Актуализация нормативной базы для железнодорожного транспорта: итоги 2022 года

17.03.2023
14:50

В февральском номере журнала «Техника железных дорог» вышла статья «Актуализация нормативной базы для железнодорожного транспорта: итоги 2022 года», автором которой является вице-президент, председатель Комитета по техническому регулированию и стандартизации Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Андрей Смыков.

Разработка нового железнодорожного подвижного состава, обеспечение его безопасной эксплуатации, постоянное повышение качества и надежности выпускаемой продукции – задачи, от решения которых напрямую зависит функционирование железнодорожного транспорта. Для достижения технологического суверенитета предприятиям необходимо внедрять инновации при производстве машиностроительной продукции, которые в свою очередь должны опираться на нормативную базу, отвечающую современному уровню развития отрасли. В условиях стремительно меняющихся технологий на первый план выходят разработка новых и актуализация действующих стандартов.

В окончательной редакции
В формировании и актуализации нормативно-технической базы стандартов в области железнодорожного транспорта участвуют все заинтересованные организации. На площадках ОПЖТ, а также технического комитета по стандартизации ТК 045/МТК 524 «Железнодорожный транспорт» на постоянной основе проводятся мероприятия совместно со специалистами предприятий-изготовителей железнодорожной техники, ее составных частей и комплектующих, с операторами и собственниками железнодорожного подвижного состава, представителями ОАО «РЖД», Белорусской железной дороги, АО «НК «Казахстан Темир Жолы», а также экспертами научно-исследовательских институтов и университетов стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2022 году состоялось 90 заседаний (25 из них – в рамках работы Комитета ОПЖТ по техническому регулированию и стандартизации), на которых организации-члены ОПЖТ и ТК 045/МТК 524 рассматривали текущие вопросы и находили решения по окончательным редакциям проектов национальных и межгосударственных стандартов. В согласительных совещаниях по окончательным редакциям проектов межгосударственных стандартов принимали активное участие представители Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Белорусского государственного института стандартизации и сертификации, Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Казахстанского института стандартизации и метрологии, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Института стандартизации.

Регулярные заседания рабочей группы ОПЖТ с участием производителей железнодорожного тягового подвижного состава, инжиниринговых центров, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, ОАО «РЖД» позволили снять все принципиальные замечания по окончательным редакциям проектов межгосударственных стандартов ГОСТ «Надежность железнодорожного тягового подвижного состава. Порядок задания, методы расчета и контроль показателей надежности в течение жизненного цикла» и ГОСТ «Железнодорожный тяговый подвижной состав. Методы эксплуатационных испытаний на надежность». Работы по согласованию проектов этих стандартов на межгосударственном уровне и подготовка их к введению в действие будут проводиться в 2023 году.

В ходе согласительных совещаний при участии РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии», ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы», ОАО «РЖД», АО «НК «Казахстан Темир Жолы», ФБУ «РС ФЖТ», испытательных центров железнодорожной техники и основных производителей железнодорожного подвижного состава рассмотрены многочисленные замечания к проекту межгосударственного стандарта ГОСТ «Железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта. Требования к составу, содержанию, оформлению, разработке, аттестации, верификации и валидации методик испытаний». В результате достигнутого консенсуса положительно завершилось голосование в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации. Принятие данного стандарта в 2023 году позволит в случае отсутствия межгосударственных стандартов, содержащих методы испытаний, использовать при оценке соответствия подвижного состава, его составных частей и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта методики исследований, аттестованные и утвержденные в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Переход к современным требованиям
Еще одним ключевым итогом деятельности по стандартизации в 2022 году стала разработка стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям. Работа велась при активном участии ОПЖТ в рамках ТК 045 во исполнение Министерством транспорта Российской Федерации поручения президента Владимира Путина. В действие вводятся 10 документов:

  • ГОСТ 10674-2022 «Вагоны-цистерны. Общие технические условия»;
  • ГОСТ 10935-2022 «Вагоны грузовые крытые. Общие технические условия»;
  • ГОСТ 26686-2022 «Вагоны-платформы. Общие технические условия»;
  • ГОСТ 26725-2022 «Полувагоны. Общие технические условия»;
  • ГОСТ 5973-2022 «Вагоны-самосвалы. Общие технические условия»;
  • Изменение № 1 ГОСТ 33211-2014 «Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам»;
  • Изменение № 2 ГОСТ 9246-2013 «Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия»;
  • ГОСТ Р 70463-2022 «Вагоны-платформы четырех- и шестиосные. Общие технические условия»;
  • ГОСТ Р 70464-2022 «Тележки с буксовым рессорным подвешиванием трехосные грузовых вагонов. Общие технические условия»;
  • ГОСТ Р 70581-2022 «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки».

В результате совместных обсуждений в 2022 году утверждены приказами Росстандарта Изменение № 2 ГОСТ Р 55820-2013 «Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия» и ГОСТ Р 51685-2022 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

В 2022 году образована рабочая группа ОПЖТ, в ведении которой находятся внесение предложений по актуализации действующих стандартов и разработка новых в области сварки железнодорожного подвижного состава. В нее вошли представители всех основных производителей. Результатом работы специалистов стала окончательная редакция проекта межгосударственного стандарта ГОСТ 33976 «Соединения сварные в стальных конструкциях железнодорожного подвижного состава. Требования к проектированию, выполнению и контролю качества», ее экспертиза и согласование будут организованы в текущем году.

По итогам деятельности экспертов ОПЖТ и ТК 045/МТК 524 в 2022 году разработано 49 стандартов, по которым достигнут консенсус при голосовании. Большая часть из них – почти 70 % – 33 межгосударственных стандарта, а также 16 национальных стандартов РФ (в том числе 2 предварительных). В очередной раз подтвердилась тенденция, согласно которой в области железнодорожного транспорта разрабатываются в основном межгосударственные стандарты. Все они направлены на обновление доказательной базы, включающей в том числе правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов Евразийского экономического союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 002/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Для грузового вагоностроения за прошедший год разработано 13 стандартов. Они устанавливают требования и методы испытаний грузовых крытых вагонов, вагонов-платформ, вагонов-платформ четырех- и шестиосных, вагонов-самосвалов, вагонов-цистерн, полувагонов, букс и адаптеров для колесных пар тележек грузовых вагонов, клиньев фрикционных тележек грузовых вагонов, соединений заклепочных для железнодорожных вагонов, тележек двухосных трехэлементных грузовых вагонов, тележек с буксовым рессорным подвешиванием трехосных грузовых вагонов и других. В 8 стандартах приводятся требования к тормозным системам грузовых вагонов.

Также для производства тормозного оборудования внесены изменения № 1 в межгосударственные стандарты ГОСТ 33724.1-2016 «Оборудование тормозное пневматическое железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля. Часть 1. Воздухораспределители, краны машиниста, блоки тормозные, изделия резиновые уплотнительные» и ГОСТ 33725-2016 «Устройства противоюзные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия».

В области локомотивостроения и пассажирского вагоностроения для производства моторвагонного подвижного состава создано 12 стандартов, в том числе на изделия остекления; комплексы тренажерные для обучения локомотивных бригад; критерии и порядок проведения работ по модернизации, модификации и совершенствованию; материалы полимерсодержащие конструкционные и отделочные для внутреннего оборудования пассажирских вагонов; методы контроля выполнения функций устройствами, обеспечивающими безопасность движения; общие технические требования к локомотивам маневровым, работающим на сжиженном природном газе; требования гигиенической и экологической безопасности; требования к прочности и динамическим качествам и методику динамико-прочностных испытаний; формирование колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава тепловым методом и элементы систем освещения пассажирских вагонов локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава.

Для производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики разработано 9 стандартов, устанавливающих в том числе требования к автоматизированным системам диспетчерского управления движением поездов на железнодорожных линиях различных категорий, а также управления и контроля железнодорожного транспорта для перевозок пассажиров в пригородном сообщении; микропроцессорным системам и устройствам безопасности, управления и диагностики железнодорожного тягового подвижного состава; системам и средствам технического диагностирования и мониторинга железнодорожной автоматики и телемеханики и объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий; системе связи, сигнализации и обработки данных.

Современные требования и тенденции развития инфраструктуры железнодорожного транспорта нашли свое отражение в семи новых стандартах на брусья железобетонные, предварительно напряженные для стрелочных переводов; освещение наружное объектов железнодорожного транспорта; преобразователи зарядно-подзарядные и устройства бесперебойного питания для железнодорожных тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового железнодорожного электроснабжения; трансформаторы силовые масляные классов напряжения 110 и 220 кВ и автотрансформаторы класса напряжения 27,5 кВ для систем тягового железнодорожного электроснабжения переменного тока; требования устойчивого развития к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта; устройства железнодорожных тяговых подстанций постоянного тока сглаживающие.

Базовые нормативы и требования к железнодорожному подвижному составу в целом установлены в 6 новых стандартах. Из них стоит отдельно отметить ГОСТ Р 70488-2022 «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки ремонтных документов и подготовки ремонта», который распространяется на следующие этапы работ: разработка ремонтной документации; проведение опытного ремонта; проведение испытаний отремонтированного изделия; приемка результатов разработки ремонтной документации и опытного ремонта; освоение серийного ремонта. Также разработан и принят ГОСТ 9238-2022 «Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений», который устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования, методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава, а также методы контроля вписывания железнодорожного подвижного состава в заданные габариты.

Таким образом, общий фонд стандартов, разработанных в рамках ТК 045, на конец 2022 года насчитывал 431 документ, из них 318 (74 %) – межгосударственные стандарты, 113 (26 %) – национальные стандарты РФ (в том числе 7 – предварительные национальные стандарты).

В 2022 году российские специалисты участвовали в разработке международных стандартов ISO в рамках Международного технического комитета по стандартизации ISO/TC 269 Railway applications (железнодорожный транспорт). Эксперты ОПЖТ продолжили совместную с коллегами из других стран работу над международным стандартом ISO/DIS 22163:2021 Railway applications – Railway quality management system – ISO 9001:2015 and specific requirements for application in the railway sector («Железнодорожный транспорт. Система менеджмента качества железных дорог. ISO 9001:2015 и особые требования к применению в железнодорожном секторе»).

Перспективные направления
Перспективная программа работ ТК 045 до 2025 года предусматривает разработку 111 документов по стандартизации, в том числе 79 межгосударственных стандартов, 32 национальных стандарта. В текущем году планируется разработать и довести до принятия 40 стандартов.
ОПЖТ совместно с ТК 045/МТК 524 активно поддерживает темп разработки новых и актуализации действующих стандартов. В ближайшем будущем предстоит сосредоточиться на следующих направлениях:

  • Разработка стандартов для внедрения инноваций на железнодорожном транспорте, в первую очередь для повышения эффективности мероприятий по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;
  • Создание цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией для проектирования, производства, испытаний, сертификации, эксплуатации, ремонта и утилизации железнодорожной техники и ее составных частей;
  • Повышение энергоэффективности и экологической безопасности производства, эксплуатации и утилизации железнодорожной техники и объектов инфраструктуры железных дорог, а также нормирование и определение углеродного следа продукции;
  • Достижение целей устойчивого развития на железнодорожном транспорте при производстве железнодорожной техники, ее составных частей, элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также в смежных отраслях промышленности;
  • Постоянное обновление действующих и разработка новых стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований технических регламентов.