Экспериментальному кольцу АО «ВНИИЖТ» исполняется 90 лет

23.09.2022
12:38

В сентябре 2022 г. Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» отмечает свой 90-летний юбилей.

Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» является железнодорожным испытательным полигоном в России. Он создан в 1932 году для проведения паспортных и сравнительных испытаний локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, элементов строения пути, приборов, узлов и оборудования в реальных условиях. В 1935 году кольцо было электрифицировано.

Экспериментальное кольцо расположено на юге Москвы, на территории района Южное Бутово (кольцевые пути) и городского округа Щербинка (дополнительные пути и основные здания).

В первые годы после электрификации Экспериментального кольца его устройства тягового электроснабжения рассматривались лишь как средство для испытания электроподвижного состава. Однако к началу 50-х годов возникла необходимость в натурных исследованиях самих этих устройств, а также процессов токосъема.

Возможность подачи в контактную сеть переменного и постоянного тока, благоприятные климатические условия позволяют проводить различные виды испытаний:

  • комплексных динамических (ходовых), по воздействию на путь нового и модернизированного подвижного состава;
  • новых конструкций верхнего строения пути, стрелочных переводов, тормозных и аэродинамических;
  • по взаимодействию контактной подвески различных систем и токоприемников.

Экспериментальное кольцо соединяет лабораторную точность с реальными условиями испытаний в эксплуатации.

В период с 1932 года по настоящее время на Экспериментальном кольце были испытаны:

  • все основные типы отечественных локомотивов, электро- и дизельпоездов;
  • все основные типы грузовых и пассажирских вагонов отечественного производства;
  • абсолютное большинство типов рельсов, шпал, стрелочных переводов и др.;
  • устройства обеспечения безопасности движения, ресурсо- и энергосбережения и др.;
  • высокоскоростные электропоезда Сапсан, Аллегро и др.
  • Полигонные испытания на Экспериментальном кольце:
  • пассажирские – до 130 км/ч;
  • грузовые – до 80 км/ч.

Пути и платформы
Экспериментальное кольцо включает в себя комплекс испытательного оборудования и стендов, а также три кольцевых пути, которые электрифицированы напряжением постоянного и переменного тока.

Первый кольцевой путь (длина 6 км, скорость до 130 км/ч) расположен на ровной площадке, без уклонов, с постоянной кривизной 956 м, оборудован централизованной автоблокировкой, устройствами диагностики движущегося подвижного состава. Предназначен для испытаний локомотивов, электро- и дизельпоездов, пассажирских и грузовых вагонов, тормозных систем, контактной сети и др.

Второй и третий кольцевые пути (5,7 км, скорость 80 км/ч) имеют кривые переменного радиуса с прямыми вставками, уклоны до 12‰, с западной стороны кольца имеют спрямлённый участок. Предназначены для комплексных испытаний грузовых вагонов и конструкций верхнего строения пути. Ежесуточно здесь обращается поезд массой до 8 тыс. т с осевой нагрузкой вагонов до 27 т. Ежегодная наработка составляет до 300 млн т.

В юго-восточной части кольца напротив здания Корпоративного университета РЖД и ВНИИЖТ расположены высокая и низкая пассажирские платформы для посадки в подвижной состав, а также съезды с первого пути кольца к ст. Щербинка Курского направления Московской железной дороги, примыкающего к путям кольца с восточной стороны. С кольцевых путей имеются съезды на подъездные и тракционные пути кольца.

Парк отстоя и лаборатории
В юго-восточной и южной части кольца с внешней стороны от его путей находится парк отстоя испытуемого подвижного состава, где расположены здания депо и более 30 исследовательских лабораторий, оснащённых различным диагностическим и испытательным оборудованием.

Исследования элементов тягового подвижного состава проводятся на реостатном стенде, оснащенном современной компьютерной измерительной системой. Имеются стенды для испытаний тепловозных дизелей, топливной аппаратуры и др.

Статические испытания на прочность вагонов осуществляются на специализированном стенде «растяжение – сжатие», где создаются продольные силы ±350 тс и вертикальные нагрузки до 100 тс.

Прочностные испытания вагонов на соударения проводятся на стенде-горке с упором, имитирующим состав массой 5200 т.

Исследования фрикционных свойств тормозных систем различных конструкций выполняются на уникальном инерционном стенде при скоростях до 300 км/ч и осевой нагрузке 25 тс.

Институт располагает комплексом стендов для испытаний рам тележек подвижного состава и их элементов. Эти стенды воспроизводят весь спектр эксплуатационных нагрузок.

Особенностью прочностных испытаний деталей и узлов подвижного состава и верхнего строения является возможность определения прочностных характеристик и параметров надежности за период в сотни и тысячи раз короче испытаний в условиях эксплуатации.

На рельсоиспытательной станции Экспериментального кольца проводят усталостные и статические испытания рельсов, надрессорных балок, боковых рам, пружин и других деталей подвижного состава.

В уникальном копровом отделении исследуют хрупкость и хладноломкость рельсов при различных температурах. Автономные климатические установки воспроизводят охлаждение деталей до любых реально встречающихся температур. Для регистрации динамических характеристик применяются принципиально новые методики и приборы.

Выставки и мероприятия
Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» более 50 лет является традиционным местом проведения международных выставок достижений железнодорожной техники. Во время проведения салона на тракционных и выставочных путях демонстрируются новые образцы подвижного состава, а на кольцевых путях проводятся динамичные показы ретропоездов.

Сегодня Экспериментальное кольцо АО «ВНИИЖТ» – это крупнейший испытательный центр практически всех технических средств железных дорог и в первую очередь подвижного состава, устройств тягового электроснабжения, элементов верхнего строения пути.

ОПЖТ поздравляет сотрудников и руководителей Экспериментального кольца АО «ВНИИЖТ» с юбилеем!