Электровоз ЭП2К и его создатель Анатолий Подопросветов

28.07.2021
15:10

На основе материалов Коломенского завода и книги «Российские изобретатели XXI века», автор Владимир Гугнин

ЭП2К - первый в России пассажирский электровоз постоянного тока. Электрооборудование для электровоза производится на заводе НЭВЗ и на Калужском научно-производственном электромеханическом заводе, остальные компоненты и сборка - на Коломенском заводе. Все три завода входят в состав АО «Трансмашхолдинг».

Создание пассажирского электровоза постоянного тока стало одним из приоритетов в развитии транспортной отрасли, поскольку аналогичная техника в стране не производилась, пассажирские электровозы закупались в Чехословакии. К моменту начала работ по созданию нового электровоза средний возраст эксплуатировавшихся локомотивов составлял 30 лет.

В 2003 году коломенцы выступили с инициативным предложением использовать для производства электровоза экипажную часть тепловоза ТЭП70. Чтобы утвердить это предложение, состоялось специальное выездное заседание, возглавляемое министром Геннадием Фадеевым. На нем и было принято решение о создании электровоза на базе ТЭП70. Так началась работа по созданию электровоза ЭП2К, работающего от сети постоянного тока, фактически не требующего импортных комплектующих.

Он пришел на смену электровозам Ч2С, ЧС2Т, ЧС6, ЧС7 и ЧС200 и используется для вождения скорых и пассажирских поездов средней длины.

В 2005 году был построен первый опытный электровоз.

14 июля 2006 года на электрифицированном участке железнодорожного пути тепловозосборочного цеха ЭП2К сделал свои первые самостоятельные «шаги». В испытаниях принимал участие и создатель машины Анатолий Васильевич Подопросветов.

Во время испытаний в кабине локомотива, кроме машинистов, присутствовали вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Александрович Гапанович, заместитель начальника Департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Давид Львович Киржнер, главный конструктор по локомотивостроению Коломенского завода Анатолий Васильевич Подопросветов. Новая машина экзамен успешно выдержала.

Когда перед коломенскими локомотивостроителями поставили задачу создать отечественный пассажирский электровоз постоянного тока, конструкторы начинали проектирование, можно сказать, с нуля. Коллектив под руководством А.В. Подопросветова сумел создать первый образец в рекордно короткие сроки, особенно если сравнивать с пассажирскими тепловозами ТЭП70. На доводочные работы и запуск тепловозов ТЭП70 в серийное производство потребовалось не менее 15 лет. Первый электровоз ЭП2К был изготовлен в декабре 2005 года. За два года электровозы прошли полный комплекс испытаний, в том числе и сертификационных. В 2008 году была изготовлена опытная партия электровозов в количестве 25 штук. С января 2011 года начато их серийное производство.

ЭП2К мощностью 4800 кВт в секции с конструкционной скоростью 160 км/ч и системой энергоснабжения вагонов поезда очень скоро стал любимцем машинистов. Коломзаводские конструкторы применили все, что было нового на тот момент. Оригинальная, специально разработанная тележка обеспечивает плавность хода и высокие скорости движения (160-200 км/ч) при минимальном воздействии на железнодорожный путь. Электровоз имеет современный дизайн кузова и кабины машиниста с эргономичным пультом управления. Оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики, приводом вспомогательных механизмов от асинхронных электродвигателей с питанием от статических преобразователей частоты, экономичной системой вентиляции тяговых электродвигателей и другого оборудования с малообслуживаемыми фильтрами и плавным регулированием частоты вращения вентиляторов. Оснащен современными системами безопасности КЛУБ-У, САУТ, ТСКБМ, новой автоматической системой обнаружения и тушения пожара. На ЭП2К установлены блоки пуско-тормозных резисторов с питанием двигателей вентиляторов от резисторов, а не от контактной сети. Учитывая жесткие климатические условия Западной Сибири (электровоз рассчитан на температуру воздуха от –50 °С до +40 °С) усовершенствована система обогрева кабины машиниста, лобовые и боковые стекла повышенной безопасности и с электрообогревом, обогреваемые зеркала заднего вида, буферные фонари на светодиодах вместо ламп накаливания и другие новшества. «Сегодня этот электровоз считается лучшим, – признается в своих интервью Анатолий Васильевич, – по своей надежности и по всем другим показателям. Как говорят коллеги, “неубиваемый” электровоз получился. Бывают, конечно, и у него отказы. Нельзя сказать, что он вообще идеальный. Но пока его возможности находятся на очень высоком уровне. Он – воплощение традиций завода, традиций коломенской конструкторской школы. Считаю электровоз ЭП2К прежде всего своим личным делом. И делом моих коллег. Делом всего завода. Я очень тесно занимался его конструкцией. Создавая его, мы пытались применить все, что было нового на тот момент».

За годы эксплуатации ЭП2К завоевал репутацию одного из лучших и надежных локомотивов на сети РЖД. В 2013 году, решением его руководства межремонтный пробег ЭП2К был увеличен с первоначальных 600 тысяч километров до 800 тысяч километров, так как локомотив практически не нуждался ни в каком ремонте. Коэффициент внутренней готовности парка контракта жизненного цикла за 12 месяцев 2020 года составил 0,99.

На 1 июля 2021 года Коломенский завод направил заказчикам 445 электровозов ЭП2К. Они эксплуатируются на Западно-Сибирской (депо приписки Барабинск), Октябрьской (депо Санкт-Петербург-Московский), Московской (депо Москва-Сортировочная) и Куйбышевской (депо приписки Самара) железных дорогах. Суммарный эксплуатационный пробег коломенских электровозов составил на 1 июля 2021 года 547 606 253 км.

«Производители электровозов смотрели на нас скептически, говорили, что это не наша тема, и мы не сможем в ней разобраться. Но коломзаводцы добились своей цели. И огромную роль в этом успехе сыграла поддержка руководства РЖД», - говорит Анатолий Подопросветов.