К юбилею ввода в эксплуатацию железнодорожного моста через р. Волга в Нижнем Новгороде – Борскому мосту 90 лет!

Железнодорожный мост через реку Волга в Нижнем Новгороде, введенный в эксплуатацию 12 июня 1935 года, представляет собой не только инженерное достижение своего времени, но и важный элемент транспортной инфраструктуры России. Этот мост стал символом прогресса и модернизации, олицетворяя стремление страны к развитию и интеграции различных регионов. Введение в эксплуатацию моста ознаменовало новый этап в истории железнодорожного сообщения, обеспечив надежную связь между центральной частью России и ее восточными регионами.
В начале XX века существовала уже готовая концепция, опиравшаяся на предшествующий опыт таких сооружений и растущие потребности экономики региона. Дополнительно развитие речного сообщения, в том числе паромные переправы, показывало необходимость в создании постоянного железнодорожного моста.
К 1903 году инициатива о строительстве была обсуждена на уровне местных властей и правительства, однако процесс столкнулся с серьезными финансовыми и политическими трудностями, которые возникли в условиях революционных настроений в стране. Проект был запущен благодаря усилиям ряда специалистов, среди которых выделяется министр путей сообщения П.П. Мельников.
Несмотря на предпосылки и потенциальные возможности, фактическое строительство моста началось только через несколько лет после 1903 года. Реальные работы по возведению моста начались в 1932 году, после многих лет обсуждений и проектирования. Выбор конечного местоположения был обусловлен не только экономическими, но и военно-стратегическими соображениями.
Введение моста в эксплуатацию обеспечило соединение важных транспортных артерий страны и дало толчок для последующего развития региональной экономики. С его открытием возникли новые маршруты для поставок товаров, что положительно отразилось на уровне жизни населения и объёмах перевозок. Связь между центральной и южной Россией значительно укрепилась.
Стоит отметить, что раньше он назывался Волжским и Горьковским, а нынешнее закрепившееся словосочетание «Борский мост» появилось позднее. Борский мост – уникальное сооружение, представляет собой не один мост, а комплекс, в который входит один железнодорожный мост 1935 года постройки, совмещенный, по которому одновременно проходит железная дорога и двухполосная дорога для автомобилей 1965 года.

В 2017 году в эксплуатацию ввели третий мост, занявший место некогда существовавшей понтонной переправы. Третий мост получил название «Второй Борский мост» или «Борский мост-дублёр» и имеет арочную конструкцию.