На площадке Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург) с 27 по 28 мая прошла Совместная научно-практическая конференция РАТ, ОПЖТ и УрГУПС на тему «Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта».

31.05.2024
13:38

На площадке Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург) с 27 по 28 мая прошла Совместная научно-практическая конференция РАТ, ОПЖТ и УрГУПС на тему «Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта».

В мероприятии принимали участие более 150 руководителей и специалистов транспортной отрасли, региональных органов исполнительной власти, члены ОПЖТ, РАТ и СМИ.

С приветственными словами к участникам заседания обратились: ректор УрГУПС Александр Галкин, президент РАТ Александр Мишарин, президент ОПЖТ, председатель Комитета РАТ по развитию железнодорожного транспорта Валентин Гапанович, и.о. Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин.

В своих обращениях они акцентировали внимание участников на важность реализации национального проекта ВСЖМ-1, в т.ч. его нормативно-технического обеспечения.

Также с приветственным обращением к участникам заседания обратились директор департамента по науке Чжэнчжоуского железнодорожного профессионального технического института госпожа Лу Яньци и заместитель директора по научной работе Чжэнчжоуского железнодорожного профессионального технического института господин Цяо Цун.

Участники обсудили перспективные направления развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок, проектирование высокоскоростного поезда, подготовку кадров для обеспечения перевозок на ВСМ. Также обсуждались современные методы и средства технического диагностирования и мониторинга состояния объектов инфраструктуры ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург, отечественные технологии для управления движения на ВСМ.

Перед участниками заседания выступили ряд докладчиков:

Первый заместитель начальника Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Артем Панов с докладом о перспективных направлениях развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на Свердловской железной дороге.

Докладчик рассказал о перспективах развития подвижного состава и инфраструктуры для ВСМ в Свердловской области, в том числе для ремонта и обслуживания подвижного состава, который будет эксплуатироваться на высокоскоростных магистралях.

Ректор УрГУПС Александр Галкин с докладом о кадровом и научном обеспечении создания ВСМ.

Александр Галкин рассказал, об одном из будущих направлений развития университета - создании института транспортного машиностроения, предназначенного для подготовки высококвалифицированных кадров для транспортной отрасли, проведения научной работы и инженерных изысканий в этой области.

«Сегодня на базе нашего университета мы создаем совершенно новую структуру – Институт транспортного машиностроения. Он предусматривает открытие новых специальностей, обучение студентов, проведение научных исследований и инженерных разработок по заданию отрасли. Институт имеет все шансы стать главной образовательной и научно-производственной площадкой Уральского региона, способной утолить кадровый голод предприятий в сфере транспортного машиностроения», рассказал ректор УрГУПС.

Президент РАТ Александр Мишарин в своем докладе проинформировал о стратегических документах научно-технологического развития России, в т.ч. отметил ключевые тренды, определяющие трансформацию транспортного комплекса до 2030 г.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович в рамках своего доклада остановился на вопросах технического регулирования и стандартизации высокоскоростного железнодорожного транспорта, в т.ч. предложил подходы к разработке новых стандартов путем их гармонизации с международными и зарубежными аналогами.

Ведущий инженер АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» Александр Лукьянов выступил с докладом о проектировании высокоскоростного электропоезда.

Александр Лукьянов представил основные технические параметры высокоскоростного поезда и рассказал о выполненных мероприятиях в рамках реализации проекта. Особое внимание докладчик уделил вопросу о необходимости корректировки и актуализации ряда нормативных документов на составные части высокоскоростного электропоезда

Председатель Комитета ОПЖТ, заместитель генерального директора – директор Ростовского филиала АО «НИИАС» Сергей Гришаев выступил с докладом о комплексе работ по созданию Российской системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.

Сергей Гришаев рассказал о создании рабочей группы, целью которой является разработка российской системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (РСУДП), управления и обеспечения безопасности движения поездов (РСУДП), о системах защиты информации и о критериях безопасности движения.

Первый заместитель генерального директора предприятия «Уральские локомотивы» Виталий Брексон выступил с докладом о создании отечественного высокоскоростного поезда и о комплексной задаче науки и производства;

Виталий Брексон рассказал о проблематике взаимодействия сторон – участников создания высокоскоростных поездов для ВСМ и ключевых вопросах их разработки и стандартизации.

Руководитель ФБУ «РС ФЖТ» Вадим Харшиди в рамках своего доклада рассказал о проблемах подтверждения соответствия инновационного подвижного состава в рамках проекта ВСЖМ.

Технический директор ООО «ХКА» Алексей Жужин выступил с докладом о проводах и кабелях нового поколения для высокоскоростного подвижного состава.
Он рассказал о разработках компании в области создания кабелей нового поколения с применением радиационно- модифицированных материалов, межвагонных электрических кабельных соединений.

Заместитель начальника Научно-технического комплекса интеллектуальных систем контроля и управления АО «НИИАС» Зелимхан Хакиев выступил с докладом о современных методах и средствах технического диагностирования и мониторинга состояния объектов инфраструктуры ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург.

В первую очередь докладчик отметил необходимость совершенствования нормативно-технической базы для создания средств технического диагностирования для ВСМ. Также он подробно рассказал о разрабатываемой автоматизированной системе диагностирования и мониторинга объектов инфраструктуры и природно-климатических условий для ВСЖМ.

Декан механического факультета УрГУПС Андрей Архипов и заведующий кафедрой промышленного дизайна УрГАХУ Валерий Курочкин выступили с совместным докладом о подготовке кадров для разработки российского высокоскоростного поезда.

В своем докладе они рассказали о современных подходах в проектировании и дизайне поездов с учетом требований безопасности для всех категорий пассажиров.

Начальник центра АО «НИИАС» Андрей Баранов представил доклад о российской системе управления и обеспечения безопасности движения поездов на линии ВСЖМ-1.

В своем докладе он рассказал о технологических задачах, которые стоят перед современной наукой в разработке Инфо-коммуникационная система высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (ИКС ВСМ) и о ключевых требованиях к системе управления.

Начальник отдела организации разработок и внедрения новой техники ОАО «ЭЛТЕЗА» Алексей Карташев выступил с докладом об оборудовании, разрабатываемом ОАО «ЭЛТЕЗА» для ВСЖМ-1.

Алексей Карташев представил участникам конференции современные разработки компании и кратко рассказал о предлагаемых аппаратно-программных комплексах ОАО «ЭЛТЕЗА».

Начальник отдела НИР-МПСУ ООО «НПО САУТ» Максим Шеин представил доклад о микропроцессорной системе управления для ВСМ.
Он рассказал о Ключевых требованиях к функции управления движением, требованиях к системе управления верхнего уровня и требованиях к аппаратному обеспечению системы управления.

Главный конструктор по гражданской технике АО «ЭЛАРА» Андрей Гуляев выступил с предложениями компании для применения при реализации проектов ВСМ.

Он подробно рассказал о современных разработках компании, выполненных по заказу и в тесной взаимосвязи с ОАО «РЖД» и производителями современного подвижного состава, в также уделил внимание актуальным проблемам разработки и внедрения инновационных технических решений и систем.

Начальник научно-образовательного центра экспертно- аналитической деятельности РУТ (МИИТ) Дмитрий Роменский выступил с докладом о перспективах высоковольтного подвижного состава постоянного тока.

В своем докладе он рассказал об актуальных проблемах переменного тока, отметив необходимость разработки технологий, позволяющих увеличивать мощность путем перехода на трехфазную тягу или повышения напряжения на постоянном токе.

И.о. директора Уральского отделения АО «ВНИИЖТ» Дмитрий Русин представил доклад об инновациях и роли АО «ВНИИЖТ» в развитии высокоскоростного движения.

Он рассказал об участии института в разработке нормативных документов и новых устройств для ВСМ.

Вице-президент ГК «Промэлектроника» Научно- производственный центр «Промэлектроника» Вадим Ляной выступил с докладом об Отечественных технологиях для управления движением на ВСМ.

Он рассказал о предлагаемых автоматизированных системах для обеспечения безопасности движения поездов на скоростях до 400 км/ч, отметив необходимость проведения многочисленных испытаний.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович завершил совместную конференцию, отметив важность своевременной актуализации нормативной базы и разработки стандартов для обеспечения реализации проекта ВСЖМ, а также обозначил ключевые вопросы конференции и поблагодарил её участников за проделанную работу.

В ходе конференции некоторые ее участники рассказали о своих впечатлениях и поделились мнением о мероприятии.

Как рассказал ректор УрГУПС Александр Галкин, конференция посвящена проблемам рельсового и автомобильного транспорта. Это общее название подразумевает разработку и решение тех задач, которые связаны с транспортным машиностроением и с развитием этого направления в Уральском регионе. Он особенно отметил, что УрГУПС был создан в 1956 году, когда перед страной стояла задача массовой электрификации. Текущая задача является не менее грандиозной не просто в импортозамещении, а в обеспечении технологической независимости по развитию транспортного машиностроения.

Председатель Совета директоров холдинга «Синара – Транспортные Машины», президент РАТ Александр Мишарин говоря о конференции пояснил, что 7 мая опубликован Указ Президента Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», где в качестве национального проекта определён проект эффективной транспортной системы и сформулированы понятные и амбициозная задачи по повышению финансирования науки до 2%, о подготовке кадров, об обучении. Роль Уральского региона нельзя недооценивать - здесь находится производственная база России и УрГУПС - кузница кадров, университет которых не только готовит специалистов, но и разрабатывает научные и инженерные решения, которые уже сегодня внедрены на железных дорогах. Александр Мишарин пояснил, что конференция посвящена актуальным вопросам организации высокоскоростного движение. Это новая веха в развитии российских железных дорог российской транспортной системы.

«Сегодня заключен контракт с компанией ОАО «РЖД» на производство опытных поездов, которые планируется произвести в 2028 году. Высокоскоростная сеть состоит из трех направлений, включая ветку Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург. И, конечно, готовность и кадров, и техники, и технологий – это вопросы не завтрашнего, а сегодняшнего дня», - сказал Александр Мишарин.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович особенно отметил, что в ходе реформы и перехода от системы МПС Российской Федерации удалось сохранить систему транспортных вузов в обойме министерств паспорта. Эта система сохранилась и успешно развивается: современные лаборатории, аудитория и успешная цифровизация получают необходимую поддержку от транспортной отрасли и ОАО «РЖД».

Первый заместитель генерального директора предприятия «Уральские локомотивы» Виталий Брексон отметил два ключевых вопроса конференции: импортозамещение и переход отечественной науки и промышленности к разработке современных высокоскоростных поездов.

И.о. директора Уральского отделения АО «ВНИИЖТ» Дмитрий Русин рассказал, что среди рассмотренных вопросов наибольшую актуальность на сегодняшний момент имеет разработка нормативно-технических документов. Практически все доклады в той или иной степени касались этих вопросов и это основа, успешной реализации идеи высокоскоростной магистрали и строительства инфраструктурных объектов.

Вице-президент ГК «Промэлектроника» Научно- производственный центр «Промэлектроника» Вадим Ляной отметил присутствие на конференции свециалистов из всех сфер, которые задействованы в проектировании, разработке, строительства ВСМ, в изготовление элементов подвижного состава и инфраструктуры, что в перспективе даст возможность высоко оценить это мероприятие.