Итоги ежегодного заседания ТК045 «Железнодорожный транспорт»

17.02.2022
19:08

17 февраля 2022 г. состоялось заседание технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» под председательством президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича. В мероприятии приняли участие более 100 специалистов, в т.ч. представители органов исполнительной власти, предприятий ж/д отрасли и научных организаций.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев отметил, что ТК 045 является одним из лидеров стандартизации, в т.ч. в области межгосударственной и международной работы. Он подчеркнул, что стандарты в области железнодорожного транспорта должны стать основой для разработки SMART-стандартов в России.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин акцентировал внимание участников на том, что ТК 045 является ключевой площадкой для всей железнодорожной отрасли, а также назвал крайне важным направлением разработку стандартов для цифровизации железнодорожного транспорта.

Заместитель генерального директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский институт стандартизации» Алексей Иванов обратил внимание присутствовавших на развитую структуру ТК 045, включающую в себя 21 подкомитет, позволяющую эффективно работать по всем важным направлениям железнодорожного транспорта и машиностроения.

Заместитель Сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов рассказал о работе Комитета в области стандартизации. Он, в частности, доложил о совместной работе с НП «ОПЖТ» по разработке предложений по корректировке положений ТР ЕАЭС в части установления назначенного срока службы на весь спектр составных частей железнодорожного подвижного состава.

Председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции ТПП РФ Сергей Пугачев назвал сотрудничество с НП «ОПЖТ» крайне конструктивным. В качестве примера он привел совместную работу с Партнерством по проблемам подтверждения соответствия продукции железнодорожного машиностроения после введения в действие постановлений Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 №№ 934, 935, 936.

Председатель ТК 045, президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович доложил об итогах работы ТК 045 «Железнодорожный транспорт» в 2021 году, а также обозначил задачи Комитета на 2022 год. Он отметил, что Технический комитет создан в 2008 году, и на сегодняшний день его структура состоит из 21 подкомитета по разным направлениям деятельности железнодорожного транспорта. Состав ТК 045 насчитывает 23 организации-полноправных члена, которые осуществляют свою деятельность во всех отраслях железнодорожного транспорта. Среди них – 8 институтов, 4 объединения производителей и потребителей, осуществляющих свою деятельность в транспортной области. Активным участником ТК 045 является НП «ОПЖТ». Комитеты Партнерства часто становятся площадками профессионального обсуждения разрабатываемых в рамках деятельности ТК 045 проектов стандартов. Такая практика позволяет учитывать мнения всех заинтересованных сторон, что в отдельных случаях способствует быстрому достижению консенсуса при согласовании проектов стандартов членами ТК 045. Фонд стандартов, закрепленных за ТК 045, по состоянию на сегодняшний день насчитывает 412 документов (367 стандартов были разработаны с 2008 года - года создания ТК 045). По итогам работы в 2021 году утверждено 34 стандарта и 18 – направлены на издательское редактирование и принятие. В 2022 году планируется доведение до утверждения в Росстандарте 37-ми стандартов. Перспективная программа работ ТК 045 до 2025 года предусматривает разработку 137 стандартов.

Отчет о работе ТК 045 за 2021 год представила ответственный секретарь ТК 045 Анастасия Кобзева. Она отметила, что в минувшем году на площадке ТК 045 членами комитета было рассмотрено 35 первых редакций проектов стандартов и 64 окончательные редакции. Также она обозначила сроки сбора дополнительных предложений в Программу национальной стандартизации на 2022 год: до 18 марта принимаются предложения в ПНС, до 30 апреля идет согласование предложений, до 15 мая осуществляется отправка предложений в Росстандарт. При формировании проекта Программы национальной стандартизации на 2023 год до 1 июля запланирован прием предложений в ПНС, до 1 августа – согласование предложений, до 1 сентября – отправка предложений в Росстандарт. Анастасия Кобзева подчеркнула важность соблюдения сроков и своевременной подготовки предложений, поскольку прохождение всех этапов согласования стандарта требует времени. Также она рассказала о порядке и сроках утверждения стандартов, разрабатываемых в обеспечение технических регламентов Таможенного союза.

Темой выступления технического директора АО «Трансмашхолдинг», заместителя председателя ТК 045 Михаила Рожкова стала разработка стандартов при обязательном условии обеспечения требований соответствующими методами испытаний. Он отметил, что в ряде стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 001/2011, выявляются отдельные требования, не соотнесенные со стандартизированными методами испытаний. Согласно действующему законодательству, это несет риски отзыва протоколов испытаний и сертификатов соответствия. Михаил Рожков предложил ряд решений этой проблемы, в т.ч. разработку не достающих методов испытаний и изменение действующих стандартов.

О развитии стандартизации в грузовом комплексе доложила исполнительный директор ООО «ВНИЦТТ», заместитель генерального директора по стратегии и продукту ПАО «НПК ОВК», заместитель председателя ТК 045 Анна Орлова. Она рассказала о разрабатываемых и действующих стандартах на грузовые вагоны и их составные части (автосцепные устройства, тормозная система, ходовая часть). Также Анна Орлова представила информацию о разработке перечней стандартов для обеспечения исполнения требований ТР ТС 001/2011 и перспективы развития стандартизации в области виртуальных испытаний и цифровых двойников.

Начальник отдела стандартизации и технической документации Департамента технической политики ОАО «РЖД» Вячеслав Перепельцев проинформировал о стандартизации в ОАО «РЖД». Он представил участникам совещания Результаты работы «Российских железных дорог» в области стандартизации за 2021 год и планы на 2022 год. Одной из поднятых Вячеславом Перепельцевым тем стало применение интеллектуальной системы управления нормативной документацией.

Заключительным вопросом повестки заседания стало голосование по включению в состав ТК 045 новых членов – Минпромторга России и ООО «КСК Инжиниринг».

В завершении заседания Валентин Гапанович поблагодарил участников за живой интерес к деятельности Технического комитета, а его членов за активную работу в 2021 году.