03 октября 2024 года состоялось заседание Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу под председательством вице-президента ОПЖТ Сергея Калетина

В заседании приняли участие руководители и специалисты от 33 организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.
В рамках приветственного слова президент ОПЖТ Валентин Гапанович проинформировал участников заседания о предстоящих заседаниях профильных комитетов ОПЖТ в октябре-ноябре 2024 года, в том числе о конференции, приуроченной к Всемирному дню качества на тему «Грузовой и специальный подвижной состав: развитие систем управления, современные подходы и тенденции».
Также он рассказал о предстоящем подписании соглашения о сотрудничестве между Ассоциацией «Объединение производителей железнодорожной техники» и Союзом производителей подшипников с целью обеспечения выполнения требований в области стандартизации подшипников для железнодорожного подвижного состава.
Кроме того, Валентин Гапанович проинформировал о проводимой совместной с ОАО «РЖД» работе по реализации проекта «Доверенная среда», который направлен на повышение качества продукции, снижение временных и финансовых затрат на проведение аудита и определяющего общие принципы взаимодействия в области аудита систем менеджмента и выразил надежду на возможность применения этого проекта в вагонном комплексе. Особое внимание участников заседания он обратил на программу национальной стандартизации 2025 года, проект которой обсуждается на заседании Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
Директор ПКБ ЦВ филиал ОАО «РЖД» Андрей Рогозин представил сравнительный анализ поступления в текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов за 2023/2024 гг. по неисправности «тонкий гребень» на тележках нового поколения в сравнении с типовой тележкой.

Генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский и Генеральный директор ООО «НВК» Вадим Михальчук представили анализ забракованных в эксплуатации литых деталей грузового вагона по итогам 6 месяцев 2024 г.
В докладе была представлена динамика браковки боковой рамы в эксплуатации с 2013 по 2021 г учетом влияния документа «Критерии браковки литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 и их аналогов в эксплуатации». Решением 74 заседания Совете по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Совета от 08.06.2021г. действие документа утратило силу с 01.01.2022г.

Также докладчиками были представлены требования к боковым рамам в нормативной документации, требования к режущему инструменту, требования к расчистке зоны R55 и выдвинуты предложения по внесению изменений в ряд руководящих документов с целью сокращения случаев браковки потенциально годных боковых рам при проведении ремонта и исследования деталей на ВРП с учетом текущего дефицита и высокой стоимости боковых рам, сокращения рекламационно - претензионной работы.
Руководитель группы «Колесные пары и буксовый узел» АО «ВНИИЖТ» Елена Тимакова рассказала о результатах испытаний подшипников роликовых цилиндрических отремонтированных по ТУ 28.15.10-001-25521740-2022. АО «ВНИИЖТ» выполнило комплекс исследований по оценке эксплуатационной надежности подшипников цилиндрических роликовых колесных пар грузовых вагонов, отремонтированных по ТУ 28.15.10-001-25521740-2022 «Подшипники роликовые цилиндрические в габаритных размерах 130х250х80 мм, для буксовых узлов железнодорожных грузовых вагонов (после ремонта). Технические условия».
На основании положительных результатов лабораторных и стендовых испытаний подшипников, отремонтированных по ТУ 28.15.10-001-25521740-2022 институтом согласована программа и методика подконтрольной эксплуатации на сети железных дорог подшипников роликовых цилиндрических в габаритных размерах 130х250х80 мм, для буксовых узлов железнодорожных грузовых вагонов, отремонтированных по ТУ 28.15.10-001-25521740-2022.

По результатам комплекса испытаний (лабораторных, стендовых, эксплуатационных) технология ремонта подшипников цилиндрических роликовых по ТУ 28.15.10-001-25521740-2022 рекомендована институтом к применению с внесением соответствующих изменений в РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
Институтом подготовлен проект извещения об изменении РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017
Председатель подкомитета ОПЖТ по ремонту вагонов Вадим Михальчук представил стратегию по ремонту деталей буксового узла колесных пар грузового вагона. Им были представлены статистические данные об использовании цилиндрических и кассетных подшипников и проблематики эксплуатации парка вагонов сети в текущих условиях.
С учетом расчета ежегодной потребности в подшипнике был представлен прогноз замещения подшипника под парком вагонов и актуальная дорожная карта по переводу с 01.01.2026 вагоностроения на подшипники кассетного типа с коническим роликом или сдвоенные подшипники с цилиндрическим роликом с учетом постановки на производство и сертификации в срок до 01.07.2026 нового цилиндрического подшипника с размером внутреннего кольца 129,942-129,960 мм.

С докладом о технических условиях на подшипники качения для железнодорожного подвижного состава выступила начальник управления технической политики АО «ПГК» Вероника Медведева.
Она рассказала о Едином порядке согласования конструкторской документации на изготовление и ремонт грузовых вагонов, в т.ч. с модернизацией, курсирующих в международном сообщении, а также их составных частей, узлов и деталей (Утв. Советом СНГ протокол от 6-7 мая 2013 г. №58). В части решения вопросов об одностороннем внесении изменений в ТУ.

Было предложено согласовать целесообразность включения подшипников роликовых (цилиндрических и конических) в Единый порядок, дополнив Приложение 1 - Перечень составных частей грузовых вагонов, конструкторская документация (и изменения к ней) на изготовление и ремонт которых подлежат согласованию на Комиссии вагонного.
Начальник отдела «Вагонное хозяйство» НЦИ АО «ВНИИЖТ» Максим Кузнецов выступил с докладом об идентификации и учете номерных составных частей грузового вагона на всех этапах жизненного цикла.

Он рассказал, что стандартная маркировка не решает всех задачи по идентификации, в частности конструкция и условия эксплуатации детали ограничивают методы идентификации, накладывают ограничения на них. Для обеспечения возможности идентификации колесных пар на всех этапах жизненного цикла заявлено о необходимости единства требований идентификации.
В рамках заседания состоялось избрание:
заместителя председателя Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу. Заместителем избран Игорь Волокитин;
председателя Подкомитета по автотормозам. Выбран Григорий Горюнов;
руководителя информационно-аналитической секции Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу. По итогам голосования, руководителем секции избран Андрей Рогозин.
Участники заседания выработали ряд предложений, которые будут отражены в протоколе.