«ИНЖЕНЕРЫ СОЗДАЮТ БУДУЩЕЕ, А МЫ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ ИНЖЕНЕРОВ!»

20.09.2023
11:16

МЕЖВУЗОВСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ

Продолжая серию публикаций, посвященных Дню машиностроителя, ОПЖТ сегодня передает слово Директору НОЦ «Формула-Студент», д.т.н., профессору кафедры «Комбинированные двигатели и альтернативные энергоустановки» МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрию Онищенко, который уделит внимание важной теме подготовки высококвалифицированных кадров.

В настоящее время лидеры общественного мнения, предприниматели и ученые понимают, что подготовка высококвалифицированных, свободомыслящих кадров является залогом успешного развития нашей страны и необходимым условием для формирования образа будущего.

Существует много позитивных примеров соответствующей активности в направлении создания профильных школ, ранней профориентации молодежи, создания молодежных инженерных центров для школьников и студентов, идет переход на методы проектного образования в ведущих технических вузах. Очевидно, что для повышения эффективности данной деятельности необходима системная синхронизация данной деятельности, которая может быть построена по следующим сценариям:

КООПЕРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Очевидно, что именно сейчас наступил наиболее оптимальный момент, чтобы МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно со своими индустриальными партнерами взяли на себя функцию по обеспечению инженерной и научной кооперации между другими вузами, отраслевыми научными центрами и ведущими промышленными предприятиями нашей страны и за рубежом.

В этой связи МГТУ им Н.Э. Баумана провел и продолжает проводить системную работу в рамках межвузовского сотрудничества, обеспечения трансфера лучших образовательных программ и вовлечения студентов в проектное образование по направлению инициативных молодежных инженерных проектов.

В декабре 2019 года по инициативе РГ НТС ВПК и Совета старейшин отрасли поршневого двигателестроения было принято решение о создании Межвузовской молодежной инженерно-технологической корпорации (МСИТК). Межвузовская корпорация обеспечит трансфер знаний и образовательных технологий между ВУЗами, студентами и преподавательско-профессорским составом. На базе корпорации будет организована подготовка студентов к работе с цифровыми двойниками проектируемых объектов в рамках программы развития цифровой экономики в России. Такая структура будет отличной площадкой по подготовке кадров для автомобильнойрезультаты уимблдона 2023 отрасли нашей страны, а также для отраслей авиа-, судо-, (ж/д) двигателестроения. Участники смогут иметь доступ к единой цифровой базе знаний, обмениваться опытом не только среди КБ университета, но и со студентами других ВУЗов и отраслевым советом старейшин. Корпорация станет отличным стимулятором улучшения практических навыков учащихся, и, как следствие, повышения квалификаций выпускников. Компании-производители смогут получить новые рынки сбыта продукции, повышение окупаемости, подготовленных сотрудников, основательно разбирающихся в сфере своей деятельности.

На сегодняшний день участниками Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации являются (https://мситк.рф/):

  1. МГТУ им. Н.Э. Баумана
  2. Белгородский государственный технологический университет (БГТУ) им. В.Г. Шухова
  3. Воронежский государственный технический университет (Воронежский Опорный Университет)
  4. Донской государственный технический университет (ДГТУ)
  5. Курганский государственный университет (КГУ)
  6. Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова
  7. Московский Политех
  8. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ)
  9. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбГПУ Политех)
  10. Тольяттинский государственный университет (ТГУ)
  11. Томский государственный университет
  12. Тульский государственный университет
  13. Югорский государственный университет (ЮГУ)
  14. Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ)
  15. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И.Платова
  16. Ярославский государственный технический университет (ЯГТУ)
  17. Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
  18. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
  19. Севастопольский государственный университет (СевГУ)
  20. Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ)
  21. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
  22. Донецкий национальный технический университет (ДОННТУ)
  23. Луганский государственный университет имени Владимира Даля (ЛГУ им.В.Даля)
  24. Воронежский государственный лесо-технический университет
  25. Вятский государственный университет (ВятГУ)
  26. Вятский государственный агротехнологический университет
  27. Белорусский национальный технический университет (БНТУ)

В настоящее время пилотным проектом в развитии автомобильной МСИТК является межвузовский проект «Родстер Крым» (https://родстеркрым.рф/), разработанный и построенный Конструкторским бюро молодежи (МГТУ им. Н.Э. Баумана) с использованием компонентной базы платформы ГАММА (ПАО АВТОВАЗ). В ходе официальных дорожных испытаний второго прототипа осенью 2019 года команда проекта посетила несколько технических ВУЗов нашей страны. Студентам и преподавателям университетов был представлен проект «Родстер Крым» и идея Межвузовской корпорации, а также выдвинуто предложение стать ее участником. КБМ передаёт конструкторскую документацию и несущую систему третьего прототипа каждому ВУЗу-участнику корпорации.

На данный момент изготовлена партия из 17 несущих систем, 15 из которых уже переданы российским университетам. Сами студенты получат не только рост компетенций, но и шанс к самореализации и приобщению к процессу проектирования объекта, которым потом сами смогут владеть. Такой подход позволит существенно повысить компетенции учащихся, реализовать инженерный потенциал путем участия в разработке наиболее интересного для молодежи объекта – бюджетного спортивного автомобиля. Предложенные студентами инженерные идеи могут быть внедрены в серийный автомобиль.

Еще одним направлением развития автомобильной МСИТК является межвузовский проект по созданию полноприводного автомобиля с повышенными внедорожными качествами в рамках развития совместного проекта Военно-промышленной компании и МГТУ им. Н.Э. Баумана «Стрела КБМ ВПК». В 2021 году в рамках данного проекта в инициативном порядке был разработан и построен ходовой макет с использованием компонентной базы от платформы автомобиля Газель NN (Группа ГАЗ). В ходе проведения испытаний прототипа ходового макета, в том числе и с привлечением независимых экспертов, автомобильных журналистов и блогеров, были получены позитивные отклики и массовые пожелания о необходимости организации производства подобного автомобиля в нашей стране.

Реализация вышеуказанных проектов позволит добиться следующих эффектов:

Эффекты для ПАО АВТОВАЗ, Группы ГАЗ и других индустриальных партнеров:

  • участие в корректировке учебных программ и подготовке кадров на стадии обучения в вузе;
  • создание индивидуальной траектории для студента – будущего сотрудника предприятия;
  • доступ к передовым технологиям, идеям и исследовательскому оборудованию;
  • совместная разработка перспективной продукции.
  • создание ярмарки конструкторских и технологических идей в рамках соответствующих технических заданий.

Эффекты для ВУЗов:

  • повышение эффективности подготовки кадров и компетенций выпускников;
  • реклама университета;
  • усиление связей с предприятиями реального сектора;
  • эффективная модернизация учебных программ с учетом актуальных требований промышленности.

Эффекты для студентов:

  • повышение уровня компетенций;
  • опыт работы в команде в рамках реального проекта;
  • проектирование индивидуальной траектории развития на младших курсах;
  • опыт взаимодействия с профессиональными инженерами и технологами.

МАШИНОСТРОЕНИЮ НУЖЕН ОСОБЫЙ МАРКЕТИНГ
МСИТК может иметь взаимодействие с отраслевыми структурами различных корпораций и производственных объединений, например, государственного Ростеха, и других частных компаний и корпораций по теме студенческой кооперации, коллективной подготовки. Тема конверсии по-прежнему актуальна для всех предприятий ОПК. Если взять оборонную тематику, то у неё очень специфичный маркетинг, так как он больше связан с техническими возможностями изделия, чем с его дизайном, совершенством, удобством. А переход на гражданскую продукцию требует очень чуткого внимания к новинкам, к трендам, к дизайну. И если мы запускаем такую студенческую кооперацию, где в том числе должны применяться дизайнерские решения изделий и чутьё на моду, на тренды, то таким образом через МСИТК формируется новый класс инженеров, которые работают в сфере гражданской продукции с современным дизайном, выращивают у себя чуткое отношение к современным трендам – к технологической моде. В рамках МСИТК формируются даже не единичные специалисты, а сообщество маркетинго-ориентированных инженеров, которые придя на оборонные предприятия смогут составить костяк тех, кто будет способен отвечать за создание и выпуск современной модной гражданской продукции, тем самым обеспечат эффективную реализацию направления конверсии и выход на рынки не оборонного назначения, а на потребительско-модные. В настоящее время в системе оборонных предприятий таких людей мало, то есть подготовка отечественных дизайн-ориентированных инженеров актуальнейшая задача.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Разумным решением будет организовать серии инженерных соревнований (кейсов) – автомобильных гонок (есть хороший задел и договоренности с РАФ), авиационных, водных, соревнований сельхозтехники, роботизированных комплексов и т.п. Существуют уже предварительные договорённости с РАФ и нашими автодромами о возможности реализации данного проекта. Данные инженерные соревнования будут являться примером эффективной российской истории молодежного инженерного успеха, который может вовлекать в эти соревнования и другие страны, по примеру вовлечения Министерством обороны в танковый биатлон команды других стран. МСИТК и могут создавать соревнования с приглашением представителей других стран – БРИКС. ЕАЭС и т.п., все страны, которые готовы быть с нами в рамках инженерной молодежной кооперации.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНЖЕНЕРНО-СТУДЕНЧЕСКАЯ КООПЕРАЦИЯ
Дальнейшая работа по развитию студенческих объединений может быть ознаменована тем, что МСИТК шагнет за пределы страны и будет способен строить такие студенческие инженерно-производственные кооперативы с любыми дружескими странами, запуская у них производство своих аутентичных автомобилей, катеров, объектов малой авиации. И это будет формировать престиж тех стран, где нет своей инженерной школы, а за счет российской кооперации, обмена студентами они смогут создавать изделия, о которых и не мечтали. Например, саудиты смогут сделать свой автомобиль, вьетнамцы – свой катер. Инженерные изделия высокого класса, на создание которых у них нет компетенций, а с помощью студенческой кооперации страны смогут выпускать свои изделия и формировать свой национальный престиж. Выстраивается такая своеобразная молодёжная инженерная дипломатия. А за этим можем последовать и другое техническое сотрудничество, и другие варианты взаимодействия на уровне политики и руководства стран.

Таким образом, с 2019 года проведена большая работа по объединению студенческих инженерных сообществ в рамках общих интересных для молодежи инженерных проектов. Данный интерес подтверждается фактом инициативы представителей вузов иностранных государство вступить в данный проект, что прямо подтверждает практические реальные шаги, направленные на развитие национальных систем высшего образования и машиностроительного комплекса в целом.

В преддверии Дня машиностроителя желаем всем продуктивной работы, успехов, широких перспектив, благополучия, высоких достижений и постоянного движения вперед!