День прорыва блокады Ленинграда. Строительство Дороги Победы

18.01.2023
13:54

Сегодня отмечается одна из самых важных дат в истории России – 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Немецко-фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Город подвергался беспрерывным авиационным и артиллерийским ударам. Во время 872 дней блокады сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

К началу блокады в городе находилось недостаточное для длительной осады количество продуктов и топлива. Единственным путем сообщения с Ленинградом оставался маршрут через Ладожское озеро, находившийся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, а также военно-морских сил противника, действовавших на озере. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате этого начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугубленный особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привел к сотням тысяч смертей среди его жителей.

В декабре 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования приступила к разработке плана новой наступательной операции, получившей кодовое название «Искра». Операция проводилась с 12 по 30 января 1943 года. К наступлению привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия. Советская группировка насчитывала 302 800 человек, около 4 900 орудий и минометов, свыше 600 танков и 809 самолетов.

12 января 1943 года после массированной артиллерийской подготовки Красная Армия начала штурм вражеских позиций. Войска Ленинградского фронта от войск Волховского фронта отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа – место кровопролитных боев в 1941-1943 годах, замыкавшее кольцо блокады Ленинграда с суши. Было принято решение «срезать» его, а затем продолжить наступление с целью обеспечения устойчивой связи Ленинграда с остальной частью страны. Для наступления были сформированы ударные группировки, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Немцы оказывали нашим войскам ожесточенное сопротивление и неоднократно переходили в яростные контратаки. 13 и 14 января советское командование ввело в сражение резервы. Красноармейцам удалось частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где шли тяжелейшие бои. Немцы непрерывно подтягивали новые части, которые с ходу вступали в бой, но остановить стремительный порыв советских солдат они уже были не в силах. 18 января части Ленинградского и Волховского фронтов соединились в Рабочих поселках № 5 и № 1, в результате чего блокадное кольцо вокруг Ленинграда было разорвано.

После прорыва блокады в январе 1943 года снабжение города было постепенно нормализовано и уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения военного времени, установленные для других промышленных центров страны. Однако осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до января 1944 года. В январе-феврале 1944 года советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220-280 км от южных рубежей города.

Операция «Искра» стала переломным моментом в битве за Ленинград. Благодаря ей все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. Также был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. 7 февраля 1943 года в Ленинград пришел первый поезд с Большой земли. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года № 20 Ленинград вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой назван городом-героем. Позже Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года город был награжден медалью «Золотая Звезда».

Строительство железных дорог в период блокады Ленинграда

Железнодорожная линия Войбокало – Коса (35 км)

Железнодорожная линия Войбокало – Коса является одной из героических страниц истории Великой Отечественной войны. Это уникальный пример поразительной для столь экстремальной обстановки условий скорости ввода в строй железнодорожной линии в условиях лютых морозов, метелей, заносов и постоянных налетов вражеской авиации. Линия строилась методом проектирования на месте. Строительство 35-километровой железной дороги нечеловеческими усилиями было выполнено за 25 дней. При этом из-за отсутствия песка для балласта подбивка на ряде участков производилась снегом.

10 февраля 1942 года прошел первый поезд от Войбокало до Кобоны с продовольствием для блокадного Ленинграда. В дальнейшем планировалось построить мост от станции Кобона до станции Ладожское Озеро через Ладогу. Строительство было выполнено наполовину, однако после прорыва блокады 18 января 1943 года рабочие были отправлены на строительство линии Поляны-Шлиссельбург (Дорога Победы).

Железнодорожная линия Войбокало – Коса сыграла исключительно важную роль в улучшении снабжения населения Ленинграда и войск Ленинградского фронта продовольствием, топливом, оружием и боеприпасами. Благодаря открывшемуся железнодорожному сообщению норма выдачи хлеба в Ленинграде была увеличена в два раза.

Поляны-Шлиссельбург (33 км)

Шлиссельбургская трасса – «Коридор бессмертия», «Дорога Победы» – временная советская железнодорожная линия, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая для доставки грузов в блокадный Ленинград. Она пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги.

После прорыва блокады появилась возможность прямого соединения Ленинграда с Большой землей. Железная дорога была сооружена за 17 дней силами 9-й и 11-й железнодорожных бригад, Управлением военно-восстановительных работ № 2 (УВВР-2) и специальными формированиями Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС) при участии мирного населения, при этом низководный мост через Неву длиной 1 300 метров сооружен за 13 дней.

Строительство шло суровой зимой под непрерывным артиллерийским обстрелом врага прямой наводкой и под бомбежками. В дальнейшем в столь же непостижимо сжатые сроки были построены высоководный мост через Неву и вторая параллельная линия. Был экстренно решен комплекс сложнейших инженерных проблем строительства железной дороги по снегу, сооружения свайных мостов и обслуживания ушедшей под воду железной дороги во время весеннего паводка. При организации движения для повышения пропускной способности были внедрены «живая блокировка» с ручным управлением сигналом непосредственно на месте нахождения светофора, движение поездов группами в хвост друг другу.

В процессе ремонта и эксплуатации трассы происходили постоянная гибель железнодорожников и военных строителей, потери подвижного состава. Паровозная колонна особого резерва (ОРКП) № 48 потеряла в ходе перевозок по шлиссельбургской линии значительную часть личного состава. После постройки линии продовольственная карточка в блокадном Ленинграде выросла в два-три раза, дорога спасла от голодной смерти сотни тысяч жизней. 10 марта 1944 года после полного прорыва блокады дорога прекратила существовать, место мостов было затоплено Невой.

Железнодорожные войска в период 1941-1945 годов внесли большой вклад в приближение победы. С первых дней военных действий железнодорожники обеспечивали быструю и бесперебойную доставку на фронт войск, боевой техники, вооружения и продовольствия. Вечная слава тем, кто отдал свою жизнь, защищая нашу Родину.