Именные серии локомотивов

10.12.2024
17:32

Специально для ОПЖТ председатель ВОЛЖД Алексей Борисович Вульфов подготовил материал об истории возникновения именных серий паровозов.

История присвоения серий локомотивам по именам тех или иных людей по-своему уникальна. Тем, что в европейских странах мы таких примеров не найдем (если они все-таки есть – любопытно было бы узнать о них). По сведениям исследователя истории железных дорог И.С.Скворцова, «именные серии паровозов были в Британии. В 20 веке, например, «Lord Nelson», «King Arthur», «George V», «Claughton», причем последний был управляющим частной железной дорогой, т.е. личностью довольно непримечательной». Но и у англичан это скорее прозвища, потому что каждый локомотив имеет при этом серию в буквенном и цифровом обозначении (происхождение прозвищ во многом благодаря инициативе рекламных агентств).

Присваивать локомотивам серию по фамилиям и именам людей - это российская, а затем советская традиция. Нужно уточнить: речь идет только о серии, а не о прозвище или официальном собственном имени локомотива. Локомотивов с официальными и неофициальными прозвищами было много, и ничего необычного в этом нет с самых первых дней существования железных дорог: например, имена локомотивов Царскосельской «Лев», «Слон», «Орел» и проч. присваивались по уже существовавшей британской традиции, начавшейся еще с первых паровозов Тревитика и Стефенсона, по аналогии с именами кораблей (паровозы поступали из Англии и Бельгии). Однако это не было серийное, в современном понимании этого слова, обозначение локомотива, а только собственное имя, имеющее отвлеченный от техники смысловой характер. К тому же это не было упоминание какого-то конкретного человека.

Надо сказать, что в период «железнодорожной горячки» 1860-70-х гг. называть паровозы именами было явлением обычным. «Кислаковский», «Гартман», «С.Поляков» и прочие имена железнодорожных деятелей наносились на паровоз разными способами: на тендере, на котле на особой табличке, на обводах над колесами и т.д. – но, опять-таки, это не была серия локомотива, а только его собственное имя.

Тем не менее, в России желание увековечить чье-то имя в серии локомотива оказалось сильнее, чем в Европе. Многие думают, что эта традиция началась в 1930-х годах, но это не так. Уже среди первых русских локомотивов присутствует паровоз, получивший серию Д по фамилии инженера Докучаева. Затем в истории русского паровозостроения известно по крайней мере три примера использования первой буквы фамилии в серии локомотива. При осуществлении реформы номенклатуры паровозов Ю.В. Ломоносовым в 1912 году это были паровозы серии Щ, названные по первой букве фамилии товарища министра путей сообщения, «отца русского паровозостроения» инженера Н.Л. Щукина, серии Л, названные по первой букве фамилии конструктора В.И. Лопушинского, и серии Ел, индекс которой означает, опять же по инициативе Ю.В. Ломоносова, фамилию Липец – то есть инженер-механика А.И. Липеца, который успешно занимался усовершенствованием американских паровозов семейства Е.

Сам Ю.В. Ломоносов предназначил в русском алфавите для своих локомотивов серию Ю (его тепловоз назывался Юэл1), а бельгийский пассажирский паровоз типа 1-5-0, работавший в России, он обозначил серией Ф в честь инженера Ж. Фламма. Сразу после революции эта традиция не замедлила продолжиться: в 1924 году первый отечественный тепловоз Щэл1 был вначале назван ЯГ №1 – Яков Гаккель - по имени автора проекта (хотя значительную часть работ по проектированию тепловоза выполнял инженер А.С. Раевский, но это уже другая область истории).

Однако это были фамилии инженеров, то есть людей, причастных к созданию техники, каждый из которых воплощал в ее развитии определенное направление, а не политиков. Царское правительство, а в первые годы советской власти и большевистское не додумались обозначать локомотивы именами верховных вождей, дальше инженеров фантазия не развивалась. Надо отметить, что инженеры, в отличие от политиков, имеют по крайней мере моральное право присутствовать в обозначении локомотива.

И вот при постройке в 1931 году на Луганском заводе первого паровоза типа 1-5-1, только что спроектированного в условиях «шараги» группой конструкторов Центрального локомотивопроектного бюро в Коломне, рабочие завода выдвинули предложение назвать локомотив именем «железного наркома» Ф.Э. Дзержинского (во всяком случае, официально это сделали рабочие, но паровоз проектировался под патронажем ОГПУ, поэтому авторы идеи могли быть оттуда). Так родилась знаменитая серия ФД. Следом в 1930-х гг. появились паровозы СО («Серго Орджоникидзе») и ИС («Иосиф Сталин»), электровоз ВЛ19 («Владимир Ленин») и тепловоз ВМ20 («Вячеслав Молотов»). Есть даже уникальная машина, которая в буквах серии воплощает целое сообщество руководящих людей – электровоз ПБ («Политбюро»).

Обозначение серий локомотивов именами политических деятелей превращалось в мощнейшее пропагандистское средство, представляло эти имена обществу незыблемыми, несокрушимо авторитетными. Это была своего рода находка в режиссуре управления людьми! Ведь любой локомотив всегда в эпицентре жизни страны, его видят и на нем работают миллионы людей, порой целые поколения. Проносящаяся вдоль перрона под могучие гудки железная надпись на передке паровоза «Феликс Дзержинский» или «Иосиф Сталин» воздействовала на умы не слабее, чем весь агитпроп вместе взятый. Отметим, что в момент присвоения серий указанные люди здравствовали, то есть увековечивались при жизни, но совершенно этому не противились (в отличие от конструктора А.С. Раевского, отличавшегося выдающейся скромностью – его имя и фамилия ни в одном локомотиве не воплощены).

Тут получался некий курьез: так как ФД или ИС, или СО, или ВМ – это именно серии локомотивов, номенклатурные их обозначения, воплощающие определенные технические параметры, то приходилось наряду с серией употреблять или индекс, или располагать какие-то уточняющие цифры, например: ИС20, СОн17 и т.п. В результате получался Иосиф Сталин с нагрузкой на ось 20 тонн (а потом и вовсе он превратился в Феликса Дзержинского пассажирского), Серго Орджоникидзе оказывался нефтяным или с тендером-конденсатором… Если вдуматься, то всё это – ведь аббревиатура имен собственных располагалась не в кавычках - выглядит, на наш взгляд, достаточно комично. Но во всяком случае свою идеологическую задачу это начинание решало стопроцентно.

После Великой Отечественной войны (за исключением присвоения специальным постановлением Совета министров СССР в 1947 году первой буквы фамилии конструктора Л.С. Лебедянского известным паровозам серии Л, первоначально обозначенным как П - «Победа») обозначение локомотивов именами крупнейших политических фигур прекратилось, опять вернулись к нормальным наименованиям серий по техническим характеристикам или по заводу-создателю (ТЭ – тепловоз с электрической передачей, П36 – паровоз 36 проекта Коломенского завода, УУ – Улан-Удэнского завода и т.п.). Локомотивы, постройка которых продолжалась с довоенного периода, сохраняли названия серий по именам и фамилиям людей (ВЛ22м, СО). Любопытно, что, когда в 1945 году появился советский паровоз серии Л типа 1-5-0, обозначение его серии стало дублироваться с еще работавшими тогда паровозами серии Л типа 2-3-1 «Пасифик» конструктора В.И. Лопушинского, которые во избежание путаницы пришлось переименовать в серию Лп (Лопушинский путиловский). Несмотря на то, что В.И. Лопушинский вернулся на историческую родину в Польшу (покинул Россию в 1920 году), это не помешало сохранению его имени и, кстати, старого названия завода в серии локомотива. Возможно, власти просто упустили этот малозаметный политический момент.

Однако в 1962 году вновь вернулись к обозначению серии локомотива именем физического лица. Им опять стал Владимир Ленин. Сегодня электровозы ВЛ – одни из самых распространенных на сети среди локомотивов. Отказались от употребления аббревиатуры ВЛ только в 1999 году, когда электровозы ВЛ65 передали эстафету новой серии ЭП1, ставшей развитием ВЛ65, чтобы избежать упоминания опального вождя большевиков в эпоху «декоммунизации названий». А тогда, в 1962 году, причиной тому стал мятеж рабочих Новочеркасского электровозоремонтного завода (знаменитый НЭВЗ), жестоко подавленный советской властью. В это время завод строил электровозы Н6О – Новочеркасский шестиосный однофазный. Нормальное обозначение. Но чтобы уничтожить самое упоминание Новочеркасска, власть распорядилась сменить обозначения локомотивов, для чего лучше идеологического ВЛ ничего не нашлось. Сегодня без этой аббревиатуры представить себе отечественный электровоз просто невозможно, однако в XXI веке появились электровозы с неброскими, чисто техническими обозначениями серии (ЭП2К, 2ЭС5К и проч.).

Однако традиция использования имен собственных в сериях локомотивов все-таки нашла продолжение и в нынешнем столетии. Примером тому может служить тепловоз ТЭП70БС – модификация замечательного пассажирского тепловоза Коломенского завода серии ТЭП70, выпущенная в 2002 году. Буквы БС означают – Борис Саламбеков. Это видный деятель отечественного железнодорожного транспорта, в годы Великой Отечественной войны – начальник Октябрьской магистрали в самый тяжелый для нее период. Что же – упоминанию таких имен можно только радоваться, это имеет патриотический смысл, историческое наполнение и при этом сохраняет обозначение типа локомотива (тепловоз с электропередачей пассажирский).

В принципе, любое обозначение локомотива именем собственным, какое бы оно ни было, всегда имеет мемориальный характер.