АО «Производственное объединение «Бежицкая сталь» – 90 лет!

«Бежицкая сталь» является крупнейшим производителем и поставщиком вагонного литья в России.
Сегодня завод выпускает более трехсот наименований стального литья повышенной надежности и отличного качества. Производственный процесс не ограничивается лишь изготовлением отливок. Взят курс на проведение на предприятии максимально возможного количества технологических операций по механической обработке литья.

Славный путь брянского стальзавода начался в первой трети XX века, на окраине промышленного города Бежица, где местному железнодорожному производству стало тесно в старых цехах. Одной из основных причин строительства мощностей на новой площадке стала невозможность решать возникающие вопросы на существующих производствах. Так было принято решение о создании сталелитейного цеха для завода «Красный профинтерн» на окраине Бежицы и с 1932 года началось масштабное строительство.
Четыре года понадобилось, чтобы пройти путь от первой лопаты до первой плавки металла. Как вспоминали участники тех событий, смена в ночь с 28 на 29 сентября 1935 года затянулась. С напряжением эксплуатационники и строители ожидали выпуска первой плавки. До последнего момента проверялась работа механизмов мартеновских печей, в особенности кранового оборудования, чтобы все прошло без эксцессов.
Снова и снова подручный сталевара брал пробу. Невозмутимым казался лишь сам сталевар — Петр Максимович Гаврилов. Начальник литейного цеха Вонифатьев и начальник плавильного цеха Иванов смотрели в печь сквозь синие стекла, подолгу советуясь друг с другом. И вдруг раздались четыре резких удара по рельсу — это сигнал: приготовиться к выпуску металла. Последние приготовления: осмотр ковша, форм. И... лом легко входит в заделанное выпускное отверстие и открывает дорогу огненному потоку стали, льющейся по желобу в ковш.
Все затихли, жадно, неотрывно рассматривая чудесное зрелище. И только тогда, когда ковш был наполнен доверху, Вонифатьев бросил в него свою фуражку, и громкое «урааа!» пронеслось по цеху. Ковш поплыл к изложницам и налил их до края кипящей жидкой сталью. Долго гремело «ура» под стенами плавильного...
С этого дня на месте некогда росших сосен и елей на окраине Бежицы зашумел фактически новый завод. Официально, с этого момента до 1938 года, новое производство числилось цехом No 1 завода «Красный Профинтерн», хотя уже прижились наименования «фасонолитейная» и «завод».
В 1936 году город Бежица был переименован в честь наркома промышленности Серго Орджоникидзе. Так что недавно открытый цех стал именоваться Орджоникидзеградским. В этом году в нем строили еще две мартеновские печи — № 4 и 5. Перед тем как начать их кладку, был учтен опыт работы трех действующих печей, их конструктивные недостатки, и это позволило внести ряд значительных улучшений.
29 сентября 1936 года главная местная газета «Орджоникидзеградский рабочий» почти весь номер посвятила трудовым итогам первого года завода литых тележек и автосцепки, «строившегося по последнему слову техники, оснащенному новейшими импортными и отечественными машинами». Рабочие молодого производства подхватили и знамя стахановского движения, активно развернувшегося в стране.
В середине января 1937 года на областном совещании руководителей работников промышленности с участием стахановцев обсуждались письмо наркома С. Орджоникидзе и призыв донецких сталеваров, обязавшихся досрочно выполнить план 1937 года и призывавших последовать их трудовому примеру.
В эти годы на большой территории завода продолжалось строительство новых производственных корпусов. Работники осваивали новые сложные, но необходимые специальности и технологические процессы. Росло и количество рабочих. Сталелитейный цех, находившийся на приличном расстоянии от «Красного Профинтерна», активно нуждался в управлении на месте, в самостоятельном планировании и возможности решения ряда вопросов напрямую.
И 10 апреля 1938 года цех стал самостоятельной производственной единицей — Орджоникидзеградским сталелитейным заводом. Врио директора вновь образованного завода назначили М. Володина. Накануне Великой Отечественной войны молодое предприятие давало стране уже 100 тысяч тонн жидкого металла, 14 700 комплектов автосцепки и деталей тележки.
Начавшаяся война разрушила мирный труд стальзавода. В первые дни Великой Отечественной бежицкие сталелитейщики удвоили производительность труда, чтобы дать стране столько стали, «чтобы ее хватило залить кровожадную глотку фашистской гадине», - как говорил Серафим Родионов, возглавлявший в то время завод. Но в тот момент Красная Армия была вынуждена отступать.
Современное, по тем временам заводское оборудование, пришлось демонтировать и перевезти в Нижний Тагил, где в июле 1941 года «Уралвагонзавод» переоборудовали в предприятие по производству танков. Более 25 тысяч Т-34 сошли с его конвейера до конца войны. Большая заслуга в этом принадлежит и бежицким сталелитейщикам.
Гитлеровцы оккупировали Брянск 6 октября 1941 г., Ордженикидзеград был переименован ими в О-град, впрочем, лишенный своего промышленного сердца город представлял для них малый интерес. В города Брянск и Бежица Красная армия вошла 17 сентября 1943 года. Программа ликвидации в кратчайший срок последствий гитлеровской оккупации была выдвинута в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(6) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В соответствии с ним бюро Орловского обкома партии в октябре 1943 года приняло решение о восстановлении заводов «Красный Профинтерн» и сталелитейного.
Завод приходилось строить практически заново. Для заводских служб и подсобных помещений построили временные сооружения. Из восьми каркасов двухэтажных деревянных бараков семь взяли для восстановления здания заводоуправления, проходной, бытовок, газогенераторной станции. Восьмой барак позже отремонтировали и обложили кирпичом, сделали пристройки. В этом здании разместился клуб. Помещения стеклили армированным стеклом, частично уцелевшим на фонарных переплётах крыши второго корпуса, а отапливали железными печурками. Столовая находилась в подвале, здесь же проходили собрания. Работали по 10-11 часов, привычными были субботники и воскресники. Как итог, 25 декабря 1945 года выплавили первые тонны жидкой стали. Высокая честь варить первую сталь была доверена мастерам - старым кадровым рабочим Анохову и Мельникову.
В 1947 году заводской коллектив возглавил опытный инженер-металлург, А. Ф. Аверин. Уже в 1949 году объемы производства на заводе достигли предвоенного уровня. А в 1954 году было освоено производство новых букс для пассажирских и грузовых вагонов, что позволило увеличить скорость, вес и длину поездов. Спустя три году на заводе была установлена линия непрерывной разливки стали, успешное освоение которой явилось началом внедрения передовой технологии.
2 июня 1956 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР произошло объединение Брянска и Бежицы в один город. Впрочем, стальзавод сохранил свое наименование – Бежицкий, подчеркивая тем самым особый статус для жителей. Так с тех пор и повелось, что хоть завод и брянский, но сталь – бежицкая.
В 1956 году заводчане приступили к освоению технологии по выпуску тяжелых тракторов. Однако, решением Правительства СССР, построенные цеха были переданы вновь созданному Брянскому автомобильному заводу, выпускавшему тракторов Т-180.
В 1960 году звание Герой Социалистического труда удостоена стерженщица литейного цеха №1 Мария Андрюхина.
За высокие показатели в труде коллектив завода 7 раз завоевывал Переходящее Красное Знамя РСФСР. В 1962 году выплавка стали выросла почти в 3 раза по сравнению с 1952 годом, а производство стального литья в пять раз. Эти достижения явились результатом внедрения нового оборудования и постоянного совершенствования заводской инфраструктуры.
В 60-е годы завод освоил выпуск задвижек для трубопроводов нефтегазовой промышленности и атомных электростанций, а также выпуск автосцепки по изобретению начальника конструкторского бюро Эдуарда Дзятко. Задвижка с маркой БСЗ отправлялась в десятки стран мира и пользовалась повышенным спросом.
В 1966 году директором завода назначен Евгений Константинович Аверин. Как и его предшественник-однофамилец, он много сделал для технического перевооружения предприятия. Новой вехой в истории стало строительство третьего литейного цеха. С его пуском в эксплуатацию, выросло не только количество литья, но изменилась технология и способы производства. Евгений Константинович Аверин награжден Орденом Ленина.
Освоенные заводом новые марки стали, позволили резко повысить механические свойства, надежность и качество литья, что привело к увеличению скорости тяжеловесных поездов. В семидесятые годы сталевар мартеновского цеха Петр Карзанов удостоен звания - Герой Социалистического труда. За годы пятилеток кавалером орденов Трудовой Славы трех степеней стал модельщик Виктор Логванев. За создание новых узлов автосцепки и новых сталей завод был удостоен 4-х серебряных медалей ВДНХ.
В 1985 году Бежицкий сталелитейный завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 2002 году Бежицкий сталелитейный завод вошел в состав Трансмашхолдинга, что позволило добиться эффективности производственного процесса, увеличения заработной платы, технического перевооружения производства.
В рамках первого этапа модернизации производства в ЛЦ-3 была установлена современная автоматическая формовочная линия «Кюнкель-Вагнер», 3 электропечи ДПС-15 емкостью 15 тонн.
Обновилось и наименование завода. БСЗ превратился в «Бежицкую сталь» и носит новое имя с 2015 года. Сейчас производственный процесс не ограничивается лишь изготовлением отливок. Взят курс на проведение на предприятии максимально возможного количества технологических операций по механической обработке литья, чтобы потребителю оставались лишь финальные действия.

Благодаря инвестиционной программе Трансмашхолдинга на базе брянского предприятия создан Центр компетенции стального литья и его механической обработки. В результате завод стал единым производителем для предприятий холдинга.
Бежицкая сталь начала отливаться в годы первых пятилеток, прошла закалку в горниле Великой Отечественной войны, завоевала свое место в производственном процессе многих вагоностроительных заводов страны и мира. Сегодня «Бежицкая сталь» - это и завод, и бренд, означающий качественное вагонное литье, произведенное в Трансмашхолдинге.

20 мая 2024 года «Бежицкая сталь» вошла в состав Концерна «Тракторные заводы» - крупнейшего интегратора научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении России, члена ОПЖТ.
Предприятия Концерна производят в том числе вагоны для перевозки цемента, зерна и других грузов, платформы для перевозки контейнеров, а также запасные части железнодорожного назначения.

Включение в состав кластера позволит за счет кооперации и повышения контроля над качеством продукции существенно усилить позиции и обеспечить высокую конкурентоспособность Концерна на этом рынке, а также организовать реализацию литых элементов, как самостоятельных товаров.
Организации, входящие в состав Ассоциации, члены Наблюдательного совета и весь коллектив ОПЖТ поздравляет ветеранов, руководителей и сотрудников АО «Производственное объединение «Бежицкая сталь» с юбилеем компании!
Желаем Вам дальнейшего успешного развития, стабильности и внедрения новых инновационных технологий!