.В. Цыганская, А.Л. Ставский, И.О. Морозова, В.С. Коршунов
Тележка с осевой нагрузкой 25 тс. Концепция уменьшения воздействия на рельсы и износ колес

Необходимость увеличения провозной способности Транссибирской магистрали и устойчивый спрос операторских компаний на вагоны с повышенной грузоподъемностью стали определяющим фактором при принятии компанией «РМ Рейл» решения о создании новой тележки с осевой нагрузкой 25 тс с возможностью увеличения нагрузки на ось до 27 тс без существенных изменений конструкции. В настоящее время завершается постановка на производство двухосной тележки 18-9891 (рис. 1) для перспективных грузовых вагонов компании, разработанной ФГБОУ ВО «Петербургский университет путей сообщения Александра I» (ПГУПС) совместно с АО «НВЦ «Вагоны» и АО «РМ Рейл Инжиниринг».

А.К. Толубеев, Н.Н. Гончар
Опыт импортозамещения стопорно-клиновых шайб для подвижного состава на примере 2fix

В условиях санкций на российский рынок прекратились поставки продукции многих европейских компаний, из-за чего машиностроительные предприятия оказались вынуждены искать альтернативы. В том числе недоступными стали шайбы шведского производителя Nord-Lock, использовавшиеся в конструкции тележек железнодорожного подвижного состава, трамвайных редукторах, редукторах колесных пар, в оборудовании для переработки вторсырья и прочей технике. В качестве замены импортным комплектующим были разработаны идентичные по техническим характеристикам отечественные стопорно-клиновые шайбы.

А.В. Киреев, Н.М. Кожемяка, Н.В. Гребенников
Модернизация маневровых тепловозов ТГМ6А: повышение топливной экономичности

Проект модернизации маневровых тепловозов с гидромеханической передачей мощности ведется с 2018 года компаниями АО «ЕВРАЗ НТМК», ООО «Русэлпром», ООО «ПромЭлКом» и АО «НТЦ «Привод-Н». Будучи одним из крупнейших в России металлургических комбинатов с полным производственным циклом, ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат обладает собственным парком маневровых тепловозов ТГМ6А. Структура расходов 10-летнего жизненного цикла тепловоза показывает, что основная доля – более 60% расходов – приходится на топливо, на обслуживание и ремонты приходится порядка 25% расходов, следовательно, при разработке проектов модернизации маневровых тепловозов особое внимание необходимо уделять повышению топливной экономичности.

Я.О. Теплова, А.А. Сударев, С.А. Сухов, С.А. Бычков
Перспективы применения технологии совмещенных обмоток электрических машин для железнодорожного транспорта

Ежегодно в мире производится более 8 млрд электродвигателей, и потребность в этих машинах продолжает расти. Более половины мирового рынка – 57–58% – занимает ниша двигателей переменного тока, причем требования к их энергоэффективности повышаются. Обзорная статья посвящена опыту разработки и постановки производства отечественных электродвигателей с улучшенными характеристиками для различных применений.

Статистика железнодорожного машиностроения – III квартал 2022
Представлены основные показатели железнодорожного транспорта, макроэкономические показатели, индексы цен в промышленности, а также средние цены на приобретение энергоресурсов и продуктов нефтепереработки. В железнодорожном машиностроении – объемы производства локомотивов, вагонов и городского рельсового транспорта с разбивкой по производителям.

«ЭлектроТранс 2022»: перспективные решения для городского транспорта
С 21 по 23 сентября в московском «Экспоцентре» состоялась «Российская неделя общественного транспорта», в рамках которой была организована выставка «ЭлектроТранс 2022», посвященная новинкам городского электротранспорта (ГЭТ), а также комплектующим и сервисным решениям,
повышающим эффективность работы систем метрополитена, трамвая, троллейбуса и электробуса. За три дня работы мероприятие посетили свыше 3 000 специалистов из 60 городов России, Белоруссии, Молдавии, Армении, Казахстана, участие приняли 144 организации.