25 февраля состоялось совместное заседание Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета ОПЖТ по техническому регулированию и стандартизации под председательством Владимира Шнейдмюллера

27.02.2025
14:23

В заседании приняли участие более 60 представителей организаций-членов ОПЖТ и приглашенных компаний.

С приветственным словом выступил Владимир Шнейдмюллер, в котором был отмечен положительный результат производственных и экономических показателей предприятий железнодорожного машиностроения по итогам 2024 года, а также проведенная работ по импортозамещению составных частей и комплектующих, при этом до 95% компонентов подвижного состава сегодня изготавливаются на территории России.

Отмечено, что наиболее актуальным вопросом сейчас становится вопрос качества выполнения ремонтов, что также связано с адаптацией поступивших новых запчастей в сервисные и ремонтные предприятия.

Владимир Шнейдмюллер обратил внимание участников заседания, что разработанные ОПЖТ стандарты, вынесенные на рассмотрение в заседании, нуждаются в сопровождении всеми участниками этого процесса при апробации на местах.

С докладом об истории разработки СТО ОПЖТ 45-2023 «Колесные пары железнодорожного подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Методические рекомендации по выполнению и цифровизации измерений (контроля) поверхности катания колес железнодорожного подвижного состава. Формирование единых учетных и отчетных документов» и опыт его применения выступила заместитель начальника отдела стандартизации, метрологии и управления качеством ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» Наталья Филимонова. Были представлены этапы создания стандарта и вопросы, с которыми столкнулись его разработчики. В частности, Наталья Филимонова отметила, что по результатам анализа существующей нормативной базы, было выявлено множество отступлений от существующих технологических инструкций, различия в методологии выполнения замеров в различных локомотивных хозяйствах и ремонтных предприятиях, разнообразия требований по допускам для колёс железнодорожного подвижного состава, наличие различных кодов для одних и тех же видов дефектов, разнообразие учётных и отчётных форм, необходимость занесения одних и тех же параметров, сложности в проведении измерений в связи с конструктивными особенностями некоторых видов локомотивов и подвижного состава.

В стандарт вошёл разработанный шестизначный цифровой классификатор дефектов, который предназначен для исключения различных наименований одних и тех же дефектов деталей и узлов, оптимизации процессов обслуживания и установления объёма ремонтных работ, правильного ведения статистического учёта причин выхода из строя. Использование кодов при заполнении форм первичного учёта электронной базы данных позволит упростить обработку результатов статистического учёта, разработку мер по повышению эксплуатационной стойкости и увеличению срока службы деталей локомотивов.

Начальник отдела стандартизации Дирекции по техническому развитию АО «ТМХ» Александр Иванов выступил с сообщением о том, что в АО ТМХ СТО ОПЖТ 42-2023 «Система менеджмента качества. Производственная система организаций по сервисному обслуживанию железнодорожного подвижного состава. Методические рекомендации для проведения комплексного аудита» был рассмотрен в рамках проведения экспертизы проектов стандартов организаций, предоставляемых разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации в соответствии с приказом Минпромторга России от 6 июля 2015 года №2171.

Документ был направлен во все дивизионы и производственные площадки, выполняющие техническое обслуживание и ремонт ТПС, в результате апробации был собран большой перечень замечаний, которые в последующем были учтены в итоговой редакции. 

Также было отмечено, что в соответствии с разрабатываемой редакцией Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 N 162-ФЗ документы по стандартизации, в случае публичного заявления об их соответствии данному закону, должны пройти соответствующую экспертизу и сведения о них должны включаться в национальный фонд стандартов.

Об апробации СТО ОПЖТ 42-2023 «Система менеджмента качества. Производственная система организаций по сервисному обслуживанию железнодорожного подвижного состава. Методические рекомендации для проведения комплексного аудита» рассказал вице-президент, руководитель системы добровольной сертификации ОПЖТ Алексей Рукавишников.

Стандарт ориентирован на проведение внутреннего аудита, в частности, разработанный документ предназначен для локомотиворемонтных депо, имеет систему балльной оценки, которая позволяет на основе 27 блоков вопросов качественно оценить систему управления включая технологию ремонта, организацию работы ОТК, служб метрологического и неразрушающего контроля, организацию системы закупок, условий хранения и др.

О развитии системы менеджмента качества (СМК) в ООО «ЛокоТех» рассказал начальник управления технического контроля и развития СМК Роман Иванов. Представлена совместная с ОПЖТ работа по внедрению стандарта СТО ОПЖТ 42-2023. Результаты, полученные в ходе апробации стандарта в депо Лиски, дали возможность понять механизм работы и в дальнейшем расширить апробацию стандарта на 10 депо с наиболее сложными условиями работы.

По итогам внедрения 46 депо приняли в работу указанный стандарт и сейчас на основании итоговых результатов аудита принимаются корректирующие решения. На данный момент компания ставит цель достичь 95% соответствия СМК по итогам 2025 года.

По итогам заседания были приняты решения, которые будут отражены в протоколе.

В завершении заседания Владимир Шнейдмюллер обратил внимание на необходимость выработки предложений по совершенствованию рассмотренных стандартов и предложил очередное заседание Комитета по этому вопросу провести в очном формате.