80 лет с даты открытия железнодорожного движения по мосту через Керченский пролив
Керченский железнодорожный мост — мостовой переход через Керченский пролив, существовавший в 1944—1945 годах и соединявший косу Чушка с Керченским полуостровом. По протяжённости являлся одним из самых больших мостов, построенных в Великую Отечественную войну, и, в период своего существования, являлся самым длинным мостом СССР. Общая длина моста составляла 4452 м.
Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост пересекал пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и посёлком Жуковка. В конструкции моста использовались сваи длиной до 30 м, длина моста составила четыре с половиной километра, ширина — около трёх метров, он имел 111 однотипных пролётов по 27,3 м, два разводных пролёта по 27 м и два разводных пролёта по 55 м. Разводные пролёты были выполнены поворотными — поворачивающееся на средней опоре пролётное строение перекрывало сразу два судоходных пролёта. Эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту: от станции Сенной на Кавказском берегу и от завода Войкова на Крымском берегу.
В комплекс строительства также входило сооружение подходов: со стороны Кавказа от станции Сенная до станции Кавказ и со стороны Крыма участок Крым — Керчь. Первый имел протяжённость 46, второй — 18 км
Первая попытка строительства моста между Керченским и Таманским полуостровами была предпринята в 1903 году императором Николаем II, и к его проектированию был приглашён известный русский инженер В. Д. Менделеев, сын Д. И. Менделеева, но Первая мировая война и начавшаяся Октябрьская революция нарушила эти планы. К вопросу строительства этого моста вернулся И. В. Сталин в конце 1930-х годов, но реализации этого проекта помешала уже Великая Отечественная война.
Во время войны за строительство моста взялась и немецкая армия. Строительство было связано с необходимостью оперативной доставки грузов и техники для решения военных задач немецкой армии. Приказ о строительстве был отдан в начале 1943 года, и сначала была построена подвесная канатная дорога, запущенная 14 июня 1943 года. Затем предполагалось сооружение железнодорожного моста, но этому помешало наступление Советской армии.
Возведение моста силами советских строителей началось весной 1944 года, вскоре после освобождения Крыма советскими войсками. При строительстве использовались материалы, оставленные германской армией. Однако несмотря на открытие движения по мосту для железнодорожного транспорта 03 ноября 1944 года, к этому моменту была построена только часть ледорезов. В результате отнесения возведения такого важного сооружения как ледорезы ко второй очереди строительства произошла трагедия - в феврале 1945 года, через три месяца после открытия моста, его опоры были разрушены льдом.
Непосредственной причиной аварии являлось отсутствие действенных мероприятий по противоледовой защите моста, но правительственная комиссия выявила и более серьёзные конструктивные и организационные ошибки, во многом вытекавшие из «аврального» характера работ, — несоответствие типа мелкопролётного моста ледовому режиму в данной области пролива, невыполнение мероприятий по защите моста ото льда, ведение строительства без исчерпывающих изысканий и определённого технического проекта, недостаточная оснащённость стройки.
Восстановление этого моста требовало больших финансовых затрат и притом сохраняло основные конструктивные недостатки, что означало и риск повторения ледовой аварии. В этой связи, было принято не восстанавливать мост, правительственная комиссия рекомендовала его разобрать и выстроить новый, что и было закреплено в постановлении ГКО от 31 мая 1945 года.
Остатки опор ещё долго мешали судоходству в проливе. Ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор продолжалась до конца 1960-х годов.