10 лет запуску скоростных поездов «Ласточка» на участке Москва – Тверь!

Железнодорожная ветка Москва – Санкт-Петербург, некогда Николаевская железная дорога, – старейшая и одна из самых загруженных в России. Тверь, бывший Калинин, всегда был ключевым узлом на этом пути. Десятилетиями сообщение между двумя столицами – федеральной и областной – держалось на двух китах: медленных, хоть и надежных, пригородных электричках и скорых поездах дальнего следования.
Поездка на обычной электричке занимала от часа сорока минут до двух с лишним часов. Безусловно, скорые поезда были быстрее, но дороже и не решали проблему маятниковой миграции. Между Москвой и Тверью образовался транспортный вакуум, который замедлял экономическое и социальное взаимодействие.
Назрела необходимость в принципиально новом формате: быстром, комфортном и доступном по цене. Таким решением и должна была стать «Ласточка». Поезд стал символом модернизации - низкопольные вагоны, облегчающие посадку для людей с ограниченными возможностями, кондиционирование, комфортабельные кресла с достаточным пространством для ног, современные туалеты, информационные табло и розетки у каждого места и самое главное – скорость.
Инженеры и логисты пересмотрели график движения, минимизировали остановки и оптимизировали разгоны и торможения. В результате некогда утомительный путь в 2,5 часа стало возможным преодолеть теперь можно было преодолеть за срок вдвое быстрее – менее 1 часа 20 минут. Благодаря «Ласточке» Тверь перестала быть «городом, куда долго ехать», и стала «городом в часе езды».
Первый рейс из Твери в Москву встречали как праздник. На торжественной церемонии присутствовали представители руководства РЖД, областных администраций и журналисты. Но главными героями были простые пассажиры – студенты, бизнесмены, туристы, – которые первыми опробовали новый формат.
Запуск «Ласточки» сработал как камень, брошенный в воду: круги расходились, затрагивая все сферы жизни. С запуском нового скоростного маршрута «Ласточки» город на Волге пережил настоящий туристический бум. Однодневные экскурсии стали массовыми. Исторический центр, набережная Степана Разина, Императорский путевой дворец, музеи – все это стало доступно без долгой подготовки. Рестораны, гостиницы и сувенирные магазины ощутили резкий рост выручки. Тверь из транзитного пункта превратилась в цель. Сокращение времени в пути сделало возможным и ежедневные поездки на работу или учебу.
Однако успех проекта был бы невозможен без серьезной подготовки инфраструктуры. Путь Москва – Тверь – часть магистрали, исторически готовой к высоким скоростям. Однако и здесь потребовалось провести масштабные работы. Специалистами была выполнена адаптация инфраструктуры, проверка и подгонка железнодорожного полотна для безопасного движения низкопольных составов на повышенных скоростях, а также приведение платформ в соответствие с новыми стандартами.
Также в Твери была проведена масштабная работа по координации расписания «Ласточек» с автобусными и троллейбусными маршрутами. Пассажир, выйдя из поезда, в течение 5-10 минут мог уехать в любую точку города. Это создало бесшовную транспортную среду.
Успех маршрута Москва – Тверь стал решающим аргументом для расширения географии «Ласточек». Убедившись в востребованности формата, РЖД и МТППК стали продлевать маршрут дальше на северо-запад, а скромный, на первый взгляд, запуск «Ласточки» до Твери стал пилотным проектом, трамплином для создания целой сети высококомфортабельных пригородно-межрегиональных перевозок.
Прошло 10 лет, и сегодня «Ласточка» между Москвой и Тверью – такой же привычный элемент ландшафта, как и волжские мосты. Она перестала быть диковинкой и стала рабочим инструментом тысяч жителей Твери и столицы, стала символом современного, комфортного и скоростного сообщения.
Стоит отметить, что изначально созданные на платформе Siemens Desiro, поезда имели очень высокую долю импортных комплектующих. Сегодня их судьба – это масштабный и амбициозный проект по импортозамещению, который определяет будущее всего российского машиностроения. На сегодняшний день ОАО «РЖД» вместе с отечественными машиностроительными заводами (в первую очередь, заводом «Уральские локомотивы) и научно-исследовательскими институтами проделана колоссальная работа – создан электропоезд ЭС104 «Финист» —российский электропоезд постоянного тока, оснащенный отечественным тяговым оборудованием и компонентами.