Итоги Общего собрания членов ОПЖТ

17.03.2023
14:59

14 марта 2023 г. состоялось Общее собрание членов Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники».

Мероприятие прошло в Большом зале заседаний управления Московской железной дороги.

В мероприятии приняло участие более 140 представителей из 94 организаций-членов ОПЖТ, в том числе руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, главный инженер – директор Департамента технической политики АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Батыр Котырев, главный инженер ГО «Белорусская железная дорога» Сергей Новодворский, президент СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Кукушкин, главный инженер Московской железной дороги Дмитрий Шустов, а также вице-президенты и члены Наблюдательного совета ОПЖТ, представители Минпромторга России и ФБУ «РС ФЖТ».

С приветственным словом к участникам собрания обратился руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин. Он подчеркнул, что за более чем 15-летнюю деятельность Ассоциация провела большую работу по укреплению сотрудничества между участниками железнодорожного сообщества и формированию эффективной промышленной политики в области железнодорожного машиностроения. Алексей Дружинин также отметил, что Росжелдор поддерживает деятельность ОПЖТ, в том числе в рамках разработки стандартов и другой нормативной документации, а также цифровизации производства и ремонта продукции.

Заместитель Министра транспорта Российской Федерации Валентин Иванов в приветственном адресе участникам Общего собрания отметил эффективность и важность деятельности Ассоциации.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович доложил об итогах работы ОПЖТ за 2022 г. и обозначил планы на 2023 г. Свое выступление он начал с анализа производственно-финансовых результатов деятельности предприятий железнодорожного машиностроения в 2022 году. Он отметил, что железнодорожное машиностроение и связанные с ним другие отрасли такие, как металлургический комплекс и кабельно-проводниковая промышленность, обеспечили в полном объеме потребности ОАО «РЖД» и промышленности в необходимой для эффективной эксплуатации железнодорожного транспорта продукции.

В 2022 г. Ассоциацией организовано и проведено более 370 мероприятий, в том числе 70 заседаний Рабочих органов ОПЖТ. Президент ОПЖТ сообщил, что предприятия железнодорожного машиностроения продолжают активную работу по изготовлению нового подвижного состава, отвечающего высоким требованиям железнодорожного транспорта и промышленных предприятий.

Валентин Гапанович акцентировал внимание участников на том, что в 2022 г. ОПЖТ совместно с ООО «ИЦПВК» и Центром технического аудита ОАО «РЖД» продолжили работу по реализации Автоматизированной системы учета производства и мониторинга стадий жизненного цикла составных частей железнодорожного подвижного состава. На сегодняшний день в проекте участвуют 48 предприятий, изготавливающих 17 видов продукции, а также 820 потребителей. В базу данных внесены сведения о более чем 6 млн единиц продукции. В текущем году запланирована интеграция с информационными системами ОАО «РЖД», а также расширение номенклатуры продукции за счет включения узлов и составных частей пассажирских вагонов, моторвагонного и тягового подвижного состава.

Президент ОПЖТ проинформировал, что в прошлом году в рамках технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» разработано и согласовано 49 стандартов, в том числе 33 межгосударственных.

В 2022 г. проведено реформирование Системы добровольной сертификации ОПЖТ. В рамках СДС ОПЖТ проводится оценка соответствия систем менеджмента предприятий железнодорожного и рельсового транспорта требованиям международного стандарта ISO/TS 22163. К настоящему времени в рамках СДС ОПЖТ проведен 91 аудит.

Также Валентин Гапанович отметил важность проведенной работы в части подготовки предложений по внесению изменений в Положение по присвоению условных номеров клеймения для предприятий, осуществляющих производство и ремонт железнодорожного подвижного состава и его составных частей. Рабочей группой ОПЖТ подготовлены, согласованы и направлены в Минтранс России и Росжелдор консолидированные предложения отрасли по актуализации Положения.

В завершение своего выступления президент ОПЖТ остановился на ключевых задачах ОПЖТ на 2023 г.

Главный инженер – директор Департамента технической политики АО «НК «КТЖ» Батыр Котырев сообщил, что сегодня в Республике Казахстан активно развивается сектор железнодорожного машиностроения, включающий более 200 предприятий. Осуществляется производство тепловозов и электровозов, грузовых и пассажирских вагонов, материалов верхнего строения пути и систем ЖАТ. Уровень локализации производимой в Республике Казахстан продукции находится в диапазоне от 30 до 80%.

Батыр Котырев отметил, что Республика Казахстан большое внимание уделяет работам по стандартизации. На базе АО «НК «КТЖ» функционирует технический комитет ТК 40 «Железнодорожный транспорт». Эксперты комитета активно участвуют в ISO TC 269 и МТК 524 «Железнодорожный транспорт». ТК 40 планирует разработку соответствующего национального стандарта, регламентирующего проведение подконтрольной эксплуатации на железных дорогах Республики Казахстан.

По окончании своего выступления Батыр Котырев подчеркнул важность совместной работы в рамках ОПЖТ и наградил юбилейной медалью к 25-летию АО «НК «КТЖ» президента ОПЖТ Валентина Гапановича и вице-президента ОПЖТ Владимира Шнейдмюллера.

Главный инженер ГО «БЖД» Сергей Новодворский отметил результативность и положительные стороны взаимодействия ОПЖТ и ГО «БЖД». По оценке ГО «БЖД», ОПЖТ играет значимую роль в выстраивании единой для стран ЕАЭС системы технического регулирования и стандартизации железнодорожного транспорта. Сегодня необходимо не только поддерживать существующее сотрудничество, но и расширять двусторонние отношения с целью развития промышленного производства и импортозамещения.

В своем выступлении заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов отметил ключевую роль ОПЖТ в развитии железнодорожного транспорта. Он напомнил, что в 2022 г. перевозки осуществлялись в достаточно напряженном режиме при отсутствии авиационного сообщения с рядом регионов Российской Федерации. Для обеспечения развития пассажирских железнодорожных перевозок в настоящее время принимаются активные меры по бесперебойному и качественному обслуживанию скоростного и высокоскоростного моторвагонного подвижного состава и пассажирских поездов дальнего следования.

Дмитрий Пегов акцентировал внимание на повышении заинтересованности в туристических маршрутах внутри страны с использованием паровозной тяги и ретро-вагонов, предложив организациям-членам ОПЖТ поддерживать историческое наследие железнодорожного отрасли путем участия в ремонте и поддержании работоспособности соответствующего подвижного состава.

Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов сообщил, что ОАО «РЖД» осуществляет активное взаимодействие с профильными комитетами Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» и принимает участие в выработке консолидированных решений, направленных на развитие железнодорожного машиностроения. В ОАО «РЖД» проводятся научно-исследовательские работы по различным направлениям изучения аспектов эксплуатации транспортной системы и отработки технических решений, гарантирующих безопасность перевозок. В рамках ОПЖТ ОАО «РЖД» участвует в работах по стандартизации, выработке решений для внедрения инноваций, а также в развитии цифровых технологий и Системы добровольной сертификации ОПЖТ.

Анатолий Храмцов подчеркнул, что в 2022 г. особое внимание уделялось вопросам технологической независимости ОАО «РЖД». Проведена масштабная работа по анализу конструкторской документации на предмет выявления импортных комплектующих. Благодаря совместной работе с изготовителями и поставщиками продукции и при поддержке федеральных органов исполнительной власти большинство позиций замещены комплектующими российского производства.

Вице-президент ОПЖТ Андрей Смыков доложил о результатах разработки стандартов в 2022 г., а также обозначил задачи по стандартизации на текущий год.

В рамках исполнения Перечня работ по стандартизации ОПЖТ в 2022 г. разработано, согласовано и утверждено 10 стандартов.

Также Андрей Смыков проинформировал, что путем пересмотра и объединения СТО ОПЖТ 1-2008 и СТО ОПЖТ 2-2008 актуализирован порядок разработки, утверждения, обновления и отмены СТО ОПЖТ. Новый порядок разработан на основе последних редакций основополагающих стандартов национальной системы стандартизации и согласован в рамках Комитета ОПЖТ по техническому регулированию и стандартизации.
В ходе Общего собрания принят отчет о выполнении Перечня работ по стандартизации за 2022 г., а также утвержден стандарт СТО ОПЖТ 1-2023 «Стандарты Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники». Основные положения. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».

Руководитель СДС ОПЖТ Алексей Рукавишников доложил о функционировании Системы добровольной сертификации ОПЖТ.

Ассоциацией «Объединение производителей железнодорожной техники» совместно с ОАО «РЖД» проведена работа по реформированию Системы добровольной сертификации ОПЖТ с распространением на оценку соответствия предприятий железнодорожного и рельсового транспорта требованиям международного стандарта ISO/TS 22163.

Цель СДС ОПЖТ заключается в повышении удовлетворенности клиентов качеством поставляемой продукции и предоставляемых услуг. Поэтому в ходе аудитов систем менеджмента предприятий по стандарту ISO/TS 22163 проверяется не только и не столько формальное, документарное соответствие его требованиям, выражающееся в описании процессов, внутренних регламентов и инструкций. Главное – фактическая удовлетворенность потребителей, поскольку в итоге именно она определяет реальные результаты работы производителей продукции железнодорожного назначения, достижение ими поставленных целей.

ОАО «РЖД» внесены изменения в типовые формы конкурсных процедур по учету дополнительных критериев по оценке систем менеджмента качества. В ОАО «РЖД» преференция в закупках отдается предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована на требования ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ. К настоящему времени в рамках СДС ОПЖТ проведен 91 аудит.

Алексей Рукавишников проинформировал, что ОПЖТ участвует в Рабочей группе Международной организации по стандартизации ISO по развитию систем управления предприятий «Система менеджмента качества в железнодорожной отрасли», в рамках которой разработан стандарт ISO 22163 «Железнодорожный транспорт. Система управления качеством на железной дороге. ISO 9001:2015 и особые требования для применения в железнодорожном секторе». В целях адаптации требований международного стандарта к требованиям российского законодательства, исключения англоязычных терминов и ссылок на неактуальные иностранные стандарты, анализа требований ISO 22163 и их разъяснения для применения в цепи поставок на территории ЕАЭС сформирована рабочая группа ОПЖТ по подготовке межгосударственного ГОСТ «Железные дороги. Система менеджмента качества. Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли: ISO 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли».

В соответствии с планом работ СДС ОПЖТ подготовлено техническое задание на разработку цифрового портала СДС ОПЖТ в целях обеспечения автоматизированного сбора, анализа и демонстрации результатов аудитов, разработки инструментов для проведения аудитов и заполнения чек-листов, оценки специальных процессов, автоматизированного формирования сертификатов и реестров, формирования рейтинга сертифицированных предприятий. Ключевой особенностью портала СДС ОПЖТ является проведение аудитов интегрированных систем менеджмента по нескольким стандартам ISO/TS 22163 и/или ISO 9001 и/или ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) и/или ISO 45001 (ГОСТ Р ИСО 45001), оценки специальных процессов (сварка, склейка и др.). Чек-лист аудита и программа аудита формируются, исключая пересекающиеся и дублирующие требования, обеспечивая сокращения времени проведения аудита до 30 %.

В завершение своего выступления Алексей Рукавишников отметил основные задачи СДС ОПЖТ на 2023 г.


По результатам голосования Алексей Рукавишников избран на должность вице-президента ОПЖТ сроком на 3 года с закреплением курируемого направления Системы добровольной сертификации ОПЖТ для его развития и совершенствования процессов взаимодействия участников системы.

В своем выступлении заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Андрей Кудряшов отметил, что благодаря тесному взаимодействию ОПЖТ, Минтранса России, Минпромторга России, ОАО «РЖД» с такими крупными отечественными производителями железнодорожного машиностроения, как АО «Трансмашхолдинг», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ООО «Уральские локомотивы», холдингом «Синара» и другими производителями железнодорожной продукции, продолжает реализовываться ряд высокотехнологичных проектов, направленных на развитие и совершенствование российского железнодорожного транспорта, предоставление качественных и инновационных услуг пассажирам при обеспечении безусловной гарантии их безопасности.

Андрей Кудряшов подчеркнул, что ОАО «РЖД» поддерживает развитие Системы добровольной сертификации ОПЖТ. Сегодня соблюдение ISO/TS 22163 особенно актуально, поскольку в железнодорожном машиностроении происходит изменение логистических цепочек поставок составных частей, замена поставщиков и технологических решений. Это требует усиления контроля за качеством и безопасностью продукции и услуг. Роль СДС ОПЖТ еще более возросла в связи с уходом c российского рынка европейской системы сертификации, а также большого числа крупных партнеров холдинга «РЖД», поставщиков продукции и услуг как для предприятий «РЖД», так и для основных машиностроительных предприятий Российской Федерации.
В настоящее время ОАО «РЖД» проводится активная работа по поиску производителей отечественных аналогов зарубежных компонентов, необходимых для технического обслуживания и ремонта электропоездов «Ласточка» и «Сапсан». Так, уже на сегодняшний день в той или иной стадии реализуются работы по локализации производства импортных компонентов 77 наименований.

Андрей Кудряшов также сообщил, что одним из важных проектов является внедрение системы управления движением электропоездов ЭС2Г «Ласточка» на МЦК в автоматическом режиме. Реализация проекта включает в себя как создание инфраструктуры, так и электропоездов с автоматической системой управления, которые функционируют в трех режимах: автономном, в режиме дистанционного управления и в стандартном режиме под управлением машиниста. Наряду с разработкой технических систем формируется нормативная база, обеспечивающая безопасную эксплуатацию автоматического управления.

Вице-президент ОПЖТ Юрий Саакян в своем докладе проинформировал о том, что журналу «Техника железных дорог», выпускаемому Институтом проблем естественных монополий при бессменной поддержке ОПЖТ, исполнилось 15 лет.

В 2008 г. журнал стал первым изданием, которое максимально подробно освещало ключевые факторы, сформировавшие современный уровень транспортного машиностроения, следило за развитием отрасли, внедрением инноваций и новых технологий. В 2010 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК и с тех пор предоставляет ученым возможность публиковать научные статьи, а читателям журнала узнавать об основных направлениях и результатах научных работ, новых решениях и конструкторских разработках.

Все эти годы «Техника железных дорог» развивалась вместе с отраслью: запускались и совершенствовались новые каналы предоставления читателям важнейшей отраслевой информации. К своему юбилею «Техника железных дорог» является кроссплатформенным СМИ, которое обладает необходимым инструментарием для предоставления информации в разных форматах и с разной регулярностью.

Юрий Саакян поблагодарил ОПЖТ за оказываемую поддержку журнала на протяжении 15 лет и за многолетнее плодотворное сотрудничество.

В ходе работы Общего собрания по итогам голосования по вопросам повестки дня единогласно утверждены Отчет о работе ОПЖТ за 2022 г., План мероприятий Ассоциации на 2023 г., Отчет о финансово-хозяйственной деятельности ОПЖТ за 2022 г.

Также в рамках Общего собрания состоялась церемония подписания документов о сотрудничестве.
Подписано Соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией «Объединение производителей железнодорожной техники» и Саморегулируемой организацией Ассоциацией организаций промышленного железнодорожного транспорта. Организации установили приоритетами для сотрудничества следующие направления:

  • Создание условий для развития железнодорожного машиностроения, повышения уровня его качества и конкурентоспособности;
  • Участие в нормативно-правовом и техническом регулировании, связанном с производством, обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава;
    Внедрение инновационных информационных систем, программных продуктов, новых технологий;
  • Содействие взаимодействию организаций (предприятий) – членов Сторон в развитии процессов инспекторского контроля подвижного состава, поставляемого для нужд промышленных предприятий и предприятий промышленного железнодорожного транспорта.

Документ подписали: президент ОПЖТ Валентин Гапанович и президент СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Кукушкин.

В своем выступлении президент СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Кукушкин проинформировал, что ОПЖТ и СРО Ассоциация «Промжелдортранс» неоднократно совместно решали вопросы, которые находятся в кругу общих интересов организаций. В 2019-2020 гг. в рамках работы Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов разработаны Технические требования к локомотивам промышленного железнодорожного транспорта, которые были приняты изготовителями в работу. В 2022-2023 гг. совместно в рамках Рабочей группы ОПЖТ подготовлена новая редакция Положения о присвоении условных номеров клеймения, где были отражены существенные изменения, в том числе по снятию дублирования добровольно-принудительной сертификации и присвоения условных номеров клеймения, а также оптимизированы требования для ускорения самой процедуры присвоения условных номеров клеймения.

В завершение своего выступления Александр Кукушкин вручил Валентину Гапановичу диплом по случаю 15-летия ОПЖТ.

Далее состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между акционерным обществом «Национальная компания «Казахстан Темир Жолы», государственным объединением «Белорусская железная дорога» и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», направленное на развитие сотрудничества в области организации и проведения инспекторского (приемочного) контроля на основе равноправия и взаимной выгоды, с целью выработки единой методологии в вопросах планирования, подготовки, организации, проведения мероприятий, направленных на повышение качества продукции железнодорожного назначения.
Документ подписали: главный инженер – директор Департамента технической политики АО «НК «КТЖ» Батыр Котырев, главный инженер ГО «БЖД» Сергей Новодворский, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов.

В завершение Общего собрания Валентин Гапанович выразил признательность и благодарность участникам мероприятия за активную и плодотворную совместную работу, а также обозначил уверенность в том, что в 2023 г. деятельность Ассоциации будет способствовать развитию организаций и предприятий железнодорожного машиностроения и отрасли в целом.