Итоги первого этапа проекта АС «Электронный инспектор» и перспективы программной интеграции

24.03.2023
09:00

В февральском номере журнала «Техника железных дорог» вышла статья «Итоги первого этапа проекта АС «Электронный инспектор» и перспективы программной интеграции», автором которой является вице-президент Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники», генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский.


В 2022 г. завершился первый этап работы по реализации автоматизированной системы учета производства и мониторинга стадий жизненного цикла составных частей железнодорожного подвижного состава АС «Электронный инспектор» (АС ЭИ). Цифрой проект, запущенный ООО «ИЦПВК» при поддержке ОПЖТ в 2020 г., позволил формировать паспорта качества на продукцию в электронном виде с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей, которые могут применяться при юридически значимом документообороте [1]. За это время в базу данных системы было внесено более 5 млн деталей и узлов.

Новые функции системы

Разработкой программного обеспечения и технической поддержкой пользователей ООО «ИЦПВК» занимается совместно с ООО «Атлас Консалтинг» и Центром технического аудита ОАО «РЖД». По мере расширения перечня видов продукции, на которые в АС ЭИ можно завести паспорта в электронном виде, к информационной системе подключается все больше предприятий. К настоящему времени число участников проекта достигло 47. В текущем году к нему присоединились АО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая Компания», производители пружин рессорного подвешивания – ООО «Уральский пружинный завод» и ЗАО «Белорецкий завод рессор и пружин», а также предприятия, изготавливающие тормозное и ударно-тяговое оборудование.

Благодаря растущему интересу компаний железнодорожной отрасли к ведению эксплуатационных документов в электронном виде и внесению подтвержденных изготовителями данных о составных частях подвижного состава в системе содержится информация о более чем 5 млн деталей и узлов, включая данные по литым деталям тележек грузовых вагонов, запущенным в эксплуатацию с 2010 г., и цельнокатаным колесам производства Maanshan Iron & Steel Company limited (КНР). Для предприятий по производству вагонов и комплектующих в АС ЭИ реализован функционал передачи электронных паспортов на продукцию в автоматическом режиме. Если в паспорте указан потребитель реализуемой продукции, при подписании паспорта комплект электронных документов автоматически передается в его личный кабинет.

Поисковая система, интегрированная в базу данных АС «Электронный инспектор», нашла свое применение при проведении процедуры верификации закупаемой продукции собственниками и операторами подвижного состава. Для оперативного поиска документов, подтверждающих качество комплектующих перед их установкой на подвижной состав, достаточно знать только идентификаторы, нанесенные в соответствии с действующей нормативной и технической документацией непосредственно на самой детали.

Важным этапом для развития системы стал запуск в опытную эксплуатацию на площадке АО «Рузхиммаш» проекта по переходу на подписание форм внутреннего первичного учета – технического паспорта на грузовой вагон формы ВУ-4М, в том числе листа учета комплектации, ВУ-1 и акта допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации после изготовления в электронном виде. Оформление электронных паспортов на грузовые вагоны позволит обеспечить надежное хранение юридически значимых документов в электронном виде, оперативный доступ к ним, будет способствовать сокращению временных затрат при оформлении документов и исключению ошибок при ручном вводе данных за счет формирования паспортов в автоматическом режиме с учетом электронных паспортов на детали, уже находящиеся в базе данных АС ЭИ.

Программное взаимодействие и интеграция

Применение XML-формата1 [3] при создании электронного паспорта в АС ЭИ позволяет использовать имеющуюся в базе данных информацию повторно, в том числе при взаимодействии со сторонними информационными системами. Программно-технические средства, применяемые при формировании базы данных составных частей подвижного состава, реализованы с учетом требований Политики информационной безопасности информационной инфраструктуры в части защиты информации единого технологического процесса на всем жизненном цикле автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем ОАО «РЖД» [4].

В этом году интеграция с сервисом контроля жизненного цикла грузовых вагонов на платформе «Распределенный реестр данных» АСУ2 РРД ГВ2 была признана целесообразной функциональным заказчиком системы – Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Реализация этого технического решения обеспечит в формате АСУ-АСУ посредством методов API3 наполняемость информационных сервисов холдинга, а также передачу данных о выпущенной в эксплуатацию продукции в автоматизированные банки данных колесных пар, боковых рам и надрессорных балок грузовых вагонов (АБД КПГВ и АБД НББР) в ежесуточном режиме.

Для поддержания актуальности базы данных составных частей подвижного состава была добавлена возможность внесения информации о забракованных деталях, для чего АО «Евросиб СПб-ТС» разработало отдельное программное обеспечение. Техническая часть работы уже завершена, проведено тестирование интеграционного взаимодействия двух программных продуктов. С ноября 2022 г. интеграционный комплекс введен в опытно-промышленную эксплуатацию.

Таким образом, запуск Системы учета исключенных деталей (модуль B) стал вторым после АС ЭИ завершенным этапом реализуемой ОПЖТ Цифровой платформы управления жизненным циклом составных частей грузового вагона [2]. Более подробная схема программного взаимодействия представлена на рисунке.

Планы на 2023 год

В первом квартале 2023 г. запланирована реализация возможности ведения паспортов на авторегуляторы и буксовые роликовые цилиндрические подшипники в электронном виде, в результате чего в базе данных составных частей будет находиться информация по всем номерным деталям грузового вагона. Основным направлением развития проекта в 2023 г. станет распространение АС ЭИ на узлы и детали тягового и пассажирского подвижного состава. Стоит задача разработать программное обеспечение для функциональной возможности формирования электронных паспортов на бандажи, колесные диски, зубчатые колеса и колесные пары локомотивные, моторных и немоторных вагонов. По предварительным оценкам, к информационной системе в общей сложности будет подключено 68 предприятий, выпускающих 22 вида продукции железнодорожного назначения.

Переход на формирование пакета документов в электронном виде на подвижной состав и его составные узлы и детали позволит улучшить логистику передачи сопроводительных документов после изготовления вагонов и будет способствовать развитию взаимодействия при реализации процедур, связанных с регистрацией грузовых вагонов в рамках Административного регламента по осуществлению пономерного учета железнодорожного подвижного состава.

Для информирования пользователей и заинтересованных организаций запущен сайт ib-rs.ru, где можно ознакомиться с функциональными возможностями, требованиями к рабочему месту и условиями подключения. Также ведется Telegram-канал, на котором публикуется информация о последних изменениях и улучшениях системы.

Список использованной литературы

  1. Сеньковский О.А. «АС «Электронный инспектор» – главные итоги года эксплуатации». Техника железных дорог № 4 (56), 2021. С. 20–23.
  2. Гапанович В.А., Дзюба Ю.В., Бондаренко С.А. «Повышение эффективности управления жизненным циклом грузовых вагонов за счет контроля состояния их составных частей». Техника железных дорог № 2 (54), 2021. С. 14–17.

1XML (Extensible Markup Language) – язык разметки и формат файлов для хранения, передачи и восстановления произвольных данных. Он определяет набор правил кодирования документов в формате, который является как удобочитаемым, так и машиночитаемым.

2АСУ (автоматизированная система управления) – комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия.

3API (Application Programming Interface) – описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими.