Итоги научно-практической конференции «АО МТЗ ТРАНСМАШ – 100 лет вместе»

11.11.2021
15:17

Организаторами юбилейного мероприятия, прошедшего в формате видеоконференции, выступили НП «ОПЖТ» и Ассоциация «АСТО».

Конференция была посвящена различным аспектам производства и перспективных разработок тормозных систем для железнодорожного транспорта на примере Московского тормозного завода и партнеров по ассоциации. Особое внимание участники мероприятия уделили вопросам цифровизации – одному из основных драйверов развития этой подотрасли железнодорожного машиностроения. Также одной из центральных тем обсуждения стала проблема с подготовкой кадров для предприятий, производящих и эксплуатирующих тормозные системы, подчеркнута также необходимость развития фундаментальных и прикладных исследований в области тормозов, систем управления ими на базе российских транспортных вузов.

В мероприятии приняло участие более 60 представителей из 38 организаций, в том числе представители федеральных органов власти, ОАО «РЖД», операторы железнодорожного подвижного состава, вагоноремонтные компании, производители тормозного оборудования и его комплектующих, НИИ железнодорожного транспорта и отраслевые вузы.

Конференцию открыл генеральный директор АО МТЗ ТРАНСМАШ Николай Егоренков. Он поблагодарил собравшихся за участие в научно-практической конференции и отметил важность этого события для отрасли.

С приветственным словом к участникам заседания обратился заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Александр Иванов. Он поздравил коллектив предприятия с вековым юбилеем и отметил важную роль Московского тормозного завода в разработке и производстве современных тормозных систем.

В рамках своего вступительного слова президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович отметил, что отечественное тормозостроение ведет свою историю с 1847 года, и ключевую роль в его развитии играет АО МТЗ ТРАНСМАШ. Он пригласил производителей тормозных систем к участию в проектах НП «ОПЖТ» по созданию экосистемы управления жизненным циклом продукции железнодорожного назначения на основе машиночитаемой нормативной и нормативно-технической документации и АС «Электронный инспектор». Это позволит максимально эффективно обеспечивать качество и безопасность производимой продукции, исключить применение контрафактных изделий.

Валентин Гапанович вручил генеральному директору АО МТЗ ТРАНСМАШ Николаю Егоренкову почётную грамоту Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за большой вклад и отдельные выдающиеся достижения в области развития промышленности и многолетний добросовестный труд.

Генеральный конструктор АО МТЗ ТРАНСМАШ, заслуженный конструктор России Сергей Чуев рассказал об основных вехах и эволюции отечественного тормозостроения: от тормоза Казанцева-Матросова до «умных систем», выделил 4 поколения тормозов для подвижного состава:

  • 1 поколение – пневматика
  • 2 поколение – электропневматика
  • 3 поколение – применение электроники и микропроцессорной техники
  • 4 поколение – цифровые тормозные системы.

Сейчас предприятие выпускает тормозные системы, относящиеся к 3 поколению тормозов по этой системе. Их конструктивной особенностью является блочное исполнение (компоновочные блоки). Компоновочные блоки и исполнительный блок крана машиниста могут быть смонтированы на единой стойке. В следующем поколении тормозов их основные функции будут выполняться электронной системой, их можно будет использовать в системах автоведения (в том числе на МЦК).

Генеральный конструктор по тормозным системам АО «Транспневматика» Сергей Старостин доложил о направлениях развития тормозных систем с дисковым тормозом. Он рассказал участникам конференции об истории развития предприятия, а также о текущих продуктах компании для перспективного подвижного состава.
Темой выступления генерального директора ООО НПО «РАТОРМ» Артема Ширинкина стал проект по цифровизации грузовых вагонов. Его реализация на предприятии, по их расчетам позволит увеличить маршрутную скорость, уменьшить оборот вагона, оборот локомотива и другие качественные характеристики.
Вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский рассказал о реализации проекта «Электронный инспектор», в рамках расширения которого возможно осуществлять задачи оценки состояния и управления жизненным циклом тормозной продукции, включая выдачу электронных паспортов качества, поиск по заданным параметрам. Олег Сеньковский также рассказал о новых видах продукции, которые планируется добавить в АС «Электронный инспектор» в следующем году.

Заместитель директора НЦ «ВНИИЖТ» Игорь Назаров рассказал о работе над новыми проектами, в том числе и по «Цифровому грузовому вагону», позволяющему применять безлюдные технологии, обеспечивать эффективное управление вагонным парком. В перспективе система «цифровой вагон» способна контролировать параметры тормозной системы, проводить их автоматическую диагностику.

Председатель Научно-технического совета Ассоциации АСТО, заведующий кафедрой «Машиноведение, проектирование, стандартизация и сертификация» РУТ (МИИТ) Владимир Карпычев рассказал о научных аспектах развития тормозных систем подвижного состава.

Участники конференции поддержали обеспокоенность тормозостроительных предприятий и конструкторских организаций в значительном снижении интереса государственных общеобразовательных, высших и среднетехнических учреждений к некогда обязательным дисциплинам, закладывающим основы для обретения знаний в области тормозов и перспектив их развития. В результате в эксплуатации подвижного состава возникают трудности внедрения, освоения и использования инновационных технических решений и ремонтно-эксплуатационной документации. Для решения этой проблемы участники мероприятия, в том числе представители вузов, поддержали предложение МТЗ ТРАНСМАШ и Ассоциации «АСТО» о создании в московском регионе образовательного кластера в области подготовки научных, конструкторских, ремонтных и эксплуатационных кадров по тормозным системам, оборудованию и управлению тормозами на базе РУТ (МИИТ), ВНИИЖТ и МТЗ ТРАНСМАШ.

Темой доклада заместителя директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Александра Казакова стало совершенствование рекламационной работы, цифровая трансформация в оценке состояния и причин отказов элементов подвижного состава. Он привел статистику отказов технических средств всех категорий вагонного хозяйства за последние 9 месяцев. В числе отказов присутствует и автотормозное оборудование, основной причиной являются возникающие неисправности эксплуатационного характера. При этом средняя наработка до отказа после планового ремонта составляет один год. Для совершенствования анализа Александр Казаков предложил создать единую базу данных тормозного оборудования грузовых вагонов.

По итогам обсуждения исполнительный директор Ассоциации АСТО Вячеслав Шитов предложил принять резолюцию, направленную на развитие отрасли производства отечественных тормозных систем для железнодорожного транспорта.