Музыкальный вокзал в Павловске

11.06.2021
15:08

Первую железную дорогу в России было решено проложить по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село и далее до Павловска. Выбор места был не случаен – именно там находились царские резиденции, места отдыха знати, интеллигенции. Для реализации проекта пригласили инженера Франца фон Гестнера – строителя первых железных дорог в Чехии и Австрии. Именно он предложил открыть на станциях специальные гостиницы с буфетом и рестораном для отдыха после прогулок.

В докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» Гестнер писал: «На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого». Он взял свою идею от английского «Воксолл» (Vauxhall – сад Воксолл-Гарденз, место недалеко от Лондона, где люди могли гулять, ужинать и одновременно слушать музыку). Скоро такие «воксоллы» распространились по всему миру. В России они получили название «воксал». Отсюда и пошло современное слово «вокзал» как помещение для пассажиров.

Проект был очень дорогим. Тем не менее, император Николай I поддержал и идею создания железной дороги, и строительства вокзала в Павловске. Он был большим любителем железных дорог, и по сути дела решился на эксперимент. Ведь тогда было многое непонятно – например, как рельсы поведут себя зимой, насколько все будет надежно?

Здание павловского вокзала получилось совершенным как технически, так и эстетически. В результате реконструкций в концертном зале в конечном счете могли свободно разместиться три тысячи человек, в общей сложности было открыто восемь буфетов, ресторан, сад с фонтанами, а на случай непогоды была установлена закрытая эстрада. В 1875 году по проекту Бенуа возвели Павловский театр.

Изначально предполагалось, что на музыкальных мероприятиях будет присутствовать только знать, но по мере развития железной дороги расширялся и круг зрителей. Здесь встречались и богачи, и представители среднего сословия, интеллигенции. На представления приходил и простой народ, студенты.

Павловский вокзал стал излюбленным местом выступления для многих знаменитостей. Целых 10 сезонов подряд – с 1856 по 1865 гг. - в Павловске давал концерты Иоганн Штраус. Для его выступлений, собственно, и устроили отдельный зал, потому что в ресторане знаменитый композитор выступать отказался.

Штраус зарабатывал в Павловске гигантские по тем временам деньги – 22-27 тысяч рублей в год. Он дирижировал 6 дней в неделю с семи вечера и до отхода последнего поезда. Если учесть еще и огромный успех (а поклонники и особенно поклонницы носили его буквально на руках!), знакомство с семьей императора и высшим обществом, становится понятно, почему король вальса так любил Россию и именно здесь написал свои лучшие произведения тех лет. Здесь у него случился и роман с юной аристократкой Ольгой Смирнитской, он даже хотел на ней жениться, но из-за разницы в происхождении этого, к сожалению, не случилось.

Штраус был не единственной знаменитостью, выступавшей в Павловске. Вокзал стал, по сути, первой филармонической площадкой в Российской империи, где давали концерты симфонической музыки. Здесь дирижировали, в частности, Глиэр, Рахманинов, Стравинский, Лядов. Слушатели были не менее знаменитые – часто на концертах можно было увидеть Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Бальзака, Дюма и многих других выдающихся личностей.
На сцене вокзала впервые был исполнен в оркестре знаменитый «Вальс-фантазия» Глинки в оркестровке дирижера павловских концертов Йозефа Германа, который современники назвали «Павловским вальсом».

В советское время здесь был создан первый государственный симфонический оркестр, который позднее был переименован в оркестр филармонии. За пультом стоял сам Глазунов, нередко выступали Федор Шаляпин и Леонид Собинов. Здесь же успешно выступал первый в России ансамбль народных инструментов под руководством Василия Андреева.

В 1941 году музыка в Павловском вокзале смолкла – к Ленинграду рвались гитлеровские войска. К сожалению, в войну здание вокзала было полностью разрушено.

Сейчас на месте у бывшего вокзала остались только полуразрушенный фонтан «Фонарь» и памятный камень с мраморной доской.

Возрождение Павловского вокзала могло бы стать колоссальным культурным событием. Здесь можно было бы проводить международные конкурсы, как, например, в Зальцбурге, куда тысячи людей ежегодно приезжают послушать музыку Моцарта. В России таким местом мог бы стать Павловск – город, связанный с железной дорогой, Штраусом и многими знаменитыми людьми того времени.

Статья подготовлена председателем Общества любителей железных дорог А.Б.Вульфовым