О результатах работ по стандартизации в рамках деятельности НП «ОПЖТ» и ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» в 2021 году

30.12.2021
15:00

В.А.Гапанович, А.А.Смыков, А.С.Кобзева, Ф.В.Завьялова

Главное, с чем сегодня сталкиваются железнодорожный транспорт и машиностроительные производства, — это внедрение инноваций, повышение качества, обеспечение безопасности, надежности, энергоэффективности и эргономичности выпускаемой техники, а также в целом проблемы достижения целей устойчивого развития. Все эти аспекты определяют конкурентоспособность отечественной промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. А достижению указанных показателей способствуют нормативы, устанавливаемые при разработке новых и актуализации действующих стандартов.

В рамках деятельности Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», а также технического комитета по стандартизации ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» на постоянной основе проводятся работы по стандартизации, в которых участвуют специалисты предприятий-изготовителей железнодорожной техники, ее составных частей и комплектующих, а также операторы (собственники) железнодорожного подвижного состава, ОАО «РЖД», Белорусской железной дороги, АО «НК «Казахстан Темир Жолы», эксперты научно-исследовательских институтов и университетов стран-участниц Евразийского экономического союза. Таким образом, все заинтересованные организации участвуют в формировании и актуализации нормативно-технической базы стандартов в области железнодорожного транспорта.

В 2021 г. продолжилась практика проведения совместных мероприятий, заседаний комитетов, согласительных совещаний рабочих групп в гибридном формате.

Состоялось сорок заседаний, в рамках которых организации-члены НП «ОПЖТ» и ТК 045 / МТК 524 рассматривали не только текущие вопросы стандартизации, но и достигали консенсус по окончательным редакциям проектов стандартов, как национальных, так и межгосударственных. В 2021 г. в согласительных совещаниях по окончательным редакциям проектов межгосударственных стандартов принимали активное участие представители Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, РГП «Казахстанский институт стандартизации и метрологии».
Регулярные совместные заседания Рабочей группы НП «ОПЖТ» по разработке документов по стандартизации в области систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме и подкомитета ПК 21 «Автоматическое управление тяговым подвижным составом» ТК 045, в которых на постоянной основе участвовало около 45 специалистов и экспертов, представляющих предприятия-разработчиков и изготовителей систем управления, моторвагонного подвижного состава, научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро, ОАО «РЖД» и проч., позволили к концу года достичь консенсуса по окончательным редакциям всех пяти стандартов, разработка которых предусмотрена в Плане выполнения работ по нормативному обеспечению реализации мероприятий по внедрению систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме в период 2020-2022 г.г. (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 25 марта 2020 г. № 675/р).

По итогам работы ТК 045 / МТК 524 в 2021 году разработано 49 стандартов, по которым достигнут консенсус при голосовании. Из них –38 (77,6%) межгосударственных стандартов, 11 (22,4%) – национальные стандарты Российской Федерации (в т.ч. 3 предварительных). Таким образом, в очередной раз подтвердилась тенденция, согласно которой в области железнодорожного транспорта разрабатываются в основном межгосударственные стандарты.

34 стандарта, разработанных в 2021 г., войдут в актуализированные перечни стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава», ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Учитывая, что обновленные редакции регламентов, принятые решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. № 90, вступают в силу в апреле 2022 г. (а в отношении вновь введенных объектов технического регулирования – в апреле 2023 г.), разработка новых и актуализация действующих межгосударственных стандартов способствует формированию современной доказательной базы, включающей в том числе правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов.

Анализ проведенных в 2021 г. работ по стандартизации показывает, что для грузового вагоностроения разработано 16 стандартов. Данные стандарты устанавливают требования и методы испытаний тележек двухосных трехэлементных грузовых вагонов, тележек трех и четырехосных грузовых вагонов, полуфабрикатов из алюминия и алюминиевых сплавов для производства элементов кузовов грузового подвижного состава, рам боковых и балок надрессорных литых трехосных тележек грузовых вагонов, балок соединительных четырехосных тележек грузовых вагонов, балок шкворневых трехосных тележек грузовых вагонов, балансира трехосных тележек грузовых вагонов, триангелей тормозной рычажной передачи тележек грузовых вагонов, упоров автосцепного устройства грузовых вагонов, пятников грузовых вагонов, колесных пар железнодорожных вагонов, букс и адаптеров для колесных пар тележек грузовых вагонов, вагонов грузовых бункерного типа, вагонов-хопперов открытых для перевозки сыпучих грузов, а также методы испытаний грузовых вагонов на прочность и динамические качества, требования к прочности и динамическим качествам вагонов-самосвалов, транспортеров железнодорожных.

В области локомотивостроения, пассажирского вагоностроения, для производства моторвагонного подвижного состава в 2021 г. разработано 12 стандартов. Среди них – стандарты на элементы систем освещения, кресла пассажирские моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги, на компрессоры, агрегаты компрессорные с электрическим приводом и установки компрессорные с электрическим приводом, на приборы наружного освещения и световой сигнализации, требования к выбору и монтажу электрооборудования теплоэлектрического подвижного состава, требования безопасности полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов, предназначенных для внутреннего оборудования пассажирских вагонов, требования гигиенической, экологической, пожарной безопасности и методы испытаний по оценке пожароопасных свойств неметаллических материалов вагонов пассажирских локомотивной тяги, а также стандарты для систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах.

Для целей производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики в 2021 г. разработано 5 стандартов, устанавливающие в т.ч. требования к автоматизированным системам диспетчерского управления движением поездов на железнодорожных линиях различных категорий, типовой архитектуре, интерфейсам, функциям микропроцессорных систем и устройств безопасности, управления и диагностики тягового подвижного состава, стационарным средствам диагностики подвижного состава на ходу поезда, передаче данных для систем управления и обеспечения безопасности движения поездов, системам и средствам технического диагностирования и мониторинга железнодорожной электросвязи высокоскоростных железнодорожных линий.

Современные требования и тенденции развития инфраструктуры железнодорожного транспорта нашли свое отражение в стандарте на выключатели переменного тока на напряжение от 6 до 35 кВ для железнодорожных тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового железнодорожного электроснабжения, стандарте на подстанции трансформаторные комплектные и мачтовые, пункты распределительные комплектные, предназначенные для электроснабжения нетяговых железнодорожных потребителей электроэнергии, стандарте на экологические требования к объектам инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и проч.

Также было разработано 3 стандарта, устанавливающие требования к услугам, предоставляемом на железнодорожном транспорте, 8 стандартов на железнодорожный подвижной состав в целом.
Таким образом, общий фонд стандартов, разработанных в рамках ТК 045, на конец 2021 г. насчитывает всего 409 документов, из них 307 (75,1 %) – межгосударственные стандарты и 102 (24,9%) – национальные стандарты Российской Федерации (в т.ч. 9 – предварительные национальные стандарты).

Деятельность НП «ОПЖТ» и ТК 045 не ограничивается разработкой межгосударственных и национальных стандартов. В 2021 г. российские эксперты активно участвовали в разработке международных стандартов ISO в рамках международного технического комитета по стандартизации ISO/TC 269 «Railway applications» (Железнодорожный транспорт).

Специалисты АО «ВНИИЖТ» начали разработку международного стандарта ISO «General rules for rolling stock gauges in international traffic» (Основные правила для габаритов железнодорожного подвижного состава в международном сообщении), АО «ВНИКТИ» продолжило разработку стандарта ISO «Transportation of exceptional consignments in international railway traffic» (Перевозка необычных грузов в международном железнодорожном сообщении).

Сотрудники НП «ОПЖТ» и Центра технического аудита ОАО «РЖД» продолжили совместную с коллегами из других стран работу над международным стандартом ISO/DIS 22163:2021 «Railway applications — Railway quality management system — ISO 9001:2015 and specific requirements for application in the railway sector» (Железнодорожный транспорт. Система менеджмента качества железных дорог. ISO 9001:2015 и особые требования к применению в железнодорожном секторе).

Если говорить о планах, стоит отметить, что перспективная программа работ ТК 045 до 2024 г. предусматривает (с учетом ее актуализации в 2021 г.) разработку 162 документов по стандартизации, в т.ч. 114 межгосударственных стандартов, 49 национальных стандартов Российской Федерации. В 2022 г. планируется разработать и довести до принятия 37 стандартов (27 межгосударственных и 10 национальных).

В заключение хотелось бы отметить, что работы по стандартизации в области железнодорожного транспорта, несмотря на продолжающиеся ограничения, связанные с пандемией, не прекращаются. НП «ОПЖТ» совместно с ТК 045 / МТК 524 активно поддерживают темп разработки новых и актуализации действующих стандартов. Ряд задач и целей, которые стоят перед отраслью направлены на достижение развития в следующих направлениях:

  • разработка и внедрение систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом режиме;
  • создание цифровой экосистемы управления нормативно-технической документацией для проектирования, производства, испытаний, сертификации, эксплуатации, ремонта и утилизации железнодорожной техники и ее составных частей;
  • повышение энергоэффективности и экологической безопасности производства, эксплуатации и утилизации железнодорожной техники и объектов инфраструктуры железных дорог, а также нормирование и определение углеродного следа продукции;
  • достижение целей устойчивого развития на железнодорожном транспорте, при производстве железнодорожной техники, ее составных частей, элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также в смежных отраслях промышленности;
  • выстраивание и развитие международных отношений в области стандартизации;
  • постоянное обновление действующих и разработка новых стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований технических регламентов.