Нейросети помогут постам диагностирования вагонов

22.09.2022
09:38

Модернизированный пост акустического контроля (ПАК-М) прошел приемочные испытания на железнодорожной станции Батайск. Что это за система и почему потребовалась ее модернизация?

Система ПАК предназначена для акустического контроля технического состояния буксовых узлов колесных пар подвижного состава и выявления дефектов буксовых узлов по звуковым сигналам, полученным при похождении железнодорожного состава через измерительный участок системы.

Существующие системы достаточно эффективно эксплуатировались с 2008 года на всей сети ОАО «РЖД» и за это время выявили тысячи неисправных буксовых узлов.

Но прогресс не стоит на месте, и на заседании технико-технологического совета по теме: «Повышение надежности буксового узла грузового вагона», проведенном в марте 2019 года, предложение специалистов нашего института по глубокой модернизации системы ПАК получило поддержку в лице функционального заказчика – Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры (ЦВ ЦДИ).

Модернизации поспособствовали необходимость контроля кассетных буксовых узлов (сейчас в эксплуатации их около 17%), появление отечественной элементной базы, не уступающей зарубежным аналогам (микрофоны и усилители датской фирмы Bruel & Kjaer были заменены на отечественные компоненты акустического тракта, изготовленные с участием разработчиков нашего института), и произошедшее за последние годы прорывное развитие интеллектуальных методов обработки акустических сигналов.

В 2020-2022 годах при поддержке Северо-Кавказской железной дороги коллективом Ростовского филиала НИИАС под руководством заместителя директора по комплексным диагностическим системам Василия Шаповалова был разработан и введен в опытную эксплуатацию первый образец ПАК-М.

Какие еще преимущества имеет новая система?
Во-первых, ПАК-М эффективнее существующей системы. За время эксплуатационных испытаний ПАК-М выявил в 3 раза больше неисправных буксовых узлов, чем находящийся в эксплуатации ПАК.

Во-вторых, ПАК-М обеспечит единство измерений, необходимое при построении предиктивной аналитики, что также должно существенно увеличить выявляемость неисправностей буксовых узлов и в ближайшей перспективе позволить перейти на их обслуживание по фактическому состоянию.

Результаты, полученные в процессе опытной эксплуатации ПАК-М, показывают, что такой подход позволяет достичь снижения количества неисправностей буксового узла, требующих немедленного устранения, до начала его нагрева и возникновения аварийной ситуации до 95%. В будущем это позволит снизить эксплуатационные и капитальные затраты по содержанию и строительству систем теплового контроля.

За счет чего достигаются эти преимущества?
В основе ПАК-М лежат инновационные запатентованные технические решения и нейросетевые методы обработки акустических сигналов, разработанные с учетом многолетнего опыта в области интеллектуальных методов обработки информации, которые наш институт применяет в различных практических приложениях на железнодорожном транспорте.

Каковы дальнейшие планы института по тиражированию комплекса?
В настоящее время планируется модернизация 20 существующих систем начиная с 2023 года.

При этом по расчетам наших специалистов имеется существенный потенциал повышения эффективности предиктивного диагностирования при увеличении количества точек контроля. Однако думаю, что соответствующее решение будет приниматься нашим функциональным заказчиком ЦВ ЦДИ на основе результатов, полученных после этапа модернизации существующих ПАК.