«ИНЖЕНЕРЫ СОЗДАЮТ БУДУЩЕЕ, А МЫ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ИНЖЕНЕРОВ!»
МЕЖВУЗОВСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ
Продолжая серию публикаций, посвященных Дню машиностроителя, ОПЖТ сегодня передает слово Директору НОЦ «Формула-Студент», д.т.н., профессору кафедры «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрию Онищенко, который уделит внимание важной теме подготовки высококвалифицированных кадров.

В настоящее время лидеры общественного мнения, предприниматели и ученые понимают, что подготовка высококвалифицированных, свободомыслящих кадров является залогом успешного развития нашей страны и необходимым условием для формирования образа будущего.
Существует много позитивных примеров соответствующей активности в направлении создания профильных школ, ранней профориентации молодежи, создания молодежных инженерных центров для школьников и студентов, идет переход на методы проектного образования в ведущих технических вузах. Очевидно, что для повышения эффективности данной деятельности необходима системная синхронизация данной деятельности, которая может быть построена по следующим сценариям:
КООПЕРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Очевидно, что именно сейчас наступил наиболее оптимальный момент, чтобы МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно со своими индустриальными партнерами взяли на себя функцию по обеспечению инженерной и научной кооперации между другими вузами, отраслевыми научными центрами и ведущими промышленными предприятиями нашей страны и за рубежом.

В этой связи МГТУ им Н.Э. Баумана провел и продолжает проводить системную работу в рамках межвузовского сотрудничества, обеспечения трансфера лучших образовательных программ и вовлечения студентов в проектное образование по направлению инициативных молодежных инженерных проектов.
В декабре 2019 года по инициативе РГ НТС ВПК и Совета старейшин отрасли поршневого двигателестроения было принято решение о создании Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации (МСИТК). Межвузовская корпорация обеспечит трансфер знаний и образовательных технологий между ВУЗами, студентами и преподавательско-профессорским составом. На базе корпорации будет организована подготовка студентов к работе с цифровыми двойниками проектируемых объектов в рамках программы развития цифровой экономики в России. Такая структура будет отличной площадкой по подготовке кадров для автомобильнойрезультаты уимблдона 2023 отрасли нашей страны, а также для отраслей авиа-, судо-, (ж/д) двигателестроения. Участники смогут иметь доступ к единой цифровой базе знаний, обмениваться опытом не только среди КБ университета, но и со студентами других ВУЗов и отраслевым советом старейшин. Корпорация станет отличным стимулятором улучшения практических навыков учащихся, и, как следствие, повышения квалификаций выпускников. Компании-производители смогут получить новые рынки сбыта продукции, повышение окупаемости, подготовленных сотрудников, основательно разбирающихся в сфере своей деятельности.

На сегодняшний день участниками Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации являются (https://мситк.рф/):
- МГТУ им. Н.Э. Баумана
- Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В.Г. Шухова
- Воронежский государственный технический университет (Воронежский Опорный Университет)
- Донской государственный технический университет (ДГТУ)
- Курганский государственный университет (КГУ)
- Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова
- Московский Политех
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбГПУ Политех)
- Тольяттинский государственный университет (ТГУ)
- Томский государственный университет
- Тульский государственный университет
- Югорский государственный университет (ЮГУ)
- Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ)
- Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И.Платова
- Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ)
- Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
- Севастопольский государственный университет (СевГУ)
- Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ)
- Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
- Донецкий национальный технический университет (ДОННТУ)
- Луганский государственный университет имени Владимира Даля (ЛГУ им.В.Даля)
- Воронежский государственный лесо-технический университет
- Вятский государственный университет (ВятГУ)
- Вятский государственный агротехнологический университет
- Белорусский национальный технический университет (БНТУ)
В настоящее время пилотным проектом в развитии автомобильной МСИТК является межвузовский проект «Родстер Крым» (https://родстеркрым.рф/), разработанный и построенный Конструкторским бюро молодежи (МГТУ им. Н.Э. Баумана) с использованием компонентной базы платформы ГАММА (ПАО АВТОВАЗ). В ходе официальных дорожных испытаний второго прототипа осенью 2019 года команда проекта посетила несколько технических ВУЗов нашей страны. Студентам и преподавателям университетов был представлен проект «Родстер Крым» и идея Межвузовской корпорации, а также выдвинуто предложение стать ее участником. КБМ передаёт конструкторскую документацию и несущую систему третьего прототипа каждому ВУЗу-участнику корпорации.

На данный момент изготовлена партия из 17 несущих систем, 15 из которых уже переданы российским университетам. Сами студенты получат не только рост компетенций, но и шанс к самореализации и приобщению к процессу проектирования объекта, которым потом сами смогут владеть. Такой подход позволит существенно повысить компетенции учащихся, реализовать инженерный потенциал путем участия в разработке наиболее интересного для молодежи объекта – бюджетного спортивного автомобиля. Предложенные студентами инженерные идеи могут быть внедрены в серийный автомобиль.
Еще одним направлением развития автомобильной МСИТК является межвузовский проект по созданию полноприводного автомобиля с повышенными внедорожными качествами в рамках развития совместного проекта Военно-промышленной компании и МГТУ им. Н.Э. Баумана «Стрела КБМ ВПК». В 2021 году в рамках данного проекта в инициативном порядке был разработан и построен ходовой макет с использованием компонентной базы от платформы автомобиля Газель NN (Группа ГАЗ). В ходе проведения испытаний прототипа ходового макета, в том числе и с привлечением независимых экспертов, автомобильных журналистов и блогеров, были получены позитивные отклики и массовые пожелания о необходимости организации производства подобного автомобиля в нашей стране.
Реализация вышеуказанных проектов позволит добиться следующих эффектов:
Эффекты для ПАО АВТОВАЗ, Группы ГАЗ и других индустриальных партнеров:
- участие в корректировке учебных программ и подготовке кадров на стадии обучения в вузе;
- создание индивидуальной траектории для студента – будущего сотрудника предприятия;
- доступ к передовым технологиям, идеям и исследовательскому оборудованию;
- совместная разработка перспективной продукции.
- создание ярмарки конструкторских и технологических идей в рамках соответствующих технических заданий.
Эффекты для ВУЗов:
- повышение эффективности подготовки кадров и компетенций выпускников;
- реклама университета;
- усиление связей с предприятиями реального сектора;
- эффективная модернизация учебных программ с учетом актуальных требований промышленности.
Эффекты для студентов:
- повышение уровня компетенций;
- опыт работы в команде в рамках реального проекта;
- проектирование индивидуальной траектории развития на младших курсах;
- опыт взаимодействия с профессиональными инженерами и технологами.
МАШИНОСТРОЕНИЮ НУЖЕН ОСОБЫЙ МАРКЕТИНГ
МСИТК может иметь взаимодействие с отраслевыми структурами различных корпораций и производственных объединений, например, государственного Ростеха, и других частных компаний и корпораций по теме студенческой кооперации, коллективной подготовки. Тема конверсии по-прежнему актуальна для всех предприятий ОПК. Если взять оборонную тематику, то у неё очень специфичный маркетинг, так как он больше связан с техническими возможностями изделия, чем с его дизайном, совершенством, удобством. А переход на гражданскую продукцию требует очень чуткого внимания к новинкам, к трендам, к дизайну. И если мы запускаем такую студенческую кооперацию, где в том числе должны применяться дизайнерские решения изделий и чутьё на моду, на тренды, то таким образом через МСИТК формируется новый класс инженеров, которые работают в сфере гражданской продукции с современным дизайном, выращивают у себя чуткое отношение к современным трендам – к технологической моде. В рамках МСИТК формируются даже не единичные специалисты, а сообщество маркетинго-ориентированных инженеров, которые придя на оборонные предприятия смогут составить костяк тех, кто будет способен отвечать за создание и выпуск современной модной гражданской продукции, тем самым обеспечат эффективную реализацию направления конверсии и выход на рынки не оборонного назначения, а на потребительско-модные. В настоящее время в системе оборонных предприятий таких людей мало, то есть подготовка отечественных дизайн-ориентированных инженеров актуальнейшая задача.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Разумным решением будет организовать серии инженерных соревнований (кейсов) – автомобильных гонок (есть хороший задел и договоренности с РАФ), авиационных, водных, соревнований сельхозтехники, роботизированных комплексов и т.п. Существуют уже предварительные договорённости с РАФ и нашими автодромами о возможности реализации данного проекта. Данные инженерные соревнования будут являться примером эффективной российской истории молодежного инженерного успеха, который может вовлекать в эти соревнования и другие страны, по примеру вовлечения Министерством обороны в танковый биатлон команды других стран. МСИТК и могут создавать соревнования с приглашением представителей других стран – БРИКС. ЕАЭС и т.п., все страны, которые готовы быть с нами в рамках инженерной молодежной кооперации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНЖЕНЕРНО-СТУДЕНЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Дальнейшая работа по развитию студенческих объединений может быть ознаменована тем, что МСИТК шагнет за пределы страны и будет способен строить такие студенческие инженерно-производственные кооперативы с любыми дружескими странами, запуская у них производство своих аутентичных автомобилей, катеров, объектов малой авиации. И это будет формировать престиж тех стран, где нет своей инженерной школы, а за счет российской кооперации, обмена студентами они смогут создавать изделия, о которых и не мечтали. Например, саудиты смогут сделать свой автомобиль, вьетнамцы – свой катер. Инженерные изделия высокого класса, на создание которых у них нет компетенций, а с помощью студенческой кооперации страны смогут выпускать свои изделия и формировать свой национальный престиж. Выстраивается такая своеобразная молодёжная инженерная дипломатия. А за этим можем последовать и другое техническое сотрудничество, и другие варианты взаимодействия на уровне политики и руководства стран.

Таким образом, с 2019 года проведена большая работа по объединению студенческих инженерных сообществ в рамках общих интересных для молодежи инженерных проектов. Данный интерес подтверждается фактом инициативы представителей вузов иностранных государство вступить в данный проект, что прямо подтверждает практические реальные шаги, направленные на развитие национальных систем высшего образования и машиностроительного комплекса в целом.
В преддверии Дня машиностроителя желаем всем продуктивной работы, успехов, широких перспектив, благополучия, высоких достижений и постоянного движения вперед!