Генеральный директор АО «УВЗ-Транс» Андрей Абакумов специально для НП «ОПЖТ» рассказал о новых разработках «Уралвагонзавода» и о том, как на заводе выстроен контроль качества продукции

20.10.2021
15:42

Уралвагонзавод регулярно выпускает на рынок железнодорожной техники различные новинки. В этом году такими новинками стали вагоны-платформы, автономные рефрижераторные вагоны и крытые вагоны. Расскажите, в чем их инновационность, кто основные заказчики?

В настоящее время АО НПК «Уралвагонзавод» является безусловным лидером по производству грузовых вагонов, в том числе и инновационных полувагонов. Тем не менее, мы развиваем новые продукты и стараемся работать на перспективу. Сегодня организовывается производство сварной тележки модели 18-9999, на которой планируем ставить вновь разрабатываемые вагоны-платформы.

Мы совместно с компанией-партнером ООО «Русреф» разработали и поставили на производство автономный рефрижераторный вагон. Я считаю, что он является одним из самых креативных вагонов на рынке. В нем собраны все передовые научные знания и технологии перевозки и сохранности замороженных грузов.

Также особо стоит отметить рефрижераторный контейнер. Он прошел сертификацию морского и речного регистра судоходства, сейчас эксплуатируется опытная партия. Реагируя на конструктивную критику пользователей, дорабатываем конструкторскую документацию и «шлифуем» технические «шероховатости. Проведенный глубокий анализ этого рынка позволяет нам считать его в высокой степени перспективным.
В конце года мы планируем к запуску новую модель крытого вагона 11-5225-01. Вагон установлен на современную инновационную тележку с улучшенными техническими и эксплуатационными показателями. В настоящее время при перевозке паллет (44 ед.) вагон имеет самые эффективные коммерческие показатели среди аналогов.
Одним словом, мы не стоим на месте.

Как на заводе осуществляется контроль за качеством продукции?

Контроль за качеством продукции осуществляется на всех этапах производства продукции. Это и входной контроль качества материалов и покупных комплектующих изделий, и контроль качества готовой продукции. На предприятии есть своя лаборатория, следящая за соответствием химико-механическим свойствам изготавливаемой продукции. Кроме того, налажен аудит ПКИ (поставщиков комплектующих изделий). В целом на предприятии работают более 1000 контролеров, которые болеют за свой труд, за поддержание и выпуск продукции с высоким качеством. Стоит отметить, что это самая большая служба среди аналогичных производств, поэтому есть результат: процент выявленной продукции хоть с какими-то отклонениями имеет устойчивую тенденцию к снижению. Уралвагонзавод – лидер среди всех вагоностроительных заводов по итогам восьми месяцев 2021 года.

Стоит отметить, что одно из наших новых направлений компании АО «УВЗ-Транс», которую я возглавляю, – это сервисное обслуживание, контроль и проверка качества ремонта вагонов, производства Уралвагонзавода. В случае нарушения ремонтным предприятием требований Положения об авторизации, АО «УВЗ-Транс» вправе инициировать приостановку действия, а в отдельных случаях и отзыв Свидетельства о подтверждении проведения авторизации, а также направить вагоны на повторный деповской ремонт.

В этой работе нас поддерживает ОАО «РЖД». Общество как владелец инфраструктуры видит в нас эффективный инструмент контроля технического состояния парка, яркого игрока, который способствует повышении перевозочного процесса снижая уровень аварийности и ТОР.

Как УВЗ решает кадровые вопросы, ведь для разработки инновационных решений нужна мощная команда инженеров? Есть ли на заводе собственные программы подготовки кадров?

На УВЗ действует повсеместная практика регистрации работодателя и официального поиска специалистов через крупнейший сайт HeadHunter (hh.ru). Мониторинг средней заработной платы по отрасли проводится через сайт Zarplata.ru.

Помимо этого предприятие принимает участие в развитии мотивации к инженерному творчеству, куда входят вовлечение инженерного состава в конкурсные программы, требующие демонстрации профессионального мастерства, на уровне ГО, ХК, ИС с широким освещением результатов во внешней среде и по внутренним коммуникационным каналам; применение технологий мозгового штурма (отработана технология создания концепции новой модели вагона с применением технологий мозгового штурма), что развивает коллективную ответственность за результат, укрепляет мотивацию на конечный результат; формирование и реализация программы тематических семинаров (круглых столов) по ключевым функциональным направлениям конструкторской деятельности; утверждено и реализуется Положение по кадровому резерву с применением вертикальных и горизонтальных ротаций, что обеспечивает профессиональный и карьерный рост внутри предприятия; внедрено и эффективно функционирует Положение о наставничестве.

На УВЗ используются технологии пролонгированного рекрутмента, например, сформирована система экскурсий для учеников старших классов городских школ и профессиональных студенческих групп ВУЗов (г. Екатеринбург, г. Нижний Тагил), используется возможность портала «День без турникетов». Организованы выездные лекции ведущих инженеров предприятия в крупнейшие вузы Урала (в УрГУПС (кафедра Вагоны) (г. Екатеринбург), УрФУ (кафедра Технологий машиностроения) (г. Нижний Тагил). Применяется практика руководства дипломными проектами студентов профильных специальностей и предоставления им мест для производственной и преддипломной практики.

Как вы видите развитие железнодорожного направления на вашем предприятии в ближайшие 5 лет, какие направления считаете наиболее перспективными?

Главное, мы уверены, что бренд «Уралвагонзавод» — это надолго, а не только на 5 лет вперед.
Конечно, исходя из исторического прошлого мы и дальше нацелены организовать своё производство на выпуск ключевого изделия для нескольких якорных заказчиков.

Вместе с тем, по нашему мнению, сейчас успех за теми, кто может организовать мелкосерийное производство уникальных вагонов под конкретные требования конкретного заказчика. Современное производство должно быть гибким, иметь возможность производить широкую модельную линейку для удовлетворения максимального числа заказчиков.