Александр Миронов, БМЗ: «Работа над качеством – это приоритетная задача для нашего предприятия»

27.09.2021
17:37

Директор по развитию производственной системы Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в Трансмашхолдинг) рассказал НП «ОПЖТ» об изменениях на заводе после внедрения технологий бережливого производства

Александр Васильевич, БМЗ уже много лет остается лидером в сфере железнодорожного машиностроения. Расскажите, как исторически менялось производство, что позволяет заводу все это время удерживать лидирующее положение в отрасли?

Нашему предприятию уже почти полтора века, и за это время номенклатура производимых товаров серьезно менялась – от железнодорожных рельс и шпал до судовых дизелей размером с трехэтажный дом, которые выпускались до 2008 года.

Сейчас мы все свое внимание сосредоточили на производстве маневровых и магистральных грузовых тепловозов. При этом история производства маневровых тепловозов на нашем предприятии достаточно серьезная – мы выпускаем их более 60 лет. Выпуск же магистральных тепловозов мы начали осваивать только с начала XXI века. Первый тепловоз был выпущен в 2002 году, а на серьезные серии мы начали выходить во втором десятилетии текущего века.

Нужно отметить, что в начале этого пути и запрос от потребителей, и возможности производства были небольшие – мы выпускали всего до 12 магистральных локомотивов в год. На сегодняшний день мы в спокойном режиме выпускаем в год до 140 тепловозов в двухсекционном исполнении. По маневровым тепловозам ситуация такая же. Соответственно, мы улучшили производственные мощности по выпуску магистральных машин более, чем в 10 раз. Это серьезный рывок вперед.

Что позволило столь радикально увеличить объемы производства?

С 2013 до 2017 года на заводе была проведена серьёзная реорганизация. Предприятие изменилось фактически на 100% - поменялись процессы производства, была пересмотрена вся политика предприятий, производственные и логистические процессы. На сегодняшний день наш завод – это современное европейское производство и по качеству выпускаемой продукции, и по условиям труда, и по выстраиванию бизнес-процессов.

Как устроено производство сейчас и какие именно изменения произошли в производственных процессах с момента реконструкции?

Наш завод состоит из 3 цехов основного производства – маневровых тепловозов, магистральных тепловозов и тележечный цех. Каждый из них выпускает свой конечный продукт и полностью за него отвечает.

Сейчас мы позиционируем себя как сборочное предприятие. Такие производственные переделы, как литье, заготовка, раскрой металла были переданы в субхолдинги-партнёры, либо переведены на аутсорсинг.

Соответственно, мы смогли больше усилий сосредоточить не на изготовлении заготовок, а на контроле поставляемых со стороны узлов и элементов и их установке на конечное изделие, т.е. на тепловоз.
При этом выпуск продукции на одного работника предприятия значительно увеличился – с 2013 года мы почти в 3 раза увеличили производительность труда по маневровым тепловозам.

Достичь такого результата мы смогли в том числе благодаря внедрению производственной системы ТМХ, базирующейся на инструментах бережливого производства. Мы начали с того, что навели порядок на рабочих местах и поняли, что действительно нужно для эффективной работы и в какой последовательности должны быть расположены инструменты и материалы.

Также мы начали применять такой инструмент, как картирование потока создания ценностей – проанализировали всю производственную цепочку целиком с учетом материальных и информационных потоков, потом рабочими группами выстраивали наиболее оптимальные решения.

Было реорганизовано складское хозяйство: теперь складские места организованы в непосредственной близости от производства. Комплектная тара привязана к рабочим местам, и люди изо дня в день могут брать одни и те же детали и понимать, куда их устанавливать. Это минимизирует риски, связанные с потерей, поиском деталей и пересортицей.

Также мы разбили все технологические цепочки на этапы (так называемые сборочные посты), определили, какой объем работ должен быть на них выполнен и какое количество сотрудников должно там работать. Этим мы повысили прозрачность управления производственными процессами.

Есть ли какие-то изменения в части оборудования?

Да. Несмотря на то, что заготовительное производство ушло в субхолдинг, у нас по-прежнему на заводе достаточно много сложного оборудования для изготовления тележки тепловоза. Это очень важный и ответственный участок работы, мы уделяем ему особое внимание. Все самое современное оборудование, в том числе сварочные роботизированные комплексы, которые можно найти на рынке, мы внедряем в первую очередь именно в этом цехе. Использование такого оборудования позволяет нам уйти от человеческого фактора и держать стабильное качество на наиболее сложных и ответственных сварочных швах. Применяем мы и современные обрабатывающие центры, оборудование для формирования колёсных пар, современные молярно-сушильные камеры и конечно же контрольно-измерительные комплексы.

Использование современных механизмов обслуживания данного оборудования минимизирует шансы на ошибку – теперь у оператора станка нет возможности использовать СОЖ, не предназначенные для данного оборудования.

Мы проводим постоянный мониторинг такого оборудования и понимаем, сколько и когда каждый из станков работает, какую продукцию выпускает и сколько мы тратим на это ресурсов.

И в целом мы стараемся сделать прозрачными все процессы, которые у нас происходят на предприятии, измерять их, управлять, контролировать и оптимизировать их.

На этапе финишной сборки мы используем электронные карты последовательности выполнения операций. Они позволяют осуществлять постоянный мониторинг сборочного процесса: в начале смены мастер назначает сотрудников на определенную последовательность действий, а в течение смены операторы по факту выполнения операций отмечают, что выполнено и какие были проблемы при производстве (если они были). Если что-то вдруг идет не по плану, то срабатывает электронная система уведомления, тогда на этот сигнал реагирует служба технической поддержки.

Все возникающие несоответствия мы анализируем и применяем меры, чтобы они у нас больше не повторялись.
Работа над качеством – это приоритетная задача для нашего предприятия. Мы знаем, что мы на рынке не одни, и конкуренция стимулирует нас двигаться вперед, чтобы оставаться верными лозунгу БМЗ – «первый в любом составе».

Мы развиваем все базы – и технологическую, и инструментальную, и управленческую, чтобы в любой момент времени можно было понимать, что происходит на предприятии, в каком статусе или состоянии находится тот или иной продукт, какие у него есть проблемы и что нужно для того, чтобы эти проблемы решить. Вот что происходит и будет происходить в борьбе за высокое качество продукции.

26 сентября - День Машиностроителя. Это большой праздник для работающих в нашей отрасли. Что бы вы пожелали своим коллегам?

В первую очередь хочется пожелать и машиностроителям, и их семьям, да и просто нашим гражданам – здоровья. Сейчас в мире сложная обстановка с COVID-19, нужно не бояться прививок, это основное.
Второе – хочу пожелать коллегам-машиностроителям планомерного развития, чтобы предприятия нашей необъятной Родины могли не только догнать, но и обогнать своих зарубежных конкурентов. Машиностроение – это фундамент современной экономики: практически всё, что нас окружает – это так или иначе продукты машиностроения. Будет сильная промышленность – будут победы и во всех остальных отраслях. Все в конечном итоге упирается в производство.

Ещё раз поздравляю всех с праздников – здоровья, удачи, творческих и профессиональных побед!