Китай остается мировым лидером по темпам строительства ВСМ!

04.04.2024
11:13

В мартовском номере Журнала «Железные дороги мира» - 2024 №3 вышла статья о Китае – мировом лидере по темпам строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ).

Фотография из открытого источника

В ближайшие 5 лет в Китае планируют ежегодно вводить в эксплуатацию от пяти до девяти высокоскоростных магистралей. В настоящее время примерно 60 ВСМ находятся на этапе строительства. Таким образом, Китай по‑прежнему лидирует в мире по протяженности сети ВСМ и скорости ее наращивания.

Первая в Китае высокоскоростная пассажирская железная дорога, рассчитанная на скорость движения 350 км/ч, открылась в 2008 г. Эта ВСМ связала столицу Пекин и мегаполис Тяньцзинь на севере КНР (рис. 1). К августу 2023 г., за 15 лет эксплуатации, суммарный объем пассажирских перевозок на данной магистрали достиг 340 млн чел.

Рис. 1. Поезд на станции Пекин - Южный перед отправлением в город Тяньцзинь

Первоначально в Китае планировалось создать опорную сеть ВСМ, включающую четыре коридора направления север — юг и четыре — направления восток — запад. Строительство формирующих эту сеть линий было завершено в 2016 г., после чего Национальная комиссия развития и реформ КНР (NDRC) объявила о планах расширения сети до восьми железнодорожных коридоров направления север — юг и восьми — направления восток — запад. При сохранении текущих темпов сеть ВСМ по схеме «восемь на восемь» будет завершена к концу десятилетия.

Согласно 14‑му пятилетнему плану развития КНР (2021 — 2025 гг.) к концу 2025 г. сеть ВСМ соединит 95% всех городов страны с численностью населения более 500 тыс. чел. При этом общая протяженность железнодорожной сети Китая достигнет 165 тыс. км, включая 50 тыс. км высокоскоростных линий. Реализация этого плана продолжается быстрыми темпами, несмотря на долгосрочные последствия пандемии коронавируса, непростую геополитическую обстановку, а также на замедление роста ВВП. Согласно прогнозам Международного валютного фонда, в 2024 г. рост ВВП в Китае составит 4,6% по сравнению с 5,4% в 2023 г.

Итоги 2023 года

В конце 2023 г., по данным национальной компании China Railway (CR), протяженность железнодорожной сети Китая достигла 159 тыс. км, из которых 45 тыс. км — это высокоскоростные линии (по сравнению с 42 тыс. км в 2022 г.). Прирост значительный относительно допандемийного 2019 г., когда суммарная длина ВСМ составляла 31 тыс. км.

В течение 2023 г. было завершено 34 проекта, введены в эксплуатацию 102 станции и 3637 км новых линий, включая 2776 км высокоскоростных. Общий объем инвестиций в железнодорожный сектор составил 764,5 млрд юаней (около 106,8 млрд долл. США), что превышает уровень 2022 г. на 7,5%.

Объем пассажирских перевозок по железным дорогам в 2023 г. достиг 3,68 млрд чел. (рис. 2) по сравнению с 1,7 млрд чел. в 2022 г. В среднем поезда ежедневно перевозили до 10 млн пассажиров, а рекордный показатель в самый загруженный день года превысил 20 млн чел. Объем грузовых перевозок достиг 3,91 млрд т, что является самым высоким показателем за всю историю наблюдений.

Рис. 2. Зал ожидания станции Хунцяо в Шанхае в октябре 2023 г.

С переходом на новое расписание 10 января 2024 г. на ряде линий повысилась частота движения поездов. По данным компании CR, число пассажирских поездов в обращении увеличено на 233 ед. (до 11 149 ед.), ггрузовых — на 40 ед. (до 22 264 поездов). В 2023 г. в коридоре Китай — Европа 17 тыс. контейнерных поездов перевезли более 1,9 млн TEU. Число этих поездов выросло на 6% по сравнению с 2022 г., а объем контейнерных перевозок увеличился на 18%.

ВСМ, открытые в декабре 2023 года

Цзинань — Чжэнчжоу

ВСМ Цзинань — Чжэнчжоу длиной 407 км с 13 станциями, соединившая столицы провинций Шаньдун и Хэнань, открылась на всем протяжении 8 декабря 2023 г. Магистраль вводилась в эксплуатацию поэтапно, первый участок Пуян — Чжэнчжоу действует с июня 2022 г., а строительство второго участка Цзинань — Пуян длиной 208км велось с декабря 2019 г. Эта двухпутная ВСМ рассчитана на скорость движения поездов 350км/ч. Время в пути между конечными станциями Цзинань‐Западный и Чжэнчжоу‐Восточный составляет 1ч 43мин. Ранее поездка между двумя столицами занимала около 4ч.

Новая ВСМ соединила две действующие магистрали (Пекин — Гуанчжоу и Пекин — Шанхай) и стала частью опорной высокоскоростной сети, сформированной из восьми линий направления север-юг и восьми — направления запад-восток. Согласно данным CR, по новому расписанию, действующему с 10 января 2024 г., по линии Цзинань — Чжэнчжоу следует до 66 поездов ежедневно.

Ханчжоу — Наньчан

После более чем 5 лет строительства 27 декабря 2023 г. введен в эксплуатацию второй участок высокоскоростной линии Ханчжоу — Наньчан, соединивший город Хуаншань в провинции Аньхой и Наньчан, столицу провинции Цзянси. Данный участок длиной 288 км с 10 станциями рассчитан на скорость движения 350км/ч, время в пути между конечными пунктами составляет 1ч 45мин.

Первый участок этой ВСМ, связавший Ханчжоу, столицу провинции Чжэцзян, с Хуаншанем, эксплуатируется с конца 2018 г., скорость движения поездов на нем не превышает 250км/ч.

Высокоскоростная магистраль Ханчжоу — Наньчан общей протяженностью 560 км (рис. 3) обслуживает ряд популярных достопримечательных мест на востоке Китая, в том числе объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: знаменитое пресноводное озеро Сиху, горную гряду Хуаншань, а также город Цзиндэчжэнь, который называют фарфоровой столицей Поднебесной.

Рис. 3. ВСМ Ханчжоу — Наньчан

Проект строительства участка Хуаншань — Наньчан предусматривал реконструкцию станций Хуаншань-Северный и Цзиндэчжэнь-Северный. На первом этапе по ВСМ Ханчжоу - Наньчан ежедневно курсируют 32 поезда.

Фанчэнган — Дунсин

В Гуанси-Чжуанском автономном районе КНР 27 декабря 2023 г. открылась прибрежная линия длиной 47,6км, соединившая город‐порт Фанчэнган и Дунсин на границе с Вьетнамом. Строительство велось с марта 2019 г., линия рассчитана на скорость движения 250км/ч, однако на начальном этапе она не превышает 200км/ч. Ежедневно курсируют шесть поездов в каждом направлении, время в пути между станциями Фанчэнган и Дунсин составляет всего19мин (рис.4). Ожидается, что новая железная дорога будет способствовать развитию туризма, торговой деятельности и экономического обмена между Китаем и странами Юго‐Восточной Азии.

Рис. 4. ВСМ Фанчэнган — Дунсин

Лайси — Жунчэн

В провинции Шаньдун 8 декабря 2023 г. начались пассажирские перевозки по линии длиной почти 193км между станциями Лайси и Жунчэн. Строительство велось с ноября 2020 г., магистраль включает 63 мостовых сооружения общей протяженностью 130,8км и 13 тоннелей суммарной длиной 20,1км, в частности тоннель Юйхуаншань (6068м). ВСМ обслуживает семь станций, из них пять — новые. Время в пути между конечными пунктами составляет 1ч 4мин, максимальная скорость движения поездов — 350км/ч.

Тяньцзинь — аэропорт Дасин

Высокоскоростная магистраль протяженностью 101км, соединившая город‐порт Тяньцзинь на северо‐востоке страны и Дасин, второй международный аэропорт Пекина (открылся в сентябре 2019 г.), введена в эксплуатацию 18 декабря 2023 г. (рис. 5). Время в пути между конечными пунктами составляет 41мин. Линия обслуживает шесть станций, две из них построены на новом участке Шэнфан — Гуань длиной 47км. По ВСМ ежедневно курсирует 18 пар поездов.

Рис. 5. В салоне поезда на ВСМ Тяньцзинь — аэропорт Дасин

Проект создания магистрали был одобрен в октябре 2019 г., строительные работы начались в апреле 2020 г. Участок Шэнфан — Гуань рассчитан на скорость движения поездов 250км/ч.

Новая ВСМ стала четвертым высокоскоростным коридором между столицей КНР и Тяньцзинем, она призвана способствовать комплексному развитию региона Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй, в котором проживает более 110 млн чел.

Развитие регионального туризма

Еще три ВСМ, пассажирские перевозки на которых стартовали в конце декабря 2023 г., активизируют развитие регионального туризма и экономики обслуживаемых провинций.

Высокоскоростная линия Лунъянь — Упин длиной около 92км в провинции Фуцзянь на юго‐востоке Китая рассчитана на скорость движения поездов 250 км/ч. Длина участка нового строительства составляет 64,3 км. Поездка между Лунъяном и Упином занимает 45 мин. ВСМ является ключевым сегментом протяженного железнодорожного коридора, связывающего провинции Фуцзянь и Гуандун. Линия проходит через национальный парк и карстовую зону, что усложнило процесс строительства, на тоннели и мосты приходится около 83% всего маршрута.

В районе Большого залива Гуандун‐Гонконг‐Макао введен в эксплуатацию участок ВСМ Шаньтоу — Шаньвэй длиной 142км (рис. 6), включающий протяженный мост через реку Аоцзян и тоннель Хуйлай. Строительство велось в непростых гидрогеологических условиях, с повышенной влажностью и содержанием соли в воздухе. Сейчас время в пути от Шаньтоу до станции Шаньвэй составляет 36 мин по сравнению с 2ч 20 мин автомобильным транспортом, ежедневно курсируют 24 пары поездов. Последний участок длиной 20 км этой магистрали, включающий морской подводный тоннель под заливом Шаньтоу, пока находится на этапе строительства. ВСМ Шаньтоу — Шаньвэй соединяется с высокоскоростной магистралью Гуанчжоу — Шаньтоу, эксплуатирующейся с сентября 2023 г. От Шаньтоу до городов Гуанчжоу и Шэньчжэнь поезд следует 1ч 53 мин и 1ч 49 мин соответственно.

Рис. 6. Первый̆ рейс по участку ВСМ Шаньтоу — Шаньвэй

В провинции Сычуань на юго‐западе Китая открылась ВСМ Ибинь — Цзыгун — Чэнду протяженностью 261 км с 12 станциями. Время в пути между Чэнду и Цзыгуном сократилось с нескольких часов автомобильным транспортом до 51 мин на поезде. Поездка из Чэнду в Ибинь занимает 1 ч 13 мин. Строительные работы в рамках проекта начались в январе 2019 г., в ходе его осуществления потребовалось возвести 231 мост и проложить 29 тоннелей. Маршрут ВСМ проходит через международный аэропорт Чэнду Тяньфу (TFU). Ожидается, что завершение линии улучшит сообщение ряда региональных центров с Чэнду, столицей провинции Сычуань.

Сверхскоростной поезд

Электропоезда серии CR400BF обращаются со скоростью до 350км/ч на нескольких ВСМ, в том числе Пекин — Тяньцзинь и Пекин — Шанхай. В 14‐м пятилетнем плане развития КНР предусмотрена разработка сверхскоростного поезда нового поколения CR450. Компания CR планирует в 2024 г. официально представить прототип поезда CR450, рассчитанного на скорость движения в эксплуатации до 400км/ч, а также завершить его испытания. Важной задачей является разработка мер по снижению уровня шума, чтобы обеспечить комфортную поездку для пассажиров.

Летом 2023 г. проводились испытания CR450 на первой в Китае трансморской ВСМ Фучжоу — Сямынь — Чжанчжоу. Максимальную скорость 453 км/ч зафиксировали на мосту через залив Мэйчжоу, когда два поезда двигались навстречу друг другу. При этом относительная скорость составила 891км/ч.

CR планирует ввести первые серийные поезда CR450 в эксплуатацию уже в 2025 г., что позволит значительно сократить время в пути между крупными городами Китая. К примеру, сейчас высокоскоростной поезд следует из Пекина в Шанхай около 4 ч, преодолевая порядка 1300км. Сверхскоростной CR450 пройдет это расстояние за 2ч 30мин.

Планы на 2024 год

В число четырех линий, рассчитанных на скорость движения 350км/ч, создание которых завершится в 2024 г., входит ВСМ длиной около 164км между Шанхаем, Сучжоу (в провинции Цзянсу) и Хучжоу (провинция Чжэцзян). Строительство началось в июне 2020 г. и охватывало сооружение пяти новых промежуточных станций. ВСМ соединит ключевые города в Дельте реки Янцзы.

Также в 2024 г. в провинции Чжэцзян должна открыться пассажирская линия длиной около 260 км между Ханчжоу, Иу и Вэньчжоу с шестью новыми станциями и двумя действующими (рис. 7).

Рис. 7. Укладка пути на строящейся ВСМ Ханчжоу — Иу — Вэньчжоу

Еще одна ВСМ протяженностью 401км с девятью новыми станциями и тремя действующими в 2024 г. свяжет Гуанчжоу и Чжаньцзян в провинции Гуандун, она будет пересекаться с рядом высокоскоростных и обычных линий. Строительство магистрали ведется с 2019 г. Проект включает проходку тоннеля длиной 9640м под заливом Чжаньцзян. После завершения ВСМ время в пути между конечными пунктами составит 90мин.

В ноябре 2018 г. началось сооружение участка Чунцин — Цяньцзян длиной около 270 км, который является частью протяженного высокоскоростного коридора Сямэнь — Чун‐ цин направления север—юг (одного из восьми опорной сети ВСМ). Намечено соорудить шесть новых станций и реконструировать две существующие. После завершения участка в 2024 г. время в пути от Чунцина до Цяньцзяна сократится с более чем 3ч до менее 1ч.

Строительство ВСМ Нинбо — Чжоушань

В провинции Чжэцзян на востоке Китая с 22 декабря 2020 г. ведется сооружение ВСМ между крупным материковым портом Нинбо и городом Чжоушань, расположенным на одноименном острове. После завершения строительства время в пути между конечными станциями сократится до 26 мин по сравнению с 90 мин автомобильным транспортом. Линия длиной 77км с семью станциями рассчитана на скорость движения 250км/ч. Около 90% маршрута ВСМ приходится на надземные и подземные участки, предстоит построить 36 мостов и 17 тоннелей, в том числе вантовый автомобильно‐железнодорожный мост длиной 3,1 км, длина одного из пролетов составит 1488 м.

Крупнейший комплекс для проходки подводного тоннеля

В январе 2024 г. на машиностроительном предприятии в городе Чанша провинции Хунань был представлен тоннелепроходческий комплекс (ТПК), предназначенный для строительства двухтрубного подводного морского тоннеля длиной 16,2км и с максимальной глубиной залегания 76 м на линии Нинбо — Чжоушань. Это будет самый протяженный в Китае подводный морской тоннель.

Новый комплекс массой 4350т имеет диаметр 14,6м, что делает его одним из самых больших ТПК для подводных работ в мире (рис. 8). Комплекс получил название Dinghaihao, его сборку осуществляли компании China Railway 11th Bureau и China Railway Construction Heavy Industry (CRCHI). К месту строительства ТПК доставят по морю на расстояние около 1000 км в разобранном виде. Ввод в эксплуатацию ВСМ Нинбо — Чжоушань намечен на 2026 г.

Перспективы

С2024по2028г.вКитаепланируется завершить 35 проектов строительства ВСМ общей протяженностью 8686 км (таблица). В 2024 г. в стране ведется реализация 112 железнодорожных инициатив, по национальной сети намечено перевезти 3,855млрд пассажиров и около 3,93 млрд т грузов.

В течение ближайших 5 лет предполагается завершить ВСМ Вэйфан — Суцянь длиной около 400км с 10 промежуточными станциями, которая соединит южную часть провинции Шаньдун и север провинции Цзянсу. Новая магистраль войдет в состав строящейся второй высокоскоростной железной дороги Пекин — Шанхай, призванной разгрузить первую ВСМ между этими городами, которая по объему пассажирских перевозок занимает лидирующее положение в Китае (рис. 9).

Рис. 9. Высокоскоростной поезд (слева) на первой ВСМ Пекин — Шанхай

В декабре 2023 г. в провинции Шаньдун приступили к строительству ВСМ длиной 268км, которая свяжет столицу Цзинань с городом Цзаочжуан. Завершить строительство этой магистрали с 10 станциями, включая сооружение 62 мостов и 18 тоннелей, планируется в 2027 г. Общий объем инвестиций составит 58,5млрд юаней. Две станции будут общими с ВСМ Пекин — Шанхай.

Строительство ВСМ Цзинань — Цзаочжуан направления север — юг, рассчитанной на скорость движения поездов 350км/ч, ведется в рамках плана развития транспортной системы провинции Шаньдун, представленного в ноябре 2023 г. В контексте данного плана к 2035 г. провинцию будут обслуживать 6500км высокоскоростных линий.

Материалы национальной компании China Railway, CR (www.china‐railway.com.cn); International Railway Journal, 2024, No 02,
pp. 14–17; Railway Gazette International, 2024, No 02, pp. 48–49.